Наш эксперт Юлия Величка выделила самое важное из статьи Александра Колмановского “Воспитание без наказаний” психолога, директора центра социально-психологической реабилитации “Наша жизнь”. Самое важное – в удобном тезисном формате.

Наказание ребенка

Наказание:

  • желание причинить ребенку боль в надежде на то, что у него выработается условный рефлекс (пример: лезет в розетку – ударили по руке – больше не лезет – ошибочно).
  • направлено на ущемление чувств ребенка, а потом и взрослого (пример: “не сделал урок – сиди 3 дня дома”). 

Содержательное насилие (принуждение)

  • направлено на сущность проблемы, на то, чтобы ребенка сейчас что-то заставить делать, и сопровождается защитой чувств ребенка, всемерными усилиями никак его не травмировать;

Пример: ребенок не хочет пристегиваться ремнями безопасности в машине, родитель насильно заставляет ребенка пристегиваться, удерживает его, капризничающего, вырывающегося, кричащего, и изо всех сил утешает: “Детка, понимаю, что это, наверное, очень неприятно, и мне очень жаль, но без этого точно нельзя ехать, потому что нас оштрафуют и вообще не пропустят”. Цель насилия – пристегнутый ремень.

  • Не имеет целью сделать плохо, это ВЫНУЖДЕННО плохо;
  • Сопровождается всемерным сочувствием к ребенку, переживанием.

Поставить в угол, лишить айпада, телевизора: физического насилия нет, но есть моральное – это символизированный удар, предшествующий физическому.

Физический удар/крик

  • ведет к подорванному доверию со стороны ребенка (будет бояться делиться с ними какими-то проблемными обстоятельствами);
  • поселяет неуверенность в себе (низкая самооценка): “Раз со мной так обращаются, значит, поделом, значит, я этого заслуживаю”. Результат: во взрослом состоянии – неадекватность, неуверенность, инфантилизм.

До 5-7 лет метод содержательного насилия = действие+сочувственные слова.

После – необходима наработанная годами прочная основа взаимодействия с ребенком (высокая степень доверия). Не административная, не физическая, не насильственная. Ребенок прислушивается не потому, что считает взрослого истиной в последней инстанции, а потому что доверяет ему.

 Пример реакции родителя на новость о том, что его ребенок прогулял урок:

Правильная, укрепляющая доверие: “А что вы делали, куда ходили, кто был из мальчиков?” Результат в будущем: слова родителя “Знаешь, в школе собираются тучи, ты там поаккуратнее…”, “Знаешь, тебе виднее, но мне кажется, что этот мальчик довольно цинично к тебе относится…” – будут восприняты ребенком серьезно.

Неправильная, разрушающая доверие: “Ты что, совсем сдурела?”. Результат в будущем: ребенок продолжить прогуливать и перестанет делиться, начнет шифроваться.  

Важно: поскольку младенец самые значимые первые месяцы и годы жизни полностью зависит от родителей, у него эти родительская власть и ответственность находятся очень глубоко внутри и уже больше никуда не уйдут.

Жизненная ситуация

Мать пытается по-хорошему и по-плохому приобщить подростка к домашнему хозяйству, к уборке, что не находит отклика.

Причина 1: ошибочный метод “9 раз рука погладит, один – даст подзатыльник”. Пропорция 9:1 неутешительна, организм будет вздрагивать при каждом прикосновении этой руки. Поэтому если про маму известно, что еще вот-вот, и она сорвется, то никогда ребенок не будет верить никакой ее спокойной, самой дружелюбной интонации. Он будет знать, что это очень временно и зыбко.

Причина 2: ошибочный метод “отбить всяческое желание путем указательного тона” (пример: во время еды говорить ребенку – “Ешь”).

Правильное решение со стороны родителей в этом случае: проанализировать, какие проявления с их стороны способствуют мотивации, а какие отталкивают. Иными словами, надо не развивать мотивацию, надо снимать завалы, которые ее подавляют.

Как научиться сдерживать желание наказать ребенка

  1. Не торопитесь наказывать ребенка. Подумайте, все ли мы сделали, чтобы с ним договориться?
  2. Родителю надо сказать самому себе: “Я никогда не должен ругать и наказывать ребенка. Никогда. Ни по какому поводу. Ни в какой форме. Я – живой человек, я не всегда могу следовать этому решению, этой высокой мудрости, но правильно поступать именно так”.

Разница в подходах к срывам

  1. Сорвавшись, родитель оправдывает себя (“всему есть предел, я живой человек”).
    Итог: родитель будет срываться все чаще и чаще, и не только на ребенке. Доверие со стороны ребенка – с каждым разом все меньше.
  2. Сорвавшись, родитель признает свою слабость и вероятность повторения срывов в будущем + комментирует случившееся: “Я бываю опасным, могу топать ногами, кричать, но знай, ты этого никогда не заслуживаешь, просто я часто чувствую себя истощенной! Да, бывает, что-то не то, и ты, как я, – обычный живой человек, но я понимаю, что ты заслуживаешь только поддержки и помощи, и ничего другого. А срываюсь я, к несчастью, и еще дальше буду срываться неизбежно. Только потому, что я, повторяю, живой человек, и у меня есть своя история вопроса, у меня было свое детство и свои родители”.

Итог: ребенок не будет принимать срывы на свой счет, в будущем это даст уверенность в себе, здоровую самооценку. Родитель будет срываться все реже. При таком подходе ребенок будет считать родителя слабым, несовершенным и это не есть плохо, потому что без такого комментария нашего у ребенка будет лишь протест, а с таким комментарием – сочувствие.

  Важно:

  • нет разницы, говоришь ли ты с подростком или 2-летним ребенком – оба воспримут одинаково, так как это не вопрос лексики, а вопрос истинности внутреннего переживания;
  • доверие не восстанавливается раз и навсегда, подобно Абсолюту. Все течет, все изменяется, таким образом степень выросшего доверия надо смотреть в динамике (пример: год назад не делился личной жизнью, через год, благодаря работе родителей над отношениями, начал делиться).

Действия, разрушающие доверие

  • любая опасность, любые наши реакции и проявления, которые вызывают в ребенке страх, и эту доверительность, естественно, уменьшают. Ребенку важен только сам факт – недовольны мы им или мы его принимаем (пример: ваш мужчина вас отчитывает. Прислушайтесь к себе. Вам же совершенно неважно, насколько он прав. Для вас травматичен сам факт. То же самое происходит и в наших родительско-детских отношениях);
  • постоянные нравоучения, назидания, угрозы в стиле “не будешь учиться – станешь дворником” ребенок перестает воспринимать всерьез, так как человек, от которого это исходит, все время чем-то угрожает.

Мотивация и демотивация

 Ребенок охотно занимается любой деятельностью до тех пор, пока эта деятельность остается для него безопасной.

Пример 1: ребенок складывает башню из кубиков, к нему подходит взрослый и говорит: 

(Неправильно:) “Миленький мой, надо постараться, а в жизни ничего просто так не дается!”

Результат: у ребенка сразу наступает опасение, для него эта деятельность становится небезопасной, он начинает ее безотчетно избегать.

(Правильно:) “Не страшно! У меня тоже в детстве не получалось, а потом все непременно получилось!”

Результат: ребенок продолжает пыхтеть и добиваться результата, заручившись поддержкой родителя.

Пример 2: система отметок в школе снижает мотивацию у учеников к последнему классу, поскольку страх получить плохую отметку не мотивирует, а демотивирует.

Пример 3: назидательная позиция (“Вот говорила я тебе, вот видишь, что бывает, когда ты не слушаешься!”)

Результат: ребенок не может усвоить наш опыт, протестует, МЕНЬШЕ фиксируется на причинно-следственной связи и БОЛЬШЕ на попытке отбиться, не оказаться плохим и неправильным.

Родственники, ломающие родительскую стратегию

  • Они представляют собой благотворные сложности, которые дают нам возможность преподать ребенку ценнейший жизненный урок, сориентировать его, научить сочувственно относиться к их назидательности и агрессивности.

Пример: “Знаешь, у бабушки часто бывает плохое настроение. Наверное, она боится, что ее не очень-то любят”. Надо объяснить ребенку, сказать, что это не бабушка плохая, а это ей плохо, поэтому она такая.

  • В объяснении важна искренность, необходимо своим поведением “отогревать” злую бабушку, папу и других людей. Рождение брата/сестры и взаимодействие со старшим ребенком в данной ситуации.

Пример: старший требует внимание, когда мать занята младшим.

Правильные фразы: “Детка, мне самой ужасно жаль, что мне не хватает на тебя времени, я так по тебе скучаю, мне так не хватает нашего привычного валяния на диване. При первой же возможности я буду твоя”. Результат: принципиально меняется эмоциональный вектор: “я так же нужен и важен для мамы, просто сейчас она занята, надо подождать”.

Неправильные фразы: “Ну ты же старший, как ты не понимаешь, он же маленький. Ты можешь потерпеть, подожди, видишь, я занята”. Результат: ребенок считает, что он – второстепенен, не важный, хуже, а младший ребенок – лучше, важнее.

Конфликты между детьми в семье

  Правильно: конкретизировать действия, которые он больше не должен делать в отношении других членов семьи.

Неправильно: просто сказать “посиди, подумай” (это абстрактная фраза для ребенка), еще хуже – “давай вместе подумаем” (бессмысленно).

Альтернатива наказанию – СОЧУВСТВИЕ на сиюминутные чувства ребенка (пример: спросить у ребенка, чем его так обидел брат/сестра, что он так рассердился).

 Результат: ребенок понимает, что его не упрекают, а сочувствуют.

Детские проблемы. Гнев. Крик. Агрессия

Ребенку не надо объяснять, что грубить − это плохо и можно причинить боль другим грубым словом. Он это точно знает − по себе, по реакциям людей. Он грубит не потому, что смотрит на вещи иначе, чем мы с вами, а только потому, что он не в силах сдержаться, у него такая внутренняя тревожность, неуверенность в себе, что он торопится обидеть первым, пока не обидели его.

За любой попыткой нагрубить стоит попытка привлечь к себе внимание, убедиться, что “ты меня принимаешь не только белого и пушистого”. Когда тихий запрос остается без ответа, человек просто увеличивает громкость. Вот это история любого скандала, хлопанья дверью, физического удара, оскорбления − это всегда про одно и то же – накопившаяся гора недоверия, которую надо откапывать постепенно, шаг за шагом, лопата за лопатой.

+1
3
+1
1
+1
+1
+1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития.