Содержание
- Как понять, что ребёнок уже готов начинать читать, что ему это будет в радость?
- Подводя итог, можно выделить три основных этапа в подготовке ребенка к чтению:
- Как учить читать: «за» и «против» звуко-буквенного и слогового способа обучения чтению
- Четкий план обучения чтению
- Так что же выбрать? Давайте взвесим все «за» и «против»
- И напоследок о самом главном: о букварях
Как понять, что ребёнок уже готов начинать читать, что ему это будет в радость?
Помните детский стишок: «Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо донимать сестрицу – ну прочитай еще страницу…»?
Так вот, согласно опросам, 70% родителей чувствуют себя несчастными потому, что не научили своих детей читать сами! У кого-то не хватило времени, у кого-то терпения, кому-то помешали обстоятельства.
Мы уверены, что у вас все еще впереди и будет шанс если не повторить опыт обучения грамоте по всем правилам, то пройти этот путь от первого шага и до буквы Я.
Готовы начать?
Именно с этого вопроса, адресованного к ребенку, начинается увлекательное путешествие в мир букв. Главное, чтобы поезд в Страну Чтения отправился вовремя, по расписанию, и проследовал со всеми остановками.
«Для любого ребёнка одинаково вредным является как запаздывание, так и опережение в развитии, уверена нейропсихолог семейной школы «Макарун» Ольга Новикова. Нужно помнить, что энергия мозга конечна в каждый конкретный период, а для развития той или иной функции эволюционно заложены определённые сроки.
Ольга Новикова, нейропсихолог
Раннее развитие ребёнка предполагает, что в это время энергия мозга отнимается у той функции, которая активно развивается. И начиная учить читать в то время, когда ребёнку важно телесное, эмоциональное и познавательное развитие, мы тормозим эти функции и упускаем благодатное время для их расцвета».
Главный показатель готовности к обучению чтению – это интерес к знакам и буквам. Вопросы ребенка о том, что написано на вывесках и рекламе, в книгах и на упаковке, являются индикатором готовности воспринимать знаковую информацию.
В норме интерес к буквам и цифрам идет вслед за узнаванием символических изображений предметов (ребенок может назвать силуэтные и упрощенные рисунки).
Как правило, такой интерес возникает к 6-7 годам. Именно в этом возрасте ребенок легко и естественно овладевает образами букв, может соотнести звук и букву.
Дело еще и в том, что именно к 7 годам левое полушарие, которое и отвечает за восприятие символов и знаков, постепенно берет на себя ведущую роль, созревает для направленного обучения.
Кстати, стоит иметь в виду, что у левшей часто интерес к чтению возникает несколько позднее, чем у праворуких детей. Связано это с более поздним созреванием левого полушария.
Кроме того, вектор восприятия слева направо тоже присваивается медленнее. Вообще, формирование пространственных представлений (лево-право-верх-низ) играет не последнюю роль в формировании навыка чтения.
Часто детям, у которых левый глаз является ведущим (так, кстати, бывает и у правшей, и у левшей), бывает трудно находить начало строки и передвигаться по ней слева направо.
Кстати, как определить ведущий глаз? Один из самых простых тестов: попросите ребенка посмотреть в подзорную трубу (свернув ее из листа бумаги) или через небольшое, размером с монетку, отверстие в листе. Обычно мы смотрим своим ведущим глазом.
Еще одним важным критерием является способность вести взгляд по строке плавно, без скачков и возвратов. Именно медленное, неторопливое разглядывание изображений, их статичность позволяют ребенку наработать навык анализа, слежения и сравнения. Ведь буквы так похожи! Чтобы научиться их различать (К-Н-И, например) нужно уметь находить их различия. А это приходит лишь с опытом сравнения. Сначала это картинки, фигуры, и лишь после эта способность переходит на знаки».
Вы замечали, что в книгах для малышей очень малое количество текста и большие красочные картинки? Это делается для того, чтобы ребенок, вслед за рассматриванием картинки вместе со взрослым, букву за буквой, слово за словом учился видеть и находить сам текст.
Подводя итог, можно выделить три основных этапа в подготовке ребенка к чтению:
- определение ведущей руки, глаза и соответственно полушария мозга.
- стимулирование интереса к распознаванию букв, звуков.
- обучение поиску отличий в картинках и лишь после в буквах.
Не торопите ребенка, помните, что всему свое время и почаще читайте вместе. И пусть у мамы с папой в руках вместо смартфона по вечерам будет книга. Вы удивитесь, но это действует куда лучше, чем любая мотивация шоколадкой или игрушкой за прочитанную строчку.
Приятного чтения.
«Моя позиция в работе – быть переводчиком с детского языка на взрослый: сделать понятными смутные очертания проблемы и ясными подходы к их решению. Помочь родителю принять его реального ребенка «со всеми недостатками, слезами и припадками, скандалами и сдвигами и склонностью ко лжи…». Вместе посмотреть на проблему глазами ребенка и объединиться для ее решения».
Как учить читать: «за» и «против» звуко-буквенного и слогового способа обучения чтению
Рано или поздно наступает тот день, когда вы решаете для себя: все, больше медлить нельзя. Пора учить его/ее читать. Да поскорее! Если вы поняли, что ребёнок может, а возможно, даже и сам хочет читать, если по всем пунктам все отлично, то самое время выбрать букварь и начать.
А чтобы вы не тратили время на серфинг в интернете в поисках той самой методики, мы обратились за помощью к педагогу Семейной школы Макарун Елене Памурзиной и выяснили, какие методики сейчас в чести и что с ними со всеми делать в домашних условиях.
Методик существует великое множество, но, в основном, всех детей учат читать либо по слогам, либо отталкиваясь от звуков. По-научному это называется страшными словами аналитико-синтетический метод и послоговой.
Елена Памурзина, педагог начальных классов школы Макарун
Если в двух словах, то
– аналитико-синтетический метод – это тот самый метод, который используется сейчас в большинстве школ. В основе: звуковой анализ. Для освоения чтения по этому методу требуется:
- хорошо сформированная устная речь.
- речевой опыт.
- развитой фонематический слух.
– послоговой (слоговой) метод ставит в центр обучения как нетрудно догадаться из названия – слог. Предполагается, что ребенок воспринимает сочетание букв – слоги – как единый графический элемент.
- ребенку просто читают слоги.
- соблюдают строгий порядок их введения.
- сразу читают слова с этими слогами.
Четкий план обучения чтению
Звуковой аналитико-синтетический метод
Добуквенныйэтап: знакомство со звуковым составом слов, формами речи (устной и письменной), различия понятий «слово» и «предложение», развитие речи путём составления рассказов по сюжетным картинкам.
Букварный этап: Знакомство со звуками и буквами. Чтение и письмо, что принципиально отличает метод от метода Монтессори например, идут параллельно. На первом уроке дети знакомятся с буквой и звуком(звуками) который (которые) она обозначает. На втором – с написанием этой буквы.
Правда и здесь все не так просто. Букварный период тоже можно разделить на 4 ступени, и лишь поднявшись по ним ребенок наконец начнет читать. Итак:
1 ступенька: чтение в слове гласных и открытых слогов, то есть тех, что оканчиваются на гласную и примыкающих к ним согласных. Простые и короткие тексты.
2 ступенька: закрепление приемов чтения слов, которые состоят из «гласный + согласный» в разных позициях. Обучение выборочному чтению, а также умению правильно строить ответы на вопросы. На этой ступеньке важно начать учиться последовательно пересказывать прочитанное.
3 ступенька: объем текстов растет, появляются стихотворные тексты. Максимум внимания технике чтения. Начинается изучение правил произношения слов. Развитие связной речи – рассказ по картинке.
4 ступенька: чтение разнообразных текстов.
Слоговой метод
В какой-то степени можно сказать, что этот метод проще и быстрее. И хотя от чтения ребенка отделяет также 4 ступеньки, слоговой метод включает в себя больше игровых моментов.
1 ступенька: Знакомство и запоминание слогов с гласными буквами в строго определенной последовательности. (ЖИ, ШИ, МА, КА, ВУ, ЛУ и т. д.). Причем, у каждой гласной буквы свой цвет, и слоги тоже имеют свой цвет.
На каждый слог мастерятся карточки. С ними играют в мемори, лото. Отдельно делаются карточки на буквы/звуки, которые ребенок часто путает, например, на ю/я или на з/с.
2 ступенька: Чтение коротких слов из двух слогов. При этом чтение подкрепляется обязательно работой с письмом и складыванием слов из слогов на кубиках или карточках. Особенно хорош этот метод для левшей, которые нередко не понимают, что же от них хотят. А когда понятно, с какого слога начинать читать, становится проще и легче.
3 ступенька: Чтение слов из трех и более слогов.
4 ступенька: Чтение предложений.
Так что же выбрать? Давайте взвесим все «за» и «против»
Звуковой аналитико-синтетический метод
Плюсы
- Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придётся “переучиваться”.
- Родители сами так учились, поэтому хорошо понимают этот метод обучения.
- Метод развивает фонематический слух ребенка, позволяющий слышать и выделять звуки в словах, это способствует их правильному произношению.
- Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он ещё и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
- Метод наиболее близок для русскоговорящих детей. Интуитивно чувствуя язык, ребята быстро понимают правила и учатся писать грамотно.
- Обучение может проходить не только дома, но и в любом другом месте, т. к. в словесные игры можно играть везде, а букварь и магнитную азбуку можно легко взять с собой в путешествие.
Минусы
- Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти-шести лет. Обучение чтению таким способом требует определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано – бессмысленно.
- Метод не подходит детям с задержкой речевого развития или речевыми патологиями, т. к. опирается на уже сформированную устную речь.
- Поскольку соединение звуков в слоги, а слогов в слова требует усилий, первое время ребёнок при чтении не будет понимать смысл прочитанного. Все усилия будут тратиться на раскодирование буквенных символов.
Слоговой метод
Плюсы
- Метод хорошо работает в случаях, когда традиционный способ для ребёнка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, речевые нарушения или особенности формирования речи, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства и т. д.).
- Помогает развитию возможностей, умений и навыков пользования устной речью (в том числе стимулирует появление речи у неговорящих детей и устраняет дисбаланс между интеллектуальным и речевым развитием у заикающихся малышей).
- Способствует развитию произносительной стороны речи, внимания и зрительной памяти, формированию пространственных представлений, расширению словаря у детей с речевыми нарушениями.
- Создаёт предпосылки для развития коммуникативных способностей.
- Формирует умение планировать и контролировать свои действия.
Минусы
- Слоги выучиваются сразу, поэтому нет понимания, откуда в языке появляется слог.
- Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому в школе возможно появление орфографических ошибок. Ведь, чем прозрачнее для человека звуковой состав языка, тем грамотнее письмо.
- В школе у ребят возникают трудности при звуковом анализе слов.
И напоследок о самом главном: о букварях
Их сейчас предлагается великое множество. На любой вкус и кошелек. Какой выбрать? Зависит от того, какой метод обучения чтению вы предпочли.
Если звуко-буквенный, то отличным вариантом станет букварь Н. С. Жуковой. Автор много лет проводила исследования с детьми-дошкольниками, изучая особенности развития их речи.
Подверстка: Надежда Жукова имеет также 30-летний стаж логопедической работы. Это говорит о том, что созданный ею уникальный метод обучения чтению учитывает участившиеся в последние десятилетия речевые трудности малышей и, помимо обучения грамоте, помогает предупредить в дальнейшем ошибки при письме.
В основу учебника заложен традиционный способ обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.
Т. к. в речевой деятельности малышу психологически удобнее выделить слог, а не звук, то чтение слогов начинается уже на третьем занятии по букварю и идёт параллельно с изучением звуков. Ребёнок уже должен быть знаком с буквами, т. к. в самом начале обучения чтению дети воспроизводят буквенную модель слова в виде звука.
Кроме того, в «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Объяснения написаны доступным языком. Чтобы ими воспользоваться, совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.
В случае же, если выбор сделан в пользу слогового метода, то могу порекомендовать «Занимательный букварь» Татьяны Семеновны Резниченко. Стоит отметить, что букварь этот и сама методика в целом была разработана для детей с тяжелыми нарушениями речи, что, впрочем, не мешает ему отлично себя показывать в случае обучения и обычных детей.
Легкого вам и приятного чтения. И не забывайте, что даже когда ребенок научится читать самостоятельно, ему все еще будет приятно, если сказку на ночь ему прочитает мама.
” Педагог силен тем, что находится в постоянном саморазвитии. Нельзя быть интересным детям, если останавливаться на достигнутом. Мой главный принцип: будь открыт, не навреди. Дети – музыканты моей жизни. Часто чувствую себя дирижером, а их – оркестром, играющим ни на что не похожую мелодию. Не пришел хотя бы один – и мелодия уже не та. “
Елена Памурзина. Учитель начальных классов Начальной школы Макарун. Опыт работы учителем более 14 лет, дипломированный вожатый и ТРИЗ педагог.