История  Эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то термин «эмоциональный интеллект» (EI) вошел в оборот только в 90-х годах ХХ века.

В 1870 году Чарльз Дарвин выпустил первую книгу о роли внешнего проявления эмоций для выживания и адаптации «Выражение эмоций у человека и животных» 1.

В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк говорил о том, что он называл «социальным интеллектом». 

Позднее важность «эмоциональных факторов» была признана Дэвидом Векслером, одним из отцов системы тестирования IQ. 

В 1948 году другой американский исследователь, Р.В. Липер, выдвинул идею «эмоционального мышления», которое, как он считал, является составной частью «логического мышления». Однако еще более 30 лет мало кто из психологов и педагогов-теоретиков поддерживал эту точку зрения. 

А в 70-х годах прошлого столетия Л. Кронбах пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны.

В отечественной психологии идея «единства аффекта и интеллекта» разрабатывалась такими учеными, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, В.Д. Шадриков. 

О связи между аффектом и интеллектом еще в 20-х годах говорил Л.С. Выготский. Он считал, что эмоции более сложны, чем инстинкты 2. Л.С. Выготский назвал интеллектуальный момент между переживанием и непосредственным поступком и назвал его – «смысловым переживанием». Данный термин очень близок к понятию «эмоциональный интеллект» 3.

Идеи Л.С. Выгодского развивал А.Н. Леонтьев, говоря о том, что мышление имеет эмоциональную регуляцию. Функция эмоций как раз и состоит в том, что они (эмоции) сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в жизни человека 4.

С.Л. Рубинштейн также развивая идеи Л.С. Выгодского, считал эмоции интеллектуально наполненными, воспринимал эмоции как неотъемлемую часть познавательного процесса. И, в отличие от своих коллег, прямо говорил об интеллектуальности самих эмоций, как и об аффективности интеллекта. С.Л. Рубинштейн во многом предвосхищает идею эмоционального интеллекта: «В действительности нужно говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни личности, но о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, так же как внутри самого интеллекта» 5.

Компоненты творческого мышления изучал Я.А. Пономарев. В развитии внутреннего плана ребёнка он выделял различные этапы, в которые включал эмоциональные компоненты. Условно можно обозначить его схему как переход от эмоционального субъективного восприятия к объективной оценки 6.

Интересны также исследования О.К. Тихомирова, который исследовал проблемы «эмоционального мышления», по сути аналога понятия «эмоциональный интеллект». Он считал, что эмоциональные состояния принимают активное участие в решении задач, все эмоциональные явления связаны с мыслительной деятельностью 7.

С 90-ых годов в отечественной психологии большое внимание уделяется эмоциональности, её связи с успешностью деятельности. Внимание взаимодействию аффектов и когниций уделял А.В. Брушлинский. Он считал, что эмоции могут как помогать мышлению, так и наоборот препятствовать ему, такое взаимодействие он называл взаимопроникновением 8.

А. А. Бодалёв говорил о том, что некоторым людям свойственна социальная одарённость. Под этой одарённостью он понимал совокупность эмоциональных и коммуникативных способностей, обеспечивающих успешную коммуникацию 9.

П.В. Симонов придерживался к рассмотрению эмоций в когнитивной традиции 10. Эмоции он определял через отражение потребностей и вероятности их удовлетворения, оценка происходит на основании ранее приобретённого опыта. Положительные эмоции связаны с большой вероятностью удовлетворения потребностей, а отрицательные – с низкой вероятностью.

В. Д. Шадриков акцентирует внимание на двух взаимосвязанных функциях эмоций: функции эмоций как механизма формирования сознания и функции эмоций как механизма формирования внутренней реальной человеческой жизни. Автор предполагает, что, так как в своих переживаниях человек сам выступает для себя объектом познания, то сознание начинает формироваться с осознанием самого себя. Эмоции входят в состав внутреннего мира человека наравне с интеллектом, согласно модели интеллекта В.Д. Шадрикова, по отношению к умственным действиям эмоции выступают как причина, а не как следствие. В.Д. Шадриков разработал модель развития способностей, которая стала фундаментом исследований развития эмоционального интеллекта как способности. 

В отечественной психологии большое значение уделялось взаимосвязи эмоций и мышления, но понятия «Эмоциональный интеллект» как такового не существовало, проводились эмпирические исследования, являющиеся предпосылками  формирования концепции эмоционального интеллекта. 

Важной предпосылкой к возникновению понятия «Эмоциональный интеллект» является также концепция «множественного интеллекта», интегрирующая многие теоретические суждения и концепции предыдущего времени. В 1983 году Говард Гарднер, психолог из Гарвардского университета, писал о возможности «множественного интеллекта». Он, по мнению Гарднера, включает то, что можно назвать «интропсихическими способностями» – способностями к самоанализу – и «личностным интеллектом» 11.

И вот только в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он впервые вводит обозначение EQ (emotional quontient) – коэффициент эмоциональности. По аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта 12.

А пять лет спустя понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) ввели в научную терминологию Дж. Майер (профессор Нью-Гемпширского университета) и П. Саловей (ныне президент Йельского университета), опубликовав в 1990 г. совместную статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему 13.

Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции – как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни. 

Как позже написал коллега Питера Саловея Дэвид Карузо:

«Эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

В начале 1990-х Д. Гоулман, который писал в качестве обозревателя для «New York Times» об исследованиях в области поведения, узнал о работе П. Саловея и Дж. Майера и это, в конечном счете, сподвигло его к созданию книги «Эмоциональный Интеллект». Как утверждает Г. Чернис в докладе, представленном на ежегодном собрании Общества по организационной психологии в Новом Орлеане 15 апреля 2000 года, начиная с публикации первой книги Д. Гоулмана на эту тему в 1995 г., эмоциональный интеллект стал одним из самых часто употребляемых слов в корпоративной Америке 14. При этом, как отметил П. Саловэй в одном из интервью, после выхода книги Гоулмана «Эмоциональный интеллект» многие стали трактовать понятие по-своему, некоторые чересчур своеобразно» 15.

П. Саловей отмечает, что в своей методологи использует термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) в более узком и научном значении, чем в популярной книге «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулмана. «В нашем понимании Эмоциональный интеллект – это четко определяемая и измеряемая способность, близкая к традиционным аспектам интеллекта 16.

Когда это поле исследования стало популярным, определение эмоционального интеллекта изменилось. Д. Гоулмен (Goleman, 1995) в значительной степени приравнивал эмоциональный интеллект к «правильному» социальному поведению. Таким образом, в общественном мнении эмоциональный интеллект имел гораздо более широкое значение, чем то, которое было разработано в научной литературе. Как писал в 1999 году Дж. Маейр: «…смысловое содержание понятия эмоциональный интеллект расширилось. Эмоциональный интеллект сейчас определяется дюжиной способов – обычно как набор личностных характеристик, таких как «эмпатия, мотивация, настойчивость, сердечность и социальные навыки.» Доктора П. Саловей, Д. Карузо и я считаем эти определения «смешанными моделями», потому что они смешивают друг с другом разные части личности. Но давайте будем честны по отношению к этим спискам характеристик. Они содержат характеристики, находящиеся за пределами того, что понимается под терминами «эмоция» или «интеллект» или тех выводов, которые можно делать на основе словосочетания «эмоциональный интеллект» (Mayer, 1999) 17.

Что такое эмоциональный интеллект. Определение

Как говорит Д. Карузо, проф. Йельского университета, соавтор научной концепции эмоционального интеллекта –  «…Сейчас ответ на   вопрос «Что такое Эмоциональный интеллект?»  зависит от того, у кого Вы спрашиваете. Что мы сейчас наблюдаем… различные подходы, различные трактовки.  Это привело к росту количества тренеров, психотерапевтов, консультантов и др., которые используют понятие эмоциональный интеллект в своей практике.  

Эмоциональный интеллект стал означать много разных вещей: уверенность в себе, коммуникационные навыки… Научная концепция же рассматривает Эмоциональный интеллект – как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях; определять значение эмоций, их связи друг с другом; использовать эмоциональную информацию в качестве основы для эффективного мышления и принятия решений 18.

Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. 

Структура Эмоционального интеллекта

Четыре компонента эмоционального интеллекта были названы «ветвями» 19:

1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций

Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.

Все испытывают эмоции. Сам мир вокруг нас общается и постоянно «шлет» нам эмоциональные сообщения с весьма ценной информацией. Осознание чувств и эмоций обеспечивает точную информация о мире вокруг. Важно делать это максимально точно, потому что чем более точно Вы можете прочесть эмоции в каждой конкретной ситуации, тем более адекватно Вы можете себя в ней повести. Нужно различать грусть и страх, злость и отвращение. И, кроме этого, понимать степень страха, злости или счастья. 

2. Использование эмоций в решении проблем

Способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. То есть, эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем. 

Легко ли Вы меняетесь в своих чувствах? Можете чувствовать, что чувствуют другие люди и быть в одном с ними настроении? А успокоиться? А привлечь внимание других людей? И, наконец, следуют ли ваши мысли  за  чувствами?

Способность вызвать у себя или   других определенную эмоцию изменяют стандартный путь мышления, помогают наблюдать вещи с разных точек зрения и в итоге становиться креативнее.

То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Если  грустим –  видим мир одним образом, если  счастливы – то воспринимаем те же самые события в ином ключе. Знание о том, какое настроение приводит к необходимым результатам, и возможность переключиться на «правильное настроение» – это и есть способность использовать эмоции для содействия мыслям. Как использовать эту способность? В  общем, все просто – отслеживать эмоции, содержащие ценную информацию, и затем использовать их для решения поставленных задач.

3. Понимание и анализ эмоций

Способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

Понимание эмоций означает возможность думать о них правильно. И так  же правильно, безошибочно соединять ситуацию с правильными эмоциями. И, разумеется, понимать, что в определенных ситуациях можно испытывать различные, иногда даже противоположные, эмоции.

4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей

Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции. Осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т. д.; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации. 

Управление эмоциями помогает разрешить конфликт, «обрабатывать» эмоции, не будучи напуганы ими. Этот важный навык можно применять при работе или в отношениях с другими людьми, и при управлении своими собственными эмоциями для повышения качества жизни.  

При таком подходе, открывается много любопытного. Чувствовать гнев, например,  не обязательно плохо.  На самом деле, именно гнев помогает нам преодолевать трудности, предвзятость и несправедливость. Гнев возникает, когда мы разочарованы, обмануты, или чувствуем, что нами воспользовались. Но гнев, сам по себе, может ослепить нас и заставить нас действовать отрицательным или антиобщественным способом. Понимая это, можно объединить мышления с эмоциями и найти наилучшее из возможных решений и принять самые эффективные меры. В итоге –  добиться гораздо большего успеха.

По мнению авторов концепции, эмоционально интеллектуальный человек должен постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности. Управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора. Регулирование эмоций должно быть пластичным.

Перечисленные способности иерархически организованы и объединяются в четыре «ветви». Такая иерархическая последовательность основывается на следующих рассуждениях: 

Способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь») является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь»). Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья «ветвь»). Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая «ветвь»).

Методика измерения Эмоционального интеллекта

Авторами научной концепции Эмоионального интеллекта была создана методика MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests), в которую входит по 2 субтеста на каждую их четырех «ветвей»: идентификация эмоций; использование эмоций в решении проблем; понимание и анализ эмоций; сознательное управление эмоциями 20.

В 2010 году российскими исследователями была проведена адаптация теста на русскоязычной выборке. Адаптация методики проведена под руководством заведующей лабораторией развития ИП РАН, проф. Е.А. Сергиенко. Ретестовая надежность общих баллов по MSCEIT, замеренная с промежутком в три недели, достаточно высока (г=0,86). Надежность других тестов на определение эмоционального интеллекта не столь высока 21.

Тест MSCEIT состоит из 8 секций. На каждый компонент модели эмоционального интеллекта Дж. Майера, П. Саловея и Д. Карузо приходится по 2 секции.

MSCEIT дает 15 основных результатов: общий результат EI, два результата по доменам, четыре результата по ветвям и восемь результатов по задачам. Все эти типы описаны ниже. Результат тестирования может быть выражен в баллах с помощью одного из двух методов: по общему консенсусу или по экспертному.

MSCEIT разработан по примеру тестов на интеллект. Это шкала способностей, т.е. в данном тесте измеряется, как хорошо люди выполняют задачи и решают проблемы с использованием информации, которую дают эмоции, а не просто ответы на вопросы, например, об их субъективной оценке собственных эмоциональных компетенций.

Ответы в тесте репрезентируют реальные способности человека решать «эмоциональные» задачи. Это означает, что количество полученных баллов относительно независимо от самооценки, набора ответов, эмоционального состояния и других факторов. MSCEIT – надежный и валидный инструмент измерения уровня эмоционального интеллекта.

После обработки данных участник тестирования получает четырех мерную картину с уровнем эмоционального интеллекта по каждой из следующих шкал:

  • идентификация эмоций;
  • использование эмоций в решении проблем;
  • понимание и анализ эмоций;
  • сознательное управление эмоциями.

Результаты теста дают представление об общем уровне эмоционального интеллекта тестируемого и при распределении по четырем шкалам определяют потенциальную зону роста.

Результаты исследований эмоционального интеллекта

Наибольшее количество исследований посвящены вопросу взаимосвязи уровня развития ЭИ с успехом в бизнесе, карьере, финансовой сфере, с эффективностью жизнедеятельности человека в общем. Исследования подтвердили, что успешные бизнесмены, руководители, лидеры имеют более высокий уровень ЭИ.                       Можно выделить несколько направление и тенденций исследований в рамках научной концепции ЭИ: 

  1. лишь 30% из всей массы исследований эмоционального интеллекта опираются на научную модель (Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо) и используют для диагностики уровня развития эмоционального интеллекта методику MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test);
  2. из них 40% работ изучают взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и лидерские способности, стили лидерства, на сколько эмоциональный интеллект влияет на эффективность лидера, финансовый результат организации, которой данный лидер руководит, на способность мотивации и вдохновления подчиненных и т.п.
  3. большая часть исследований на основе научной концепции – 90% исследований проводится за рубежом, приведем примеры некоторых из них:  
  • Связь высокого ЭИ и качества социальных отношений, социальной ответственности (Brackett et al., 2006; Brackett, Warner, & Bosco, 2005; Lopes et al., 2004; Lopes, Salovey, Cote, & Beers, 2005; Lopes, Salovey& Straus, 2003).  Низкий ЭИ с большей вероятностью прогнозирует межличностные конфликты и ситуации дезадаптации, например, низкий ЭИ связан с большей вероятности злоупотребления наркотиками и алкоголем (Brackett, Mayer и Warner, 2004).

  • Связь высокого ЭИ и продуктивными стратегиями совладания со стрессовыми ситуациями (Burns, 2011).

  • Связь высокого ЭИ и продуктивными стилями решения конфликтных ситуаций (Sherman, 2009).     
  • Связь высокого ЭИ  и результатов обучения студентов в ВУЗах (Deliece-Dardello, 2007).

  • Связь высокого ЭИ и успешности в индустрии продаж в различных сферах (Stokely, 2008, Haakonstad, 2011, Griffin, 2013 др.). 

  • Связь высокого ЭИ и продуктивного стиля лидерства и результативных механизмов решения проблем подчиненными (Purkable, Terry Lyn, 2008, Alston, 2009). 

  • Связь высокого ЭИ руководителей и вовлеченности, мотивированности сотрудников (Adams, 2013, Fortner, 2013).

  • Изучение взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эффективностью деятельности, достижением целей организации, производительностью персонала  (Rosete & Ciarrochi, 2005,  Cote & Miners, 2006, Kerr, Garvin, & Heaton, 2006, Smallidge, 2011). 
  • Изучение влияния ЭИ на принятие решений. Например, в исследовании «Поведение инвестора и эмоциональный интеллект», (Emotional Intelligence and Investor Behavior) проведенного под руководством основателя концепции П. Саловея  под эгидой исследовательского фонда института CFA (CFA Institute) была оценена связь между эмоциональным интеллектом инвесторов и принимаемыми ими решениями. Авторы утверждают, что настроения и эмоции влияют на ход мыслей, принятие решений. Более того, вопреки сложившимся представлениям, эмоции не вредят этим процессам (из чего вытекает необходимость их устранения или уменьшения), а выступают в роли советников, т.к. несут в себе сигналы, помогающие сделать оптимальный выбор. Нужно лишь научиться правильно их использовать.
Читайте также:  10 фактов о детях поколения Z

Люди с высоким ЭИ способны эффективно применять свои эмоции и настроения. Обладатели низкого ЭИ могут их игнорировать, неправильно интерпретировать или полностью подчиняться им, не извлекая пользы из этих сигналов. Мимолетные настроения, особенно вызванные негативными эмоциями, например, грустью или гневом, влияют на реальные экономические решения. Чем выше эмоциональный интеллект инвестора, тем более успешные инвестиционные решения он принимает. Инвесторы, умеющие понимать эмоции и управлять ими, меньше других подвержены влиянию внешних информационных источников при решении инвестиционных задач 22.

В России исследования эмоционального интеллекта ведутся на основе научной концепции Йельского университета Международным центром «Креативные технологии консалтинга» (МЦ КТК) совместно с Институтом психологии Российской академии наук с 2009 года в области развития эмоционального интеллекта, разработки и адаптации инструментов оценки эмоционального интеллекта, влияния эмоционального интеллекта на успешность деятельности, экономические характеристики результативности деятельности, на субъективное благополучие, совладание со стрессовыми ситуациями и удовлетворенность человека.  

Под руководством заведующей лаборатории развития ИП РАН, проф. Е.А. Сергиенко в 2009 – 2011 гг. была проведена адаптация методики оценки эмоционального интеллекта MSCEIT на русскоязычной выборке; также ведутся исследования эмоционального интеллекта в рамках тематики регуляции жизни и деятельности человека 23.

В исследовании 2009 – 2012 гг. Международного центра КТК, посвященному изучению взаимосвязи уровня ЭИ руководителей и эффективностью организаций, возглавляемых ими, было выявлено, что уровень эмоционального интеллекта руководителей значительно взаимосвязан (r=0.630**) с принятием управленческих решений, повышающих эффективность организации, и увеличивающих прибыль и рентабельность вложенных в ее развитие инвестиций (Е.А. Хлевная, 2009 – 2012) 24 25.

Также были выявлены взаимосвязи высокого уровня эмоционального интеллекта с более продуктивными стратегиями совладания со стрессом, саморегуляцией человека, ведутся исследования эмоционального интеллекта как жизненного ресурса человека 26

Развитие Эмоционального интеллекта

Проблематика развития эмоционального интеллекта в настоящее время  привлекает все большее количество исследователей и экспертов.  Научно доказано, повышение уровня эмоционального интеллекта возможно путем организации целенаправленного обучающего воздействия.

За рубежом в рамках научной концепции эмоционального интеллекта выполнены следующие работы: Chang (2006) 27; Reuben, Sapienza, Zingales (2009) 28; Clarke (2010) 29; Crombie, Lombard, Nokes 30 (2011).

Все исследователи отмечают положительный результат развития эмоционального интеллекта в результате проведенного обучения, однако долгосрочный эффект обучения не проверялся.  По мнению проф. Йельского университета Д. Карузо, проблема развития эмоционального интеллекта требует дополнительного изучения и существует необходимость большего количества научных исследований, особенно в контексте научной концепции эмоционального интеллекта.

В России исследования развития эмоционального интеллекта в рамках научной концепции были проведены специалистами МЦ КТК совместно с лабораторией развития  Института психологии Российской академии наук. 

В исследовании приняли участие более 300 человек, которые были разделены на две группы: экспериментальная группа, представители  которой участвовали  в программе развития эмоционального интеллекта в течение 6 месяцев и контрольная группа,  участники которой не проходили обучение.

После реализации программы была произведена оценка ее эффективности. Были получены положительные результаты как по общему уровню эмоционального интеллекта (t =4,785***; U = 1335***), так и по уровням 4-х шкал эмоционального интеллекта, которые остаются достаточно стабильными в течении времени после проведенного обучения 31.

Также многие исследователи, не отвергая возможность развития эмоционального интеллекта во взрослом возрасте, отмечают особую ценность развития эмоционального интеллекта в детском возрасте, используя различные программы обучения (Caruso, Brackett et al., 2008 – 2013 -Yale Center for Emotional Intelligence, США; Greenberg – et al., 2007, США;  Qualter, Whiteley,  Hutchinson, Pope, 2007 – University of Central Lancashire, Великобритания; Babalis, Tsoli, Artikis, Mylonakou-Keke & Xanthakou, 2013 – University of Athens, Греция).   

На сегодняшний день внимание к этому вопросу в США и странах Европы неуклонно растет, так, например некоторые штаты Америки и страны Европы (Швейцария) на законодательном уровне сделали социально-эмоциональное обучение частью школьных программ, а тысячи школ уже используют различные программы «эмоциональной грамотности», базирующиеся на идее решающего значения навыков, связанных с эмоциями, для учебной деятельности. Целью социально-эмоционального обучения является привитие психологической грамотности, которая поможет детям понимать и регулировать своими эмоциями.

М. Брэкетт, директор центра развития Эмоционального интеллекта Йельского университета, утверждает, что эмоции, влияя на внимание и память, могут, как усилить, так и ослабить обучаемость.  Длительное время считалось, что способность детей справляться со стрессами школьной жизни либо является врожденной особенностью темперамента, либо нарабатывается путем проб и ошибок в течение длительного времени, однако, по словам М. Брэкетта, многие дети так никогда и не развивают в себе этот важнейший навык.

Целью социально-эмоционального обучения является развитие навыка направлять эмоции в нужное русло, так как  «отрицательные» эмоции могут быть полезными: например, злость усиливает способность различать сильную и слабую аргументацию, а легкая грусть может помочь проанализировать и отредактировать письменные документы. 

Как отмечает  профессор Гарвардского университета  Стефани Джонс, очень важным вопросом в повышении эффективности социально-эмоционального обучения является определение целесообразности развития тех или иных навыков в рамках подобных программ в определенные возрастные периоды. Нужно отметить, что количество исследований на тему того, какие именно навыки приобретаются после прохождения такого обучения и каковы их долгосрочные положительные эффекты, критически мало. (Jones, 2013)

Д. Карузо также отмечает, что данные программы должны тестироваться также жестко, как и новые лекарства в фармакологии, чтобы можно было отличить кратковременный эффект плацебо от продолжительного улучшения вследствие их применения.

В практике работы с детьми стоит упомянуть следующие программы:  

Программа Активизации Стратегий Альтернативного Мышления, разработанная М. Гринбергом (Greenberg, 2007). Она представляет собой план всеобщего эмоционального образования для дошкольников и  школьников. Программа комплексная – охватывает детей, родителей и учителей (воспитателей) и рассчитана на совместное взаимодействие в ходе программы.  Основная задача программы – развитие эмоциональной грамотности детей. Программа способствует развитию осознанной работы с эмоциями, снижению уровня эмоциональных и поведенческих проблем у детей, развитию самоуважения и эффективному взаимодействию со сверстниками. Программа включает 6 уровней, каждый уровень рассчитан на определенный возраст, начиная с детского сада до подросткового возраста. Основные компоненты данной программы – развитие эмоционального самоконтроля; обучение пониманию эмоций и поведения других людей; когнитивное решение межличностных проблем. При этом внимание акцентируется на обозначении и описании эмоций, оценке основных эмоций у себя и у других людей и на управлении эмоциональными состояниями.

Исследования, проводившиеся в 20-ти классах детского сада в штате Пенсильвания (10 классов, в которых проводились занятия  по методике PATHS, 10 классов – контрольная группа, дети 3-4 лет, 120 мальчиков и 126 девочек, количество учеников в классе – от 7 до 16) показали, что методика PATHS является многообещающей практикой для развития социальных и эмоциональных компетенций у детей. Родителями и учителя участников программы PATHS было отмечено повышение эмоциональных и социальных компетенций учащихся, а также то, что участники методики программы стали менее стеснительными.  

Исследователи выявили, что дети, прошедшие методику PATHS лучше способны передать эмоции словами и более точны в определение эмоций. Помимо этого они в отличие от детей из контрольной группы, менее предвзяты в определении агрессивности. 

Оценка учителей состояла в том, что о  детях в группе, в которой проводились занятия, отзывались как о более дружных и лучше умеющих контактировать с другими, по сравнению с оценкой учителями детей из контрольной группы. Также учителя отзывались о детях прошедших методику как о «менее беспокоящихся» по сравнению с детьми из контрольной группы.  (Greenberg et al., 2007)

Курс социально-эмоционального обучения «RULER», разработанный в центре развития Эмоционального интеллекта Йельского университета М. Брэкеттом  в сотрудничестве с Д. Карузо и другими специалистами. Согласно этой модели уроки развития эмоциональных навыков не ограничиваются одним занятием в неделю или день, обучение эмоциональным навыкам  происходит на постоянной основе во время всех предметов без исключения. Основной целью этой программы является развитие способностей ребенка к рефлексированию и критическому мышлению, но этот курс также ставит перед собой задачу обучения учителей созданию атмосферы заботы, уважения и вовлеченности, которая будет благоприятствовать развитию учеников в нужном направлении. В результате исследования, длившегося 2 года (2008 – 2010 гг.), на протяжении которых было проведено также обучение учителей по данной программе, было выявлено улучшение эмоциональной атмосферы в классах, эмоциональная поддержка, улучшение организационной работы и успеваемости учащихся, лучшая адаптация и пр. (Brackett et al., 2013-2016)

Данные исследования подчеркивают также важный вклад обучения «эмоциональной грамотности» для эффективного обучения и жизнедеятельности ребенка и взрослого в дальнейшем.  

По мнению М. Брэкетта, поколение детей, выросшее в среде «эмоциональной осведомленности», которые получают новые знания наиболее конструктивным способом в нужное время, может сделать мир более приятным для жизни местом.

Фото: pixabay.com.

+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1

Notes:

  1. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999 – 352 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. Стр. 13.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, Academia, 2005. 352 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. С 153.
  6. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. – М.: Политиздат, 1967.372 с.
  7. Тихомиров О. К. Психология мышления. M.: Изд-во МГУ, 1984.
  8. Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе// Психол. журн. 1997. Т.18. № 2. С.18 – 32.
  9. Бодалёв А. А. Об одаренности человека как субъекта общения // Психология. 1999. № 1. С.24- 29
  10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М: Наука, 1983. 378 с.
  11. Gardner H. Multiple intelligence. – N.Y., 1993.
  12. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On., D.A. Parker. Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363-388.
  13. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence, 1993. № 17. Р. 433-442.
  14. Cary Cherniss. Ph.D.Emotional Intelligence: What it is and Why it Matters\\ Publication date: 2000, Paper presented at the Annual Meeting of the Society for Industrial and Organizational Psychology, New Orleans, LA, April 15, 2000
  15. Кичкаев В. Крестный отец EI. Интервью с американским психологом, профессором Йельского университета Питером САЛОВЕЕМ «Отдел кадров» № 8 (43), август 2004, с.34
  16. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press. 2000
  17. Mayer, J.D. Emotional intelligence: Popular or scientific psychology? //APA Monitor, 30, 50. [Shared Perspectives column] Washington, DC: American Psychological Association, September 1999
  18. Mayer, J.D, Salovey, P., Caruso, D.R., Emotional Intelligence – New Ability or Eclectic Traits? //American Psychologist, 2008. № 6. Р. 503-517
  19. Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D.R. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. Psychological Inquiry, 2004, 60, P. 197–215
  20. Mayer J.D., Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) User’s Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 2002.
  21. Сергиенко, Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0). Руководство. // Институт психологии РАН, 2010. – 176 с.
  22. Ameriks, J. , Wranik, T., Salovey, P. 2009. Emotional Intelligence and Investor Behavior. The Research Foundation of CFA Institute.
  23. Сергиенко, Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0). Руководство. // Институт психологии РАН, 2010. – 176 с.
  24. Хлевная Е.А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей на степень достижения ключевых показателей эффективности организации // Менеджмент в России и за рубежом – М.: 2011. № 4. С. 126 – 133.
  25. Khlevnaya E.A., Kiseleva T.S. The Development of Emotional Intelligence by Managers as a Tool to Enhance Business/ Book of abstract: 4TH International Congress on Emotional Intelligence, New York City, USA, 2013
  26. Сергиенко Е.А., Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности жизнедеятельности человека//Бизнес – анализ и поведенческая экономика, М.: ТЕЗАУРУС, 2015. – 216 с. С. 151-161
  27. Chang K.B. Can we teach emotional intelligence? Doctoral dissertation, University of Hawaii at Manoa, United States – Hawaii, 2006.
  28. Reuben E., Sapienza P., Zingales L. Can We Teach Emotional Intelligence (October 1, 2009). Columbia Business School Research Paper. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=1915471
  29. Clarke N. Developing Emotional Intelligence Abilities Through Team-Based Learning. Human Resource Development Quarterly, vol. 21, no. 2, 2010, P. 119-138
  30. Crombie D., Lombard C., Noakes T. Increasing Emotional Intelligence in Cricketers: An Intervention Study. International Journal of Sports Science Coaching, 2011, Volume: 6
  31. Хлевная, Е.А., Штроо, В.А., Киселева, Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта [Электронный ресурс]: //Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. №3. 2012г
2 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться