Маленькие дети знают, что по скайпу они взаимодействуют с родными, а не с картинкой, как, например, при просмотре передачи “Улица Сезам”. Задолго до того, как большинство младенцев научатся одеваться или разговаривать, они начинают делать сложные выводы о мире вокруг них.

Ученые из нескольких университетов рассказали, что теперь у них есть доказательства для бабушек и дедушек, живущих далеко от своих внуков: младенцы могут также понимать разницу между, скажем, трансляцией с ведущим и видеозвонком от их дедушки.

Способность с младенчества различать телевидение и видеочат, которую исследователи только недавно подтвердили, может оказать глубокое влияние на наше понимание того, как развивается мозг человека, и конкретно, как технологии влияют на формирование абстрактных понятий на ранней стадии.

“Младенцы, которые довольно малы, могут понимать, действительно ли взрослый отвечает им в режиме реального времени”, – говорит Элизабет МакКлюр, исследователь, которая изучает в Джорджтаунском университете влияние на детей средств массовой информации. “Некоторые телевизионные шоу пробуют имитировать это: вы видите, например, с Elmo, или на Blue’s Clue’s, что персонажи смотрят прямо на камеру и притворяются, что взаимодействуют с ребенком. Есть доказательства того, что младенцы могут различать это уже в 6 месяцев”.

Это имеет значение по нескольким причинам, не последней из которых является культурная. Большие семьи все чаще распространяются на большие географические расстояния. Видеозвонки – это то, с помощью чего многие малыши впервые узнают своих дедушек и бабушек, тетушек и дядюшек и других людей, которые их любят.

Технологии видеочата серьезно влияют на то, как люди начинают воспринимать отношения.

Хотя программы Skype, Whats App или Viber по-прежнему относительно новы, эта область исследований основывается на десятилетиях экспериментов с участием детей и экранов. Исследователи давно начали изучать, как пассивные просмотры телевизионных передач влияют на детей раннего возраста и насколько хорошо дети могут учиться при просмотре образовательных программ. Однако ученые только начинают выяснять, как дети воспринимают взаимодействие через экран с другим человеком в реальном времени.

Конечно, трудно понять, что думают младенцы, просто наблюдая за их реакцией. “По тому, что они смотрят на экран, нельзя определить, что они интерпретируют его, расшифровывают, понимают, – говорит Рич. “Может ли ребенок декодировать картинку из светлых и темных пятен на двумерном объекте, в качестве которого выступает изображение лица бабушки, и понимать, что шум, который он слышит, воспроизводится именно бабушкой, разговаривающей с ним?”

Вернувшись в Джорджтаун, МакКлюр и ее команда провели опрос в Вашингтоне, округ Колумбия, в котором опросили родителей младенцев и детей младшего возраста, сколько из них когда-либо участвовали в видеочате, таком как FaceTime. “Восемьдесят пять процентов семей, у которых есть дети младше 2 лет, сказали, что они хотя бы раз, но использовали его”, – говорит МакКлюр. “И почти 40 процентов сказали, что они включают видеочат один раз в неделю, то есть пользуются им часто”.

Кроме этого, эти чаты были на удивление длинными, часто продолжавшимися 20 минут и более. И многие родители маленьких детей сообщили об использовании видеочата со своими детьми, хотя детям не разрешалось смотреть телевизор. “Даже семьи, которые избегают телевизора, делают исключение для видеочата”.

Элизабет МакКлюр проводила большую часть своего времени, наблюдая за семьями с младенцами во время этих видеозвонков. В частности, она хотела оценить, как они справлялись с ограничениями потокового видеочата, который может неожиданно прерываться. Даже когда разговоры технологически безупречны, сам формат общения не может передавать всех нюансов и сигналов, которые младенец привык считывать при личном взаимодействии. “Младенцы очень чувствительны к зрительному и физическому контактам, а видеочат не дает им этого”, – сказала МакКлюр.

Например, дети, смотрящие телевизор или фильмы, как правило, путаются, когда звук даже чуть-чуть не синхронизирован. “4-месячный ребенок может едва держать голову, но, если случается задержка при просмотре видео, он расстраивается из-за этого”, – сказал Георгий Тросет, адъюнкт-профессор психологии и развития человеческого потенциала в Университете Вандербильта. “На самом деле крошечные дети реагируют на социальную отзывчивость человека. Если при общении происходит что-то странное, это беспокоит их”.

Дополнительное исследование показало, что когда естественного общения недостает, это может “реально навредить способности ребенка учиться”, – говорит Рейчел Барр, психолог развития в Джорджтауне.

“Итак, это интересный вопрос: как мы формируем знания людей, если мы видим их только в двух измерениях? Откуда мы знаем, взаимодействуют ли они с нами?

Младенцы в конечном итоге лучше всего учатся, когда общаются с близкими людьми. Таким образом, несмотря на многочисленные ограничения, которые сопровождаются удаленным общением, даже малыши могут понять ситуацию, когда звонок идет не так, как планировалось. “Просто можно сказать ему что-то вроде: “Интернет не работает”, – говорит Барр. “Это все равно что направить внимание ребенка на новую игровую ситуацию. И дети реагируют так, как будто экрана там нет”.

Растущий объем наблюдений показывает, что дети, похоже, преуспевают в видеообщении в режиме реального времени. Исследователи обнаружили, что мамы чаще утешают малышей через видеочат, чем через аудио. И видеочат, по-видимому, воспринимается младенцами намного легче, чем телефонный разговор.

Оказывается, дети очень плохо умеют общаться по телефону, им не хватает визуальной обратной связи. Ребенок может кивать собеседнику, но человек на другом конце провода этого не видит, а ребенок об этом не знает.

Барр

Такая проблема актуальна не только для младенцев, но и для детей более старшего возраста, вплоть до возраста второго класса школы. “Предыдущие исследования показали, что дети до 7 лет испытывают проблемы при использовании телефона, а тем более их испытывают дети младшего возраста. Ребенку нужно освоить много когнитивных навыков, чтобы понять, что представляет собой бестелесный голос”.

В широком смысле наблюдение за тем, как дети взаимодействуют с близкими в видеочатах, – это один из способов понять, как они воспринимают свое окружение в целом. “Ощущая реальность, понимают ли они, что дедушка и бабушка на мониторе – это реальные дедушка и бабушка?”, – замечает МакКлюр. “Есть несколько вещей, которые заставили меня спрашивать: “Как младенцы воспринимают реальность?”.

Это вопрос, на котором Тросет, психолог из Вандербильта, была сосредоточена до тех пор, пока не появились видеочаты. Более десяти лет назад она и ее исследовательская группа установили видеокамеру и экран, чтобы оценить, как дети реагируют на то, что видят себя на мониторе в режиме реального времени, – этот опыт сейчас можно повторить со смартфонами, которые имеют фронтальную камеру. “Как изображение представляет реальность? Это самое начало символической реальности, то есть представление себя в виде движущейся картинки, и это очень важно”, – сказала она.

У Тросет и ее коллег есть данные, которые показывают, что дети в возрасте от 2 лет могут понять, что изображение по телевидению не является реальным, потому что оно напрямую не связано с их окружением. Растет количество детей, которым родители ограничивают просмотр телевизора, но при этом часто такие семьи участвуют в видеочатах в полном составе.

МакКлюр говорит, что она наблюдала множество интерактивных игр между детьми на одной стороне видеочата и взрослыми – с другой стороны. “Младенцы также любят делиться вещами через экран, особенно едой”, – сказала мне МакКлюр. “Им нравится пытаться накормить своих дедушек и бабушек. Затем [бабушки и дедушки] притворяются, что получают пищу на той стороне, и едят ее”.

Это может показаться глупым, но последствия этих игр весьма глубоки. МакКлюр вспоминает одну малышку, которая пыталась передать изюм своему деду через экран iPad, на котором он появился. Маленькая девочка оставила изюм для него там, за экраном. Ее мать пыталась помочь ей понять, что дедушка хоть и появился на экране, на самом деле он живет в другом доме. “Мать все время спрашивала: “Где живет дедушка?” И маленькая девочка указывала на экран и отвечала: “Прямо здесь!” И в некотором смысле это была правда. Когда вы хотите увидеть дедушку – вы подходите к экрану и зовете его.

В конце концов дети могут понять, что разговор с человеком, который появляется на экране, не означает, что человек находится внутри устройства. Но насколько важно это различие на ранних стадиях жизни ребенка? Большая часть того, что дети впервые узнают о человеческом взаимодействии, с технологией или без нее, включает метафору и симуляцию. Для младенцев, которые тратят время на видеочаты, это не просто попытка покормить кого-то изюмом через iPad, а проявление привязанности.

“Мы видели много поцелуев через экран, – сказала мне МакКлюр. “В некотором смысле невозможно потрогать их. Но, с другой стороны, привязанность действительно проявляется. Это похоже на настоящий поцелуй. Всем известно, что воздушный поцелуй хоть и не похож на настоящий, но это социально приемлемая форма привязанности. Это то, чему мы учим детей на самом деле”.

Исследователи считают, что видеочат может изменить фундаментальную основу, на которой дети формируют понимание социальных взаимодействий. “Родители не поощряют ребенка притворяться, что они испытывают привязанность, – говорит МакКлюр, – они поощряют их проявлять настоящую любовь даже через экран. Они не говорят: “Поцелуй экран”. Они говорят: “Поцелуй бабушку. Они учат их, что это реально”.

+1
1
+1
+1
+1
1
+1
+1
+1
1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Выбираем ортопедическое основание для кровати
Читать

Выбираем ортопедическое основание для кровати

Качество сна во многом зависит от кровати и постельного белья. Если матрас и подушка выбраны неправильно, появятся проблемы со сном. Кроме того, нужно грамотно выбрать конструкцию кровати.