Трудовое воспитание в школах: за и против

Мамсила
Трудовое воспитание в школах: за и против

Я ребенок перестройки. Я еще помню, что такое дежурства для проверки сменной обуви, покраска школьных заборов и уборка территории во время субботников, мытье классов и всякий разный другой труд, который по изначальной задумке облагораживает.

Мой брат, с которым у нас 13 лет разницы в возрасте, трудом не особо облагорожен. По нему и видно, конечно, что уж таить.

А вот наши родители, бабушки и дедушки облагорожены по полной, так сказать, с головы до ног. Их облагораживали чуть ли не каждый день и систематически.

Скворечник своими руками

Именно такое трудовое воспитание хотят вернуть современным школьникам. Об этом вновь заговорили чиновники – в Госдуме уже разрабатывается соответствующий закон. А Министр образования РФ Ольга Васильева безапелляционно заявляет о том, что "ее ведомство будет поддерживать его обеими руками".

Но в экспертном и родительском сообществе все далеко не так однозначно.

Сторонники законопроекта напоминают о том, что трудовое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса в целом. А государственная система образования направлена на воспитание, прежде всего, гражданина своей страны.

"Многое зависит от формата занятий, но методологически трудовое воспитание – один из самых действенных механизмов развития у детей чувства ответственности. Ответственности за чистоту дома, улицы, планеты ("Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету"), за результат, за безопасность, за коллектив, – говорит Виталий Сурвилло, глава рабочей группы по дополнительному образованию АСИ, основатель детского города мастеров "Мастерславль". – Не самую малую роль трудовое воспитание играет и в процессе познания. Даже мучительно скучное выпиливание стальных уголков на занятиях в моем доисторическом детстве в какой-то мере помогало мне осознавать сложность конструирования космической ракеты или основные цели обработки металлов".

Но главный вопрос – как сделать трудовое воспитание интересным? Те образовательные механизмы, которые работали для советского школьника, будут абсолютно не эффективны в отношении современного ребенка. И ритм жизни другой, и задачи у нового поколения иные.

уроки труда в школе

"Показательна цифра,представленная компанией Ericsson – на 7 млрд человек приходится 6 млрд мобильных телефонов. В этой связи наличие предметов, связанных с трудовым воспитанием, и вообще культивирование ручного труда трудно назвать приоритетом, – считает Александр Карпиков, руководитель департамента по аутсорсингу государственных учреждений компании "Интеркомп". – Люди, вышедшие из советской или российской школы 90-х годов занимались на уроках трудового воспитания самыми разнообразными вещами: от выпиливания лобзиком до вышивания крестиком. Однако во внеурочное время им пришлось осваивать компьютеры, мобильные телефоны, интернет, пользование основными компонентами программного обеспечения, без которого офисная работа сегодня немыслима".

"Думается, что в настоящее время наиболее эффективным будет развитие в школе инновационных направляющих, необходимо развивать в школьниках интерес к IT-сектору, к технологическому кластеру," – заключает эксперт.

Очевидно, если просто вернуть трудовое воспитание из советского прошлого, "оно будет кривобоким". В этом уверена учитель, методист Галина Афанасьева: "Раньше трудовое воспитание было внутри системы образования, оно было его неотъемлемой частью. Но сейчас у современных школьников даже нет часов на это. Потому что за пределами школы дети очень нагружены, им физическое и эмоциональное здоровье нужно сохранить, какое тут мытье полов! А вот прикладные интересные занятия, которые дадут школьникам начальные знания в сфере домоводства, строительства – это будет актуальным. Вопрос лишь в том, как сделать эти занятия интересными для них".

урок труда для девочек

И все-таки базовые трудовые навыки еще не стали архаизмом современного общества. Мужчинам желательно бы уметь прибить полку или починить розетку, а женщинам – приготовить борщ или пришить пуговицу к пальто. Не будем же мы постоянно вызывать хаус-мастеров. И честно говоря, всеобщая роботизация, которая вытеснит ручной труд, наверное, дело еще не одного десятилетия (или столетия?). 

"В этом плане трудовые навыки, полученные в школе, могут действительно пригодиться. Другой вопрос (и в этом была беда советской школы), как сделать занятие интересным, и где найти классного преподавателя, а не просто пенсионера с шарикоподшипникового завода. Занятия, конечно, должны быть разнообразными и осмысленными: ребенку обязательно нужно понимать, зачем копать отсюда и "дотуда", – говорит Виталий Сурвилло.

Сделать уроки труда действительно интересными, мотивирующими и прикладными – вот главная задача. А мытье полов и покраска заборов к трудовому воспитанию не имеет никакого отношения. Скорее, к трудовой повинности...

Фото:

Релевантные ссылки

Комментарии