Вот самые распространенные методы: крик, наказание, устыжение, принуждение, угрозы.

“Если ты сейчас же не уберешь игрушки – я выкину их!”, “Я сказала тебе помыть руки перед едой! У тебя в одно ухо влетает, в другое вылетает”, “Ты что, совсем не соображаешь?!”.

Такие методы вызывают лишь одну реакцию – обратную. И даже, если на первый взгляд, они кажутся эффективными, их разрушительный потенциал гораздо сильнее. Они просто рвут доверие между вами и ребенком, что “аукнется” в подростковом возрасте и взрослой жизни.  

Но есть и другие методы, об одном из них пойдет речь в этой статье. Называется он “Решение проблемы”.

В его основе – уважение к ребенку как к равному вам собеседнику, с которым вы обсуждаете что-то, а не приказываете. 

Предупреждение! Использовать этот метод нужно с холодной головой. 

Если вас захлестывает гнев, раздражение, вы еще охвачены эмоциями, то в первую очередь вам нужно успокоиться. Затем приступайте к реализации этого метода. 

Метод “Решение проблемы”: 6 шагов к решению вашей проблемы

1. Поговорите о чувствах ребенка, примите их

Ваше отношение должно быть таким: “Я, действительно, хочу и пытаюсь понять, что ты чувствуешь”. Когда ребенок понимает, что его слушают, он сможет принять и ваши чувства.

2. Расскажите о ваших чувствах

Ребенку будет тяжело выслушивать часами о ваших переживаниях. Коротко сформулируйте и в доступной форме донесите до него, что вы чувствуете в связи со сложившейся ситуацией.

3. Предложите поискать решение проблемы вместе

Ключевой момент – вы должны позволить ребенку озвучить все идеи, которые придут ему в голову. Затем предложить свои. Еще лучше записать все это на бумажку, не давая никаких оценок и суждений.

4. Решите, какие идеи вам нравятся или нет, и какие вы хотите реализовать

Обращайте внимание на резкие замечания (“Это дурацкая идея”). Взамен описывайте свои собственные чувства: “Я не очень довольна этим, потому что…”. 

5. Завершите дело

После того, как вы выберете одно или несколько решений, которые устроят и вас, и ребенка, завершите процесс: “Что нам нужно, чтобы реализовать этот план?”, “Кто будет нести ответственность за это?”, “К какому сроку мы это сделаем?”

6. Не позволяйте ребенку обвинять или осуждать вас в любой момент

Ребенок: Да это не сработает, потому что ты всегда… (Важно сохранять твердость)
Родитель: Никаких обвинений и разговоров о том, что было раньше. Мы сейчас говорим о будущем!

Несколько вопросов о методе “Решение проблемы”

1. Что, если решение помогло только на какое-то время, а потом все вновь вернулось на круги своя?


Родителю нужно обозначить, что старый план больше не работает, чем вы очень огорчены. Жизнь меняется. То, что подходит четырехлетнему ребенку не подойдет пятилетнему.
Важно, чтобы ребенок продолжал видеть себя участником процесса, а не частью самой проблемы.

2. Предположим, мы выполнили все пункты и до сих пор не нашли решения, которое бы устраивало обоих. Что тогда?


Такое может случиться. После того, как вы обсудили проблему, каждый из вас стал более чутким к потребностям другого. В сложных ситуациях это лучшее, на что можно надеяться. Иногда требуется больше времени на раздумье, прежде чем решение будет найдено.

Читайте также:  Советы, как красить волосы и как избавиться от их выпадения при грудном вскармливании
3. Ребенок отказывается сесть с вами и решать проблему. Что тогда?


Некоторым детям неловко, когда по отношению к ним используют этот метод (особенно, если они привыкли до этого к другим методам). Для таких детей хорошей альтернативой будет записка, основанная на тех же принципах.

4. Этот подход рассчитан на детей старшего возраста. А что делать с маленькими?


Вместо того, чтобы вмешиваться и принимать чью-либо сторону, играть роль судьи, признайте наличие проблемы и адресуйте ее решение тем, кому она принадлежит – детям.

Пример из практики

Мама: У тебя есть время, чтобы поговорить?

Дженнифер (5 лет): Да

Мама: Я хотела бы поговорить о нашей проблеме “середина ночи”.

Дженнифер: Хорошо

Мама: Ты не хочешь рассказать мне, что ты чувствуешь?

Дженнифер: Что-то происходит во мне (на лице гримаса, кулаки сжаты), и я не могу оставаться в своей комнате. Я просто хочу приходить в твою комнату.

Мама: А, понятно…

Дженнифер: Я знаю, ты ведь это терпеть не можешь, так?

Мама: Давай я расскажу тебе, что чувствую. После длинного дня я мечтаю лечь в кровать, свернуться под теплыми одеялами и быстро заснуть. Когда меня будят, я уже не такая приветливая мамочка.

Дженнифер: Я знаю.

Мама: Давай посмотрим, сможем ли мы придумать какое-то решение, которое сделает нас обеих счастливыми, хорошо? (Достает ручку и блокнот)

Дженнифер: Ты собираешь писать это? Это будет список (Очень впечатлена).

Мама: Да, можешь начать?

Дженнифер: Я хочу приходить в кровать к маме и папе. 

Мама: Хорошо (пишет). Что-нибудь еще?

Дженнифер: Я могу охранять вас взамен.

Мама: Хм… (пишет)

Дженнифер: Я могу читать при свете ночника, если буду что-нибудь грызть. 

Мама: Да, ты могла бы (пишет)

Дженнифер: Но если бы у меня была лампа… У меня может быть лампа?

Мама (пишет): Что бы ты делала с лампой?

Дженнифер (взволнованно): Я бы могла читать книгу, играть с языкодержателем (папа- врач), писать мои письма…

Мама: У тебя еще есть идеи?

Дженнифер: Я бы могла просить попить…

Мама: Хм… (пишет)

Дженифер: И пункт 5 – я хотела бы иногда выходить из комнаты, чтобы проверить, все ли у вас в порядке.

Мама: У тебя получился целый список, давай перечитаем.

В итоге мама и Дженнифер поехали в магазин, выбрали оранжевую лампу (выбор ребенка). С тех пор прошла уже целая неделя и ребенок дает маме нормально спать.

Литература и источники

По материалам книги “Как говорить, чтобы дети слышали и как слушать, чтобы дети говорили”, А. Фабер, Э.Мазлиш.

3 Shares:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Стул у грудничка на грудном вскармливании

Первое, что нужно знать и помнить новоявленным мамам и папам: стул грудничка зависит от его (а значит и его мамы) питания и возраста, а также может совершенно отличаться у разных детей. А это значит, что некорректно сравнивать испражнения старших детей и грудничков, своих и чужих детей. Кроме того, дети, у которых грудное вскармливание, имеют отличный стул от тех, кто кушает смеси.
Читать

Запоры при грудном вскармливании

Говорят, ожидание ребенка – самая счастливая пора в жизни женщины. Но часто беременные с этим не согласны. Изжога, запор, отечность и жуткая неповоротливость сильно осложнят жизнь. Выдержать неполадки организма стоически помогает только желание родить здорового малыша и осознание, что скоро все неприятности окажутся позади, вновь вернется красота и здоровье. И вот, роды позади, а «неприятный осадочек» – запоры при грудном вскармливании – остался.