Кризис – переворот, пора переходного состояния, перелом. Это процесс появления новых сторон в психике, перестройки связей между существующими в ней объектами.

Со стороны может казаться, что период кризиса это период разрушения (привычного течения событий), в сущности же, кризис является залогом динамики развития каждого человека, поднимающий его на новый уровень сознания, понимания и ответственности. 

Причина детских возрастных кризисов

Наиболее насыщенным в плане кризисов является период детства. Это связано с тем, что дети растут и развиваются неравномерно, рывками. 

Возрастная периодизация детского развития включает в себя постоянное чередование стабильных периодов жизни и стадий кризиса, завершающих предыдущий стабильный период. 

Согласно основному закону динамики возраста, сила, вызвавшая развитие ребенка, приводит к отрицанию первоначальной основы развития и последующему распаду существующей социальной ситуации, при которой это развитие происходило. 

Таким образом, кризис вызывает внутренняя логика самого процесса развития, а не внешние условия. 

Основные детские кризисы

Кризис новорожденного

младенец

Период:

Как правило, начало данного кризиса проявляется с момента рождения, когда ребенок теряет в весе и длится до момента восстановления его исходных показателей.

Чем обусловлен:

  • постоянный приток новых раздражителей;
  • противостояние полной зависимости и отсутствия умения выражать свои желания.

Как проявляется:

  • быстрая перемена настроения;
  • обеспокоенность до кормления;
  • раздражительность.

Что формирует: 

  • комплекс оживления – первые эмоциональные реакции на окружающий мир;
  • общую адаптацию после внутриутробного периода.

Что важно:

  • любить и принимать;  
  • вовремя отвечать на потребности;
  • обеспечить стабильность в физиологических запросах.

Кризис 1 года

годовалый ребенок

Период: критический этап наступает в возрасте с 9 мес. – 1,5 лет.

Чем обусловлен:

  • приобретение новых навыков воздействия на предметный мир; 
  • первое осознание себя как отдельного существа.

Как проявляется:

Кризис конца младенчества в поведении некоторых детей сопровождается неадекватным поведением, иногда припадками. Ребенок может упасть на пол, кричать, стучать ногами либо демонстрировать иные формы неповиновения взрослому, при этом внимательно наблюдая за реакцией на его поведение.

Сутью такого поведения является испытание взрослого, исследование его реакции. Это форма воздействия на взрослого. Ребенок пробует новые формы и степень интенсивности, с которыми можно обратиться к взрослому.

Что формирует:

  • завершает период младенчества;
  • формирует первое осознавание основных моментов “я есть”, “я могу существовать отдельно от других”, “я хочу”. 

Что важно: 

  • не реагировать на бурное проявление детских эмоций негативно;
  • разрешать пробовать принимать решения самостоятельно;
  • обеспечивать своевременный отдых.

Кризис 3-х лет

Период: критический этап наступает в возрасте с 2,5 – 3,5 лет.

Чем обусловлен: 

  • происходит первое отделение ребенка от матери, ребенок открывается для общения с внешним миром;
  • обретение первых навыков самообслуживания;
  • обретение первых навыков действия с предметами;
  • возникновение умения регулировать свои физиологические отправления;
  • возникновение умения выразить словами свои мысли и потребности.

На фоне осознавания собственной компетентности у ребенка возникает потребность в изменении характера взаимоотношений с взрослыми.

Как проявляется:

  • возникновение негативизма по отношению к взрослому в виде полного отказа от подчинения;
  • упрямство, имеющее целью выделение личности и требование, чтобы с этой личностью считались;
  • строптивость, направленная на существующие в семье и дома устои;
  • своеволие, проявляющееся в собственных замыслах и намерениях, потребность в эмоциональном отделении от взрослого, преобладание “Я сам!”;
  • обесценивание взрослых, ввиду которого самые близкие ребенку взрослые люди могут услышать в свой адрес оскорбительные реплики.

Что формирует:

  • завершает период раннего детства;
  • формирует умение вырабатывать различные стратегии поведения;
  • формирует умение принимать самостоятельные решения.

Что важно: 

Воспитательным ресурсом в преодолении детского негативизма может быть существование абсолютных, “безличных”, требований, которые неукоснительно выполняют все взрослые.

Понимание ребенком существования “единого императива” для всех, кто его окружает, поможет ему справиться с собственным негативизмом.

Кризис 7 лет

мальчик 7 лет

Период: критический этап наступает ближе к 7-ми годам.

Чем обусловлен:

  • основное новообразование, вызывающее этот кризис, – утрата детской непосредственности;
  • появление рефлексии, которая вклинивается между внутренней и внешней жизнью ребенка и приводит к тому, что его поведение может резко измениться;
  • если до этого внешнее поведение ребенка непосредственно выражало происходящие в нем процессы: “Что думаю, то и говорю, и делаю”, – то теперь мышление развилось настолько, что можно “увидеть себя со стороны”;
  • возникновение готовности к более широкому общению.

Как проявляется: 

  • излишняя вычурность в поведении;
  • демонстрация нарочито “взрослого поведения”;
  • проявление интереса к собственному внешнему виду;
  • прибегание к хитрости, в попытке уклониться от навязанного взрослыми поведения;
  • использование скрытности, чтобы добиться желаемого результата или избежать наказания.

Что формирует:

  • завершает период дошкольного возраста;
  • формирует умение осмысленно ориентироваться в своих переживаниях;
  • формирует возникновение осознанных попыток самонаблюдения, саморегуляции и самонаказания.

Что важно:

  • моральная поддержка и похвала;
  • предоставление свободы там, где это возможно;
  • выполнение собственных домашних обязанностей, уход за домашними животными и другие ответственные занятия помогут почувствовать себя самостоятельным и независимым;
  • демонстрация своего доверие и уважения к подрастающему члену семьи; 
  • установление базовых правил поведения для ребенка в любых ситуациях, включающих небольшой перечень категорических запретов, защищающих ребенка от опасности, нежелательных поступков, с которыми вы способны примириться при определенных условиях, а также наиболее обширный перечень действий, которые  ребенок может выполнять по собственному усмотрению.

Кризис 13-ти лет

Период: критический этап наступает ближе к 13-ти годам.

Интенсивность этого кризиса зависит от того, как прошли все предыдущие кризисы, насколько ребенок сформировал свое мнение, умение общаться с людьми, принимать решения и отстаивать собственную точку зрения.

Чем обусловлен:

  • начало гормональной перестройки детского организма;
  • изменение отношения реального и возможного в сознании: развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении.

Как проявляется: 

  • мечтательность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • стремление к эмансипации: ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей – проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь, переживания и пр.;
  • частые конфликты с родителями на фоне их непонимания его внутреннего мира, возникновение бурной реакции на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также критики, запретов и пр.;
  • стремление к общению со сверстниками: теперь не родители, а сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для ребенка авторитетами;
  • появление активного интереса к лицам противоположного пола;
  • проявление поведения и манер, свойственным взрослым.

Что формирует:

  • начинает первый период перехода от детства к взрослости; 
  • происходит формирование психологической сепарации от родителей, ребенок переживает новое рождение – как отдельной психологической единицы;
  • одной из задач развития подростка является координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.

Что важно:

  • предоставление большей свободы;
  • признание самостоятельности ребенка и его права на личную жизнь.

Кризис 17-ти лет

Период: критический этап наступает ближе к 17-ти годам.

Чем обусловлен: 

  • период окончательного завершения физического созревания человека;
  • возникновение способности самостоятельного существования.

Как проявляется: 

  • повышенная тревожность и нервозность, связанные с возникновением страха перед новой жизнью;
  • повышенное внимание к своей физической форме;
  • могут возникать нарушения невротического характера, в том числе нарушения пищевого поведения;
  • жизненно важной сферой становится область межполовых отношений.

что формирует: 

  • начинает второй окончательный период перехода от детства к взрослости;
  • формирование готовности к преодолению физических испытаний и лишений.

Что важно:

  • поддержка семьи;
  • участвовать в жизни ребенка, с предоставлением самостоятельности, особенно в выборе своего будущего. 

Как реагировать родителям на детские кризисы

  1. Важно помнить, что в каждом кризисе наряду с резкими, не всегда понятными и приятными переменами поведения ребенка, присутствует наличие позитивного содержания – развитие новых жизненных навыков.
  2. Понимать, что кризис в отношении ребёнка – это всегда отделение. Всегда рывок к сепарации, к увеличению дистанции от родителей, в этом суть процесса взросления.
  3. Как правило, проблема во время детского кризиса заключается в том, что родители не успевают перестроить свое отношение к ребенку. Мысленный образ ребёнка у нас тот, который был несколько месяцев назад. А иногда, наоборот, мы ожидаем слишком многого от ребёнка, забывая, что он маленький. При этом внутри кризиса дети не только быстро растут, но иногда и временно “откатываются” назад.

Кризис объективно: точка перелома графика, так как было больше невозможно и не будет. И это не хорошо, и не плохо, это факт.

Литература и источники

Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов “Возрастная педагогика и психология” Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене.

+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
общение семьи за столом
Читать

5 семейных игр, в которые можно играть где угодно

Как хорошо, когда дети, родители, бабушки, дедушки и другие члены семьи заняты чем-то интересным, увлекательным и вместе с тем полезным. Играйте и становитесь ближе друг к другу!