Личные границы – это четкое понимание того, что твое, а что чужое, как с тобой можно, а как нельзя, что уместно c другим человеком, что нет. Это осознание себя отдельной личностью.

Личные границы – это то, чего нет у большей части героев и героинь старых и современных сказок. Нет – потому что границы постоянно нарушаются, личная неприкосновенность отсутствует как таковая.

Тем ценнее те редкие сказки, где героини и герои умеют четко и ясно отстаивать свои границы.

“Орел и овечка” Дональд Биссет 

Сказка, которую должны прочесть все мамы своим дочкам. И все папы своим сыновьям.

Орел вернулся и сел опять за стол.
– Хочешь еще кусочек поджаренного хлеба, милая овечка? – спросила Мэри.
– Нет, спасибо, – ответила овечка, вспомнив, что ей шепнула Мэри. – Пожалуй, я бы лучше съела орла.


Чему учит сказка? 

  • Взрослых: вежливой и эффективной форме заступаться за детей, без агрессии к ребенку-обидчику. 
  • Детей, которых обижают: не пугаться и не теряться, когда на тебя нападают. 
  • Невоспитанных нахалов: понимать, что чувствует человек, которого хотят съесть, а также тому, что безнаказанность не вечна.

Чем отличается “Орел и овечка” от других сказок, где обидчики и обманщики, получают тем же самым по тому же месту? Например, от белорусской сказки “Лиса и тетерев” и русской “Лиса и журавль”?
 
Тем, что в этих сказках Лиса – манипулятор, и даже когда она хочет съесть Тетерева, она хитрит, не нападает напрямую на Тетерева. И ответить ей относительно просто. И пережить это проще, чем прямую агрессию Орла из сказки Биссета.
 
Орел покушается на личную неприкосновенность Овечки и лишает ее личностной сущностности – он говорит о ней как о еде в третьем лице, при ней. Такая агрессия разрушает, и тот, на кого она направлена – нуждается в защите. Мэри ведет себя очень умно. Она не просто ставит Орла на место, она дает слово самой овечке, тем самым возвращая ей ее субъектность.

– Тетерев, а тетерев, в лесу новый закон вышел, чтобы все звери и птицы мирно жили, друг друга не трогали. Я сама читала. Спускайся-ка на землю! Потолкуем.
Тетерев ей отвечает:
– Хороший закон. Только слышишь, где-то рядом собаки лают? Может, знакомиться с нами бегут?

“Мышонок и карандаш” Владимир Сутеев

В контексте сказок Сутеева это скорее сказка о смекалке. Но, по сути, она о борьбе против того, кто хочет разрушить тебя.

И мышонок больно укусил Карандаш.
– Ой!.. – сказал Карандаш. – Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай, что хочешь.

Чему учит сказка? 

  • Бейся за свое спасение, как можешь. 
  • Не теряй самообладания и спасайся, когда тебе грозит опасность. А если хочешь съесть другого, помни, что и тебя могут съесть.

Про маленького поросенка Плюха” Инга Баллод, Ирина Румянцева

Плюх – самый младший в семье поросят. И, как и все дети, периодически попадает в разные истории. Причем истории не волшебные, а вполне жизненные.

– Скажите, почтенный Долдон, сколько дней вы еще прогостите у нас?
Козел раздраженно ответил:
– Я останусь у вас надолго, потому что мне тут нравится! Услышав это, поросята совсем расстроились. 

Чему учит сказка?

  • В жизни бывает всякое, ты не виноват в том, что попал в сложную ситуацию. Но ты всегда можешь рассчитывать на поддержку и понимание семьи и на помощь взрослых.

“Колосок” в обработке Софьи Могилевской, “Курочка-хлопотунья” Алексея Гарнича

И другие сказки, где кто-то отказывается кому-то помогать, а потом претендует на обед, но ему не дают – не заработал. Изначально эти нравоучительные сказки писались как сказки про лентяев. Но по существу они об уважении к своему труду.

– Все ты, – чуть слышно пропищали они.
– А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.

Чему учит сказка?

  • Не стесняйтесь требовать уважения к своему труду. 
  • Вы не обязаны делиться результатами своего труда с кем бы то ни было. 
  • Не стесняйтесь давать отпор тем, кто вас не уважает. 
  • Не рассчитывайте, что те, кого вы не уважаете, будут к вам по-доброму относиться.

“Принцесса в бумажном мешке” Роберт Манш

В этой книге все ясно и все прямым текстом. Дочка просит книгу про принцесс? Это то, что надо.

Он посмотрел на свою спасительницу, поморщился и сказал:
– Ну и вид у вас, Эльза! От вас пахнет гарью, вы не причесаны и на вас надет какой-то бумажный мешок. Будьте так любезны, возвращайтесь, когда будете выглядеть, как принцесса.
– Дорогой мой Рональд, – ответила ему Эльза, – от вас пахнет лавандой, волосы у вас идеально причесаны, а платье великолепно. Вы выглядите, как настоящий принц, но на самом деле вы просто ничтожество, и я никогда не выйду за вас замуж!

Чему учит сказка?

  • Ценить себя. 
  • Ставить нахалов на место. 
  • Без сомнений расставаться с теми, для кого важнее внешний облик, а не ты сама (ты сам). 
  • Уважать людей и их поступки как таковых. 
  • Быть готовым к тому, что если тебе важны не люди, а их внешность, ты сам можешь оказаться ненужным.

Что читать с детьми постарше?

Читайте Павла Бажова и Астрид Линдгрен.

Все героини и герои Бажова – цельные, ясные, самодостаточные люди, осознанные и умеющие отстаивать себя.

“Горный мастер” Бажова может стать поддерживающей книгой для подростков, особенно девочек, которым нередко приходится выслушивать чужие мнения, как им следует жить. 

В произведениях Линдгрен, как правило, дети с четко выраженными границами, и окружение с ними считается.

Несказочные книги Линдгрен: 

“На острове Сальткрока” – маленькая девочка с границами на замке; 
“Эмиль из Леннеберги” – вот уж дитя с границами!

Сказки Линдгрен:

“Мио, мой Мио” – как бы отец и сын друг друга ни любили, когда пришло время, сын пошел, куда ему надо, а отец хоть и страдал, но не удерживал его. Подростковая сепарация от родителей – это стремительное расширение и самоосознание границ личности ребенка, при которой родители уходят из центра их жизни. И уважение к процессу передела мира и к новым границам ребенка – непростая тема.

“Пеппи Длинный чулок” – в этой книге очень много всего. Пеппи – пример храброй, сильной, самодостаточной девочки.

Автор: Наталья Калашникова, журналистка и мама.

+1
1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития.