Учите ребёнка спорить - это полезно для мозгов!

Мамсила
Учите ребёнка спорить - это полезно для мозгов!

Умеет ли ваш ребёнок спорить? Я имею ввиду не крики протеста: "не хочу, не пойду", а спокойное, сознательное и аргументированное отстаивание своего мнения? Такой навык однозначно пригодится в жизни. 

Помню, как в школе поспорила с учителем литературы относительно того, меняется ли Евгений Онегин на протяжение романа или нет. Я сказала: «Нет, не меняется!» В ответ мне было сказано, что это лишь мое мнение (!!!) , и оно значения не имеет (!!!). А когда я подкрепила его отсылками к Достоевскому и Шкловскому, то на занятии меня просто посадили на место, а после звонка мне «ласково» сказали, что я подрываю авторитет учителя, и на уроках литературы меня до конца года видеть не хотят. Как же в тот момент мне было неприятно. Очень! Я этот злой взгляд учителя, которому я доверяла, помню и по сей день. А между тем исследование, проведенное Фондом поддержки образования (EEF) в Великобритании, показало, что умение спорить и доказывать свою точку зрения повышает общую успеваемость детей в школе. И у современных учителей безусловно должны быть навыки помочь детям объяснить свою позицию.

Как связаны возможность свободно дискутировать в классе и как родители могут помочь детям научиться спорить с учителем мы выяснили у психологов и тьюторов.

how_to_argue

Владимир Мухин, психолог, педагог, тьютор Семейной школы «Макарун»:

Истина такова, что для современных детей абстрактные теоретические знания теряют свою привлекательность. Они очень рациональны в выборе объёма знаний и все чаще стремятся сразу к постановке и решению задачи минуя теоретическую подготовку.

Им достаточно трудно слушать лектора слишком долго, и они ищут другие формы общения. Наверное, поэтому так часто отвлекаются от урока, что вызывает раздражение учителя.

При этом они очень хорошо реагируют на персональный подход в команде. Процесс становится ярче, интенсивнее, интереснее, интерактивнее. Все то, что так нравится детям. А положительные эмоции, как мы знаем, стимулируют познавательный интерес.

Дискуссия с учителем как активная форма взаимодействия - глаза в глаза - очень симпатична детям. Она позволяет услышать не только точку зрения педагога, но и остальных участников спора, а также предъявить свою.

И еще, что действительно важно: в дискуссии учитель, скорее выступает в качестве организатора-фасилитатора, лишь обеспечивающего возможность сторон корректно высказывать своё мнение, а не просто проводника знания "сверху вниз". И такая позиция помогает достигать партнерских отношений с детьми».

И вот уже дети видят педагога с другой стороны - поддерживающего и принимающего, а не порицающего. Формируется совсем другой контакт, более теплый, любящий. Если он действительно такой, успеваемость имеет все шансы на рост. Ощущение уверенности ученика в себе тоже увеличивается, а его школьная позиция становится тверже.

Так что же ребенку дает спор?

  • Спор и дискуссия с аргументами и доказательствами переводят человека в режим оперирования фактами. Факт и обозначает истину в конечном итоге.
  • Когда ученик спорит и доказывает свою точку зрения, он становится ее автором и, таким образом, находится в активной познавательной и образовательной позиции.
  • Спор создает ситуацию эксперимента, обучения через делание и доказательство. Таким образом, знание приобретает практичность.
  • В споре ребенок обращается к багажу своих знаний. Спор и необходимость приводить доказательства побуждает детей к поиску, активизирует нейронные связи.

how_to_argue

Елена Калинина, тьютор семейной школы «Макарун»

Детям очень важно приобретать и развивать такой навык как культура спора.  Это ведь и умение «слышать собеседника», и «контролировать свои эмоции», а еще развитие гибкости и способности увидеть рациональное зерно в доводах собеседника, возможность скорректировать свою позицию и, конечно же, настойчивость в отстаивании собственной позиции. Все эти навыки характерны для детей старшего, даже скорее подросткового возраста. В начальной школе этого еще нет.  Хотя, безусловно, уважение к себе и собеседнику, как базовая ценность, может закладываться педагогами и родителями и в более раннем возрасте.

Намного более важным и ценным для младших школьников, да и средних и старших тоже, мне видится именно обучение в форме диалога, то есть использование открытых вопросов и методов ТРИЗ-педагогики. (TРИЗ –теория решения изобретательских задач) Это то, что учит думать, развивать воображение и показывает многообразие жизненных ситуаций и углов зрения.

Воображение и «умение думать» не возникают одномоментно. И именно мы, тьюторы, педагоги и, конечно же, родители можем искусственно их взращивать. Как?

  • чаще задавать ребенку открытые вопросы, то есть те вопросы, на которые нет одного единственно верного ответа.
  • задавать ребенку вопросы, уточняющие очевидные вещи вокруг нас.
  • предлагать ребенку выбор пусть даже незначительный: что  взять на завтрак в школу: йогурт или творожок, банан или яблоко.
  • искусственно создавать неочевидные ситуации, требующие размышления и принятия решения.

Пример:

  • - А почему пузырьки в чайнике? - А как ты думаешь?
  • - Попробуй найти три причины их появления.
  • - На что эти пузырьки похожи?
  • - Если бы пузырики могли разговаривать, то о чем?

ВАЖНО:

Самое главное в обучении в форме диалога это искренняя заинтересованность значимого взрослого и позиция «на равных» с ребенком. 

Ну что, готовы начать спорить с ребёнком?

Автор: Людмила Чиркова
Фото: Pixabay

how_to_argue

Комментарии