Тема войны очень тяжелая и неоднозначная. Современные дети часто играют в компьютерные игры, связанные с военными действиями, у игроков может быть неограниченное количество жизней.

Что говорят психологи

Елена Макаренко, детский психолог:

Есть возраст, когда с детьми уже можно говорить о смерти, это 5-6 лет. Обсуждение такой темы в таком возрасте – это норма физиологического развития. В каждом возрасте появляются свои страхи и свои вопросы, поэтому сейчас ребенку нужно рассказать то, о чем он просит.

Рассказывать о смерти можно лишь тогда, когда ребенок начинает задавать вопросы, но понятным и не страшным для него языком. Если ребенок не спрашивает, значит ему это еще неинтересно, и заводить эту тему самостоятельно не стоит.

Елена Макаренко, детский психолог

Лучше рассказывать отстраненно, как взрослому, что жизнь кратковременна, смерть естественна, все мы умираем, но рядом со мной ты в безопасности, и сейчас все хорошо. С детства нужно формировать взрослое отношение к естественным вещам и тому, что случается извне. В том числе и к войне, к потере близкого человека. Так мы сформируем ребенка, отделяя его от собственных объяснений, почему так происходит, а просто помогая постичь бытие.

Алексей Карачинский, военный психолог

Детям стоит давать не столько информацию, сколько поддержку и ощущение стабильности. Когда ребенок задает Вам вопросы о войне, революции, его не всегда интересует информация. Чаще всего за этими вопросами стоит просьба: “Мама, помоги мне справиться со страхом, с тревогой, поддержи и защити меня”. Поэтому Ваша основная задача – дать ребенку это ощущение безопасности и стабильности.

Дарья Селиванова, детский психолог

Как рассказывать

Рассказывать дробно

Не старайтесь рассказать сразу все, ориентируйтесь на возраст ребёнка. Главным индикатором служит интерес самого ребенка к теме. Язык должен быть тем проще, чем младше ребенок.

Позже вы еще не раз сможете вернуться к теме вместе с повзрослевшим ребенком и рассказать новые уместные подробности.

Сделать акцент на победе и спокойствии, который она принесла

Период Великой Отечественной войны был тяжёлым, страшным, полным потерь и лишений для каждого жителя нашей страны того времени. Но, несмотря на это, наш народ одержал победу над врагом. И за эту победу мы благодарим наших прабабушек и прадедушек, которые защищали нашу страну, чтобы мы могли сегодня спокойно жить: работать и отдыхать, развиваться и получать образование, растить своих детей и общаться с друзьями.

Эмоции, а не цифры

Младшим школьникам можно дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах и цифрах, которые дети в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Не бойтесь рассказывать эмоционально, пусть ребенок понимает, насколько трогает вас эта тема. Эмоции – это первое, что он запомнит. 

Военные образы

125 грамм хлеба

Можно отмерить и показать ребенку 125 грамм хлеба. Объясните ему, что во время войны такой кусочек хлеба был единственной едой на целый день и больше ничего нельзя было достать.

Расскажите о том, что, несмотря на голод, людям приходилось каждый день трудиться, чтобы поддержать и защитить свою Родину: ходить на завод, делать снаряды для фронта, обеспечивать тылы. 

Семейная память

Не найдется ни одной семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. Если в вашем роду кто-то воевал, то у вас могли сохраниться фотографии, письма с фронта или ордена. 

Посвятите время тому, чтобы рассмотреть вместе с ребенком памятные вещи. Почитайте вслух письма, посмотрите фотографии, изучите ордена. Расскажите все, что знаете о своем родственнике, пережившем войну. Попробуйте представить и описать состояние души фронтовика, который хотел просто спокойно жить, но был вынужден расстаться со своими близкими и идти воевать, чтобы спасти свою Родину от жестокого врага.

Книги о войне и послевоенном времени для младших школьников

  • Алексеев С. “Рассказы о войне”
  • Баруздин С. “Шел по улице солдат” 
  • Кассиль Л. “Твои защитники”
  • Маркуша А. “Я – солдат, и ты – солдат”
  • Митяев А. “Письмо с фронта” 
  • Гайдар А. “Клятва Тимура”, “Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове” 
  • Артюхова Н. “Светлана” 
  • Воронкова Л. “Девочка из города” 
  • Голявкин В. “Рисунок на асфальте”
  • Катаев В. “Сын полка” 
  • Лиханов А. “Последние холода”
  • Осеева В. “Васек Трубачев и его товарищи” 
  • Верейская Е. “Три девочки” 
  • Миксон И. “Жила, была” 
  • Никольская Л. “Должна остаться живой” 
  • Балтер Б. “До свидания, мальчики!” 
  • Богомолов В. “Иван”, “Зося” 
  • Ильина Е. “Четвертая высота”
  • Кассиль Л. “Улица младшего сына”
  • Печерская А. “Дети – герои Великой Отечественной войны”
  • Сухова А. “Дети войны”
  • Бакланов Г. Я. “Навеки – девятнадцатилетние” 
  • Васильев Б. “В списках не значился”, “Завтра была война” 
  • Алексеев С. “Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей” Бондарев Ю. “Батальоны просят огня” 
  • Медведев Д. “Сильные духом” 
  • Полевой Б. “Повесть о настоящем человеке” 
  • Смирнов С. “Брестская крепость” 
  • Русакова О. “Сестры”
  • Распутин В. “Уроки французского” 
  • Бондарчук С. “Судьба человека” 
  • Вознесенский И. “Четвертая высота” 
  • Пронин В. “Сын полка” 
  • Ростоцкий С. “Сын полка”. 

Фильмы о войне 6+

Девочка ищет отца

Девочка ищет отца фильм

Иваново детство

Иваново детство фильм

Смелые люди

Смелые люди фильм

Беспокойное хозяйство

Беспокойное хозяйство фильм

Сын полка

Сын полка фильм

Садись рядом, Мишка!

Садись рядом, Мишка! фильм

Четыре танкиста и собака

Четыре танкиста и собака фильм

Зимнее утро

Зимнее утро фильм

Пятерка отважных

Пятерка отважных фильм

Юнга Северного флота

Юнга Северного флота фильм

Современные отечественные фильмы о войне

“Битва за Севастополь” (2015) 12+ 

“Мы из будущего” (2008) 16+ 

“Брестская крепость” (2010) 16+ 

“Сталинград” (2013) 12+ 

“А зори здесь тихие…” (2015) 12+ 

1 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Стул у грудничка на грудном вскармливании

Первое, что нужно знать и помнить новоявленным мамам и папам: стул грудничка зависит от его (а значит и его мамы) питания и возраста, а также может совершенно отличаться у разных детей. А это значит, что некорректно сравнивать испражнения старших детей и грудничков, своих и чужих детей. Кроме того, дети, у которых грудное вскармливание, имеют отличный стул от тех, кто кушает смеси.
Читать

Запоры при грудном вскармливании

Говорят, ожидание ребенка – самая счастливая пора в жизни женщины. Но часто беременные с этим не согласны. Изжога, запор, отечность и жуткая неповоротливость сильно осложнят жизнь. Выдержать неполадки организма стоически помогает только желание родить здорового малыша и осознание, что скоро все неприятности окажутся позади, вновь вернется красота и здоровье. И вот, роды позади, а «неприятный осадочек» – запоры при грудном вскармливании – остался.