Детство – самый прекрасный этап нашей жизни. Воспоминания о нем греют и поддерживают нас все последующие годы. Но если отношения с родителями вспоминаются с умилением, то наши детские шалости, проказы и невероятные поступки могут довести до смеха даже в старости.

Да, невероятные поступки, оглянувшись на которые удивляешься – и как до такого додумались? И не додумались бы, если бы не они – смелые заговорщики и шалуны и самые верные друзья детства!

Детская дружба закладывает в нас запас позитива, бодрости и озорства на все последующие годы. Именно она позволяет практиковать важные навыки сочувствия, поддержки и понимания. Это первые неловкие шаги к человеку, обществу, первое строительство отношений, в которых все зависит от их маленьких участников.

Развитие детской дружбы

Впервые желание иметь друга появляется в возрасте 4-5 лет. А уже через пару лет оно переходит в необходимость. Люди, которые не нашли друзей в детстве, ощущают это одиночество и обособленность всю свою жизнь. А все потому, что друзья способны поддерживать чувство защищенности вне семьи, они создают ту самую опору, которая помогает ребенку перешагнуть пропасть между ним и часто непонятным ему внешним миром.

К 6 годам ребенок начинает искать общество по интересам, ему важно обрести друга, разделяющего его увлечения или хобби. И только к 10 приходит осознание интимности дружбы, происходят первые шаги к анализу своего микросоциума.

В этом “предпереходном” возрасте ребенок начинает осознавать границы личного пространства и близкого круга. Тогда и появляются те самые друзья, в отношениях с которыми важны верность, честность, поддержка и понимание. 

Возможно, через пару лет отношения с ними будут значить намного больше, чем отношения с родителями. Мнение друзей будет цениться выше, а это может привести к конфликтам уже не среди друзей, а внутри семьи. Однако если ситуация не вызывает серьезных опасений, родителям лучше отойти в сторону и позволить ребенку пережить этот важный этап развития, естественный поиск себя и своего места в обществе.

Первый друг – первый учитель

Дружба не создается мгновенно. Даже в раннем детстве эти отношения очень многогранны и эмоциональны. Наравне с беспечными играми и баловством существуют и разногласия, открытые конфликты, тупиковые ситуации, необходимость помощи и поддержки, понимания и сочувствия.

Но уникальность дружбы состоит в том, что она не только раскрывает разность характеров – она еще и подталкивает детей к желанию найти компромисс и разрешить спор.

Это первые осознанные шаги к эффективной коммуникации, первые альтруистические поступки, первый самостоятельный опыт построения отношений.

Важно помнить, что теорию дружбы ребенок берет в семье, наш пример поведения – его самая важная школа взаимоотношений. Но реализация всех полученных знаний впервые происходит именно в кругу друзей. В их среде мы начинаем прощупывать способы разрешения споров, учимся идти на уступки, находить компромиссы, учимся выявлять все важное и незначительное. Впоследствии этот опыт станет основой наших отношений в семье и в коллективе.

Как научить ребенка дружить?

Важные составляющие настоящей дружбы – это:

  • уверенность в себе или здоровая самооценка;
  • умение общаться или навыки коммуникации;
  • ощущение комфорта в дружеском коллективе.

И если с первыми двумя навыками можно и нужно работать, то третий неизменно вытекает из первых двух. Давайте разберемся, как и над чем нужно работать родителям, чтобы научить ребенка выстраивать гармоничные дружеские отношения.

Вселяем уверенность в себе

Самооценка – это субъективная оценка своих возможностей, внешности, своего образа. Именно она является важной составляющей уверенности в себе. Помочь ребенку обрести здоровую самооценку можно, и часто это ежедневная работа.

На пути к уверенности в себе важным является опыт “неудачи” и отношения к этому. Если мы все время говорим ребенку – “ты лучше всех”, “ты молодец”, оценивая тем самым общий образ, то ребенку будет очень сложно сталкиваться с реальностью, в которой он окажется не самым лучшим.

Именно поэтому необходимо отмечать детали, хвалить детей за конкретные таланты и поступки: “ты красиво поешь”, “ты хорошо сегодня убрал в комнате”. В то же время учимся находить такие же сильные стороны у других детей.

В многодетной семье работает тот же принцип – мы не сравниваем, мы учимся видеть что-то хорошее, что получилось в конкретной ситуации у каждого ребенка. И даже гуляя на улице в дождливый день, мы не сетуем на лужи и слякоть, а находим возможность для веселой игры: как интересно, что лужи как реки – то шире, то уже.

Можно сказать, что с этого и начинается позитивное мышление, которое помогает относиться к неудачам как к возможностям и которое не позволяет скатиться в разрушительно низкую самооценку.

Учимся общаться

Под этим пунктом кроются два других важных понятия, ведущих к дружбе: умение знакомиться и поиск общих увлечений.

Учимся знакомиться

Чтобы научить ребенка знакомиться с другими, важно для начала узнать самого себя. Знания о себе позволят ребенку представиться обществу, рассказать о своих увлечениях, успехах, сильных сторонах. Легко прийти к этому помогут коллаж талантов и дерево достижений. Это самый простой способ зафиксировать в ребенке его позитивный опыт решения сложных задач, обозначить его способности, выделить достоинства.

– Дерево достижений представляет собой импровизированное дерево, на которое наклеиваются бумажки с описанием поступка. Даже незначительные достижения (застелил постель, получил “четверку”) – это повод показать ребенку, что родители видят и ценят его старания.

– Коллаж талантов – это самодельный плакат с фотографиями, историями и описанием достижений, умений и навыков ребенка.

Но важно еще и понимать, что подружиться со всеми не получится, и вряд ли нужно к этому стремиться, но здорово будет научиться легко знакомиться, заводить связи и поддерживать их.

Когда мы уже умеем представить себя, рассказать о себе другим ребятам, важно поинтересоваться и их интересами и увлечениями.

Для развития этого навыка педагог большого детского коллектива в саду или школе может составить карту расположения парт и детей, которые за ними сидят. Цель этой игры – за 2 недели узнать, как кого зовут, затем выбрать несколько детей, с которыми ребенок очень хотел бы познакомиться, и узнать, чем они увлекаются. Эта игра направлена на развитие коммуникативных навыков и умение завязывать знакомства и поддерживать диалог.

Ищем общие увлечения

Общие увлечения – это еще один мостик к дружбе. Найти общие увлечения помогают веселые коллективные игры. Например, в садике, школе или в компании друзей можно играть в “бинго-дружбы”.

Правила игры очень просты: вырезаем 20/30 квадратиков из бумаги, на которых пишем что-то про каждого игрока, например:

 Родился летом

  • Имя начинается на “А”;
  • Играю в футбол;
  • Люблю кошек.

И раздаем их всем участникам.

Отдельно вырезаем аналогичные квадратики-карточки с информацией, которые участники должны будут вытянуть в случайном порядке. Если вытянутый квадратик совпадает с тем, что в руке, участник поднимает руку и закрашивает свою карточку.

В эту игру можно играть еще веселее и динамичнее: друзья по очереди вытягивают карточки из мешка. Те, у кого информация на карточке совпала с правдой, встают. Так вся компания может узнать что-то интересное о своих возможных будущих друзьях.

И вот, когда все барьеры пройдены, остается самое чистое чувство – чувство дружбы. Дружбы, в которой комфортно каждому, в которой есть верность и надежность и которая, возможно, пронесется сквозь все года, став неотъемлемой частью жизни. Ведь дружба, как и любовь, бесценна. Хотя нет, дружба – это и есть любовь.

+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития.