Цифровизация шпаргалок: они не вымерли, а эволюционировали

Мамсила
Цифровизация шпаргалок: они не вымерли, а эволюционировали

Школьники испокон веков списывали и делали шпаргалки, чему подтверждением служат музеи шпаргалок по всему миру: в Китае, Германии и России. Не только школьники и студенты, но даже король франков Карл Великий, который был неграмотным, в VIII веке носил в кармане шпаргалку с подписью и подсматривал в нее как надо расписываться. Цифровизация изменила шпаргалки, и как же теперь списывают современные школьники?

shpargalki

Шпаргалка первая моя…

Учитель математики школы №2120 Светлана Хороших:

Дети начинают пытаться обхитрить учителя примерно с 6 класса. Активнее всего списывают девятиклассники, а вот к 11 классу, ближе к ЕГЭ, желание мухлевать уменьшается.

Старшеклассники осознают, что на ЕГЭ списать не удастся и стараются побольше материала выучить или зазубрить. Главная шпаргалка современного школьника - смартфон, поэтому педагог просит трубки перед уроком сдавать. Зная об этом, многие приносят в школу старые неработающие телефоны, или чехлы, похожие на них, а сам гаджет школьник прячет в пенал, носок, капюшон или рукав.

Преподаватель математики Екатерина Смагина:

На уроках математики в школе №1354 "Вектор" некоторые ученики пытаются пользоваться мобильным приложением, думая, что учитель ничего не заметит. Если камеру телефона навести на заданный пример, даже написанный от руки, то на экране появится решение с ответом. Готовые ответы дают кроме приложений и сами дети. Если какой-то школьник быстро решил уравнение, он рассылает ответ в чате одноклассникам.

К такому виду списывания учитель относится негативно и старается противодействовать школьникам. Все хитрости педагогу известны, и учитель всегда знает, кто списал, а кто нет.

shpargalki

Плюсы шпаргалок

Преподаватели гуманитарных дисциплин считают, что шпаргалки – это хорошая практика, если писать их самостоятельно.

Учитель русского языка школы №2117 Нина Петренко с 5 по 11 классы ведет со своими учениками тетради, в которых записываются выжимки и схемы из правил русского языка.

Если ребенок что-то забыл, то подсмотреть в свою тетрадь – не грех.

По ее словам, большинство выпускников сохраняют тетради и пользуются ими в вузах. Главное в обучении русскому языку – отрабатывать грамотность. Если преподаватель использует правильные техники и методики, неважно, пользуется ребенок шпаргалками, или нет.

Опасность кроет в себе, казалось бы, безобидный инструмент современного школьника – ручка со стирающимися чернилами. Вкупе с чатами и соцсетями, где слова исправляются автоматически, такие ручки приучают детей писать неправильно, в надежде, что потом можно исправить. С этими ручками приходится бороться, – объяснила педагог.

Учитель истории школы №1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин  против шпаргалок ничего не имеет. Он вместе с детьми ведет специальную тетрадь и разрешает пользоваться ей на контрольных, разумеется, за исключением серьезных работ, например, четвертных. Педагог выстраивает вопросы так, что ответ на них нельзя списать ни из тетради, ни из интернета. Каждый раз школьникам приходится думать, а это – самое главное. Так же решает проблему со шпаргалками и учитель обществознания школы №2065 Владимир Макаров. Каждый его вопрос – это детективная задача, решить которую можно, опираясь на нормы права.

Как справиться со шпаргалками

Практика показывает, что справиться со списыванием методом запретов нельзя. Единственный путь, найденный учителями – диалог на равных. Если преподаватель выстроил хорошие взаимоотношения с учениками, то списывание будет считаться чем-то постыдным.

Специалист по психологии образования, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент РАО, д. пед. и псих. н. Александр Савенков:

Остановить списывание можно только сформировав в ребенке внутренний моральный запрет.

Тех же принципов придерживается и учитель английского языка школы №1368 Екатерина Корнева. В обучении английскому много времени посвящено зубрежке неправильных глаголов, которые школьники любят списывать, поэтому борьба со шпаргалками актуальна в английском языке не меньше, чем в математике. По мнению педагога, дети списывают и делают шпаргалки, потому что ими движет страх перед двойками.

Если лишить ребенка страха, установить атмосферу взаимного доверия, то списывать никто не будет.

При этом учителю важно показать, что он держит свое слово. Екатерина Корнева не наказывает двойкой за честное признание в незнании, но  “2” ставит за попытку обмана. Уже на второй год обучения у этого педагога дети забывают, что такое списывать. Это доказывает, подход доверия работает!

Автор: Наталья Бритвина

 

Комментарии