…и пять способов развить эти навыки у ваших детей.

Представьте, что вам четыре года. Вам предложили выбор: съесть одну зефирину сейчас или подождать, и получить две зефирины. Ваши действия?

Именно такой выбор психолог Уолтер Мишель с соавторами (Mischel, Ebbesen & Zeiss, 1972; Mischel, Shoda, & Peake, 1988) предложил совершить школьникам и детсадовцам в теперь уже знаменитой серии экспериментов. 

Оказалось, что дети, сумевшие отложить вкусную зефиринку ради большей награды, в дальнейшем с большей вероятностью добивались успеха в учебе и работе.

Эти умения: откладывать вознаграждение, управлять своими эмоциями и поведением – лежат в основе комплекса навыков, которые часто называют “социально-эмоциональными”.

В мире, где успехи в учебе нередко ставят во главу угла, развитие таких навыков в глазах родителей и педагогов зачастую отходит на второй план. Однако исследования показывают, что социально-эмоциональные навыки жизненно важны для достижения детьми успеха – и в социуме, и в образовании.

Какие социальные и эмоциональные навыки ключевые? 

Проект  (коллаборация по академическому, социальному и эмоциональному развитию) выделяет пять базовых навыков, которые большинство специалистов называют важнейшими:

– Самосознание: способность распознавать собственные эмоции и выстраивать связи между своими чувствами, мыслями и поведением.

– Управление собой: способность конструктивно управлять своими эмоциями, мыслями и поведением, самоконтроль.

– Социальная осведомленность: способность ставить себя на место другого и демонстрировать эмпатию.

– Навыки общения: способность создавать и поддерживать здоровые отношения.

– Ответственность в принятии решений: способность принимать верные решения относительно собственного поведения и взаимодействия с другими.

Почему социально-эмоциональные навыки – это важно? 

Социально-эмоциональные навыки помогают детям доводить до конца трудные дела, вовремя обращаться за помощью к другим и хорошо продумывать свои действия.

Что еще важнее, социально-эмоциональным навыкам можно научиться. Это ярко показало масштабное обзорное исследование по теме социально-эмоциональных навыков, охватившее 270 034 учащихся – от детского сада до выпускного класса школы (Durlak et al., 2011).

Согласно этому обзору, программы социально-эмоционального развития в школах не только помогли детям развить сами эти навыки, но также улучшили их отношение к школе, укрепили позитивные поведенческие модели и повысили успеваемость. Кроме того, эти программы снизили вероятность хулиганского поведения и психологических проблем у детей.

Пять методов содействия социально-эмоциональному развитию ребенка

1.Будьте образцом для подражания в эмоциональной сфере

Дети подсматривают свое поведение у людей, которыми восхищаются – прежде всего с родителей и педагогов. Если взрослый моделирует перед ребенком все разнообразие эмоций и демонстрирует стратегии для управления ими, ребенок учится адекватно реагировать в похожих ситуациях в будущем.

2.Будьте “тренером по эмоциям”

Принимайте эмоции ребенка, обсуждайте их с ним. Не менее важно научить детей, как узнавать и называть эмоции, как “выдерживать” эмоции и работать с ними, как адекватно их выражать. 

Такой “коучинг” или “тренерство” улучшает эмоциональный контроль и адаптивное поведение, а также снижает уровень разрушительного поведения (Dusnmore, Booker, & Ollendick, 2013; Gottman, Katz, & Hooven, 1996).

3.Читайте книжки с социально-эмоциональными сюжетами

Совместное чтение дает возможность распознать и обсудить социально-эмоциональные навыки – такие, как поочередное участие в коммуникации (turn-taking) или взаимовыгодное сотрудничество (Brownell et al., 2013).

4. Ставьте ребенка перед выбором

Наличие решений в жизни ребенка и свобода самостоятельно их принимать ученые связывают со здоровым социально-эмоциональным развитием. 

Если отношения детей и родителей включают в себя совместную работу над решением проблем, дети учатся еще и тому, как вести переговоры и решать проблемы с самими родителями – что в дальнейшем улучшает их социальные навыки и повышает авторитет в отношениях со сверстниками (Matte-Gagné, Harvey, & Stack, 2015).

5. Используйте позитивные дисциплинарные практики

Проговоренные правила и ожидания от поведения ребенка; предупреждение о возможных последствиях; честная похвала; награда за позитивные модели поведения и игнорирование нежелательных – все это связывают с повышенным уровнем социально-эмоциональных навыков (LaRosa, Ogg, Suldo, & Dedrick, 2016). 

Если ребенок бунтует, обсудите, как его поведение влияет на других – это поможет развить эмпатию, чувство перспективы и уважение к обществу (Eisenberg, VanSchyndel & Hofer, 2015).

Все эти методы объединяет общая мысль: детей нужно учить социально-эмоциональным навыкам и давать возможность в них тренироваться – так же, как мы учим их читать и решать задачки по математике.

Вложенные усилия дадут обильные результаты: ведь крепкие эмоциональные навыки еще долгие годы будут помогать вашим детям в самых разных ситуациях – социальных, академических и рабочих.

Авторы: доцент кафедры психологии, университет Северного Иллинойса; Кейтлин Гор, студент-дипломник по школьной психологии, университет Северного Иллинойса; Кайла ЛаРоза, аспирант по школьной психологии, университет Южной Флориды.

Перевод  специально для “Мамсилы”.

+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития.