Пятнадцать дворовых игр для лучших летних каникул

Мамсила
Пятнадцать дворовых игр для лучших летних каникул

Вы помните свои летние каникулы? Я очень хорошо помню.

Когда отцветала черемуха и зацветала сирень, в воздухе все отчетливее возникало ощущение праздника – впереди нас ждало три месяца отдыха! Не думаю, что мои родители с таким же восторгом относились к отсутствию школы в течение столь длительного периода, но моей детской радости не было предела. Потом мы ехали в Быково, крутил винты Як-42, а я сквозь тошноту и запах керосина смотрела в иллюминатор. Через два часа самолет приземлялся в Нальчике – городе моего летнего детства.

Впереди ждали месяцы дворового счастья. Весь день, с раннего утра до темноты, мы проводили во дворе, бегали, залезали на деревья, ставили спектакли, и конечно же, играли в разные игры. Я постаралась вспомнить некоторые из них.

1. Вышибалы (Выбивалы, Выбивной)

Чем играть во дворе

"" (двое выбираются считалкой или добровольно) встают с двух сторон площадки, при этом расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. "Вышибаемые" встают в центре. Задача вышибающих, перебрасывая мяч, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.

Игрок, которого вышибли, выбывает из игры (отходит в сторонку). Но его могут "спасти" его товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли – выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок, поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае – команды меняются местами.

Есть несколько усложнений (вариаций) кидания мяча:

1. "Свечка"

Вышибала громко говорит "свечка!" и кидает мяч высоко вверх. Тому из игроков, кто поймал мяч, дается дополнительная "жизнь". Игрок может поделиться жизнью с уже выбывшим игроком (поймавший мяч сам определяет, кого из команды ему выручить).

2. "Бомба"

Вышибала громко кричит "бомба!" и кидает мяч высоко вверх. В этот момент все игроки в поле должны присесть на корточки. Если мяч упадет на игрока – он выбывает из игры. Передвигаться в момент падения мяча можно, но не вставая с корточек.

3. "Ручеек"

Вышибала громко кричит "ручеек!" и катит мяч по земле на площадке. Пока мяч катится, все игроки должны успеть стать перед ним так, чтобы он прокатился между ногами. Кто не успел этого сделать – выбывает.

2. Девять камней

Дворовые игры для детей

На асфальте квадрат, разделенный на 9 частей (как для "крестиков-ноликов"), в его центре выкладывается кучка из 9 камней.

Один человек – ведущий (если игроков много, то ведущих несколько) – становится с одной стороны от квадрата, остальные же игроки с другой стороны, на некотором расстоянии от квадрата (расстояние от квадрата определяли на глаз, чтобы не очень легко было попасть, но возможно). Для игры требуется мяч. Игроки должны, кидая мяч по очереди, разбить кучку из камней.

После того, как кучка разбита, игрокам необходимо разложить камушки по штуке на каждый квадрат. Ведущий же мячом усиленно "пятнает" игроков. Запятнанный игрок выбывает из игры. Если игрокам все-таки удалось разложить камушки, то ведущий водит еще раз.

3. Казаки-разбойники

убегают и прячутся, используя для указания движения стрелки, нарисованные на асфальте мелом.

Казаки должны их найти, поймать и отвести в темницу. Играть лучше большой компанией, минимум 4-6 человека, а лучше 10-12.

С помощью жеребьевки ребята делятся на две команды. Можно выбрать сначала атаманов (капитанов команд), а затем каждый атаман набирает себе людей. В начале игры разбойники отходят в сторону и загадывают ключевое слово ("шифр"), затем берут по мелку и убегают. Казаки отворачиваются или отходят за угол и организовывают место для темницы. Темницу можно отгородить палочками, камнями или очертить мелком.

После оговоренного времени они пускаются в погоню за разбойниками. Разбойники, убегая, рисуют стрелочки каждые 20-30 метров, а также на всех поворотах и перекрестках. Иногда можно рисовать на перекрестках обманные стрелочки, например во все четыре стороны. Тем самым, получается, что казаки иногда бегут по неверному пути и заходят в тупик, им приходится возвращаться на перекрестки и продолжать поиск.

Как играть в Казаки-разбойники

Разбойники сначала бегут большой группой, потом начинают разделяться на более мелкие и ищут себе укрытия. Если казак находит разбойника, он может его поймать – осалить.

Осаленный разбойник не может убегать и должен послушно пройти с казаком в темницу. Однако по пути друзья-разбойники могут освободить пленника, осалив казака. После этого пойманный разбойник свободен, и игра продолжается.

В темницу приводят пойманных разбойников и начинают выпытывать у них секретный шифр. Обычно самый легкий способ этого добиться – щекотка. О том, как можно и как нельзя пытать, лучше договариваться перед началом игры. Друзья могли освободить разбойника из темницы, "напав" на казака-караульного и держа его за руки, пока "пленные" разбегаются.

Казаки считаются победителями, если узнают секретный шифр или поймают всю компанию разбойников. После этого команды меняются ролями.

4. Черное и белое

Две – "Черные" и "Белые" – стоят в шеренгах лицом друг к другу. Ведущий бросает картонный диск (можно монетку или раскрашенный плоский камень), у которого одна сторона черная, другая – белая. В зависимости от того, какая сторона при падении окажется наверху, – одна команда начинает ловить другую. Убегающие пытаются выскочить за прочерченную линию "дома". Побеждает та команда, на счету у которой окажется больше пойманных противников.

Правила игры. Ловить противников можно только после констатирующих слов ведущего: "Белые!" (Или: "Черные!"). Догонять убегающих можно только до линии "дома". Пойманные за линией "дома" не засчитываются.

5. Лапта

В лапту играют две команды, каждая состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

Есть упрощенные игры для меньшего количества игроков – "Свечки" и "Тройник"

6. Ручеек

Дети держатся за руки

Дети по двое и встают в ряд, пара за парой, друг за другом. При этом каждая пара берется за руки и поднимает их над головой. Таким образом образуется длинный коридор со своеобразной крышей из сомкнутых рук. Водящий или водящие (в зависимости от того, четное или нечетное количество участников игры) входит в коридор и выбирает любого понравившегося участника, взяв его за руку. Новая пара проходит в начало коридора и становится первой парой ручейка. Игрок, оставшийся без пары, возвращается к хвосту ручейка, заходит в коридор и выбирает себе новую пару. Игра продолжается, пока участники не устанут или не надоест играть.

7. Море волнуется раз

Первый вариант игры:

Выбираем водящего с помощью считалочки или жребия. Водящий должен отвернуться и сказать:

"Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

морская фигура* на месте замри!"

В это время, расставив в стороны руки, игроки должны кружиться и раскачиваться.

После того как будет сказано слово "замри", игроки должны замереть в определенной позе, изображающей одного из морских животных, либо предмета морской тематики. Например, можно изобразить дельфина, моряка, пирата, корабль, чайку и так далее.

Потом ведущий должен подойти к одному из игроков и дотронуться для того, чтобы фигура ожила. Ведущий должен узнать фигуру, для этого игрок должен изображать ее, размахивая руками и ногами.

Водящим становится тот, кто изобразит фигуру хуже всего.

Второй вариант игры

Начало проходит, как и в первом варианте, но на этот раз ведущий задает, какая должна быть фигура.

Он говорит:

"Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Фигура *КРАБА*на месте замри!"

По очереди оживляя всех, ведущий обходит игроков. Каждый из игроков пытается показать свой вариант краба. Тот игрок, который покажет самую лучшую фигуру, и становиться водящим. Краб является лишь одним из примеров, помимо него можно выбирать любую другую морскую фигуру.

Также можно немного и использовать космические, звериные и транспортные фигуры, например автомобиль.

8. Белка-стрелка-колесо-тарелка

Количество игроков: три человека.

Правила игры. Двое встают друг напротив друга, третий игрок – между ними. Если игрок, который стоит посередине, не смог перепрыгнуть через мяч, то он меняется местами с одним из игроков.

Ход игры. Первый игрок бросает мяч так, чтобы он отскочил от земли, и говорит: "Белка!"

Тот игрок, который стоит в середине, должен перепрыгнуть через мяч, потом развернуться лицом ко второму игроку. Второй игрок должен поймать мяч и снова ударить его о землю со словами: "Стрелка!"

Третий игрок снова перепрыгивает и поворачивается к первому игроку, тот ловит, кидает мяч и говорит: "Колесо!"

Второй игрок: "Тарелка!". Слова повторяются, пока стоящий посередине игрок не ошибется.

9. Собачка

Количество игроков: от трех до тридцати человек.

Правила игры. Игра проводится на площадке небольших размеров. Перед началом игры с помощью жребия выбирается водящий.

Ход игры. Участники игры становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Водящий занимает место в середине круга. С помощью считалки выбирается игрок, которому в руки дается мяч. Он и начинает игру.

перебрасывают мяч по воздуху или катают его по земле с таким расчетом, чтобы водящий не смог его поймать. Водящий может попытаться коснуться мяча, когда тот находится в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из игроков. Если ему это удается, то он меняется местами с тем игроком, который либо передавал мяч, либо держал его в руках в момент касания. Если мяч покинул пределы круга, игроки должны как можно быстрее поднять его и ввести в игру. Водящий может коснуться и мяча, вылетевшего из круга.

Некоторые игры эксклюзивно отводились для девочек, так как мальчишкам в них играть считалось неприличным. :)

10.  Классики

Как играть в классики

Вариантов было огромное множество, и девчонки часто выпендривались друг перед другом, добавляя новые правила и усложняя систему. Вот лишь один из способов.

На асфальте рисуется поле, состоящее из квадратов примерно 40 на 40 см. Квадраты структурируются по следующему принципу: первые два выстраиваются в вертикальный ряд, следующие два – в горизонтальный, так, чтобы линия, их разделяющая, оказалась посредине предыдущих двух. Пятый квадрат рисуется посередине горизонтального ряда и так далее. Всего должно быть 10 квадратов. Нумеруются они по порядку снизу вверх и справа налево.

Кидаем биту на квадрат с номером 1 так, чтобы она не выходила за поле и не касалась пограничной черты. Начинаем прыгать – на одной ноге через квадраты 1 и 2, двумя ногами на квадраты 3 и 4, снова одной на квадрат 5 и так далее до конца. В конце поля разворачиваемся на 180 ⁰ и аналогичным образом прыгаем назад, по пути подбираем биту. Если она оказывается на клетке, на которой нужно стоять на одной ноге, то подбираем прямо так – стоя на одной. Далее бита кидается на квадрат с номером 2 – это второй "класс". Если она не попадает на нужное поле, то ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым пройдет все "классы".

11. Резиночки

Основные правила игры

Два "натягивают" на ноги резинку. Третий игрок прыгает (делает специальные упражнения на резиночке) по очереди на всех уровнях. Можно сделать и по-другому: то есть одно и то же упражнение прыгать сразу на нескольких уровнях. Начинать нужно с первого уровня, затем переходить на второй уровень, потом на третий и т. д. Когда упражнение будет сделано на последнем уровне, нужно приниматься за следующее.

Выполняя упражнения на резиночке, нужно учитывать, что на нее нельзя наступать, цепляться за резинку или путаться в упражнении. Если человек ошибся, то он становится "в резиночку", и очередь прыгать переходит к следующему игроку. Все эти правила действуют, если в этой игре участвует три человека. При участии четырех человек (то есть, получается, идет игра пара на пару), если игрок допускает ошибку, то его партнер может "пропрыгать" уровень за него. Но если и партнер ошибается, то пара меняется местами, и получается так, что сбившаяся пара становится "в резиночку".

8 уровней игры "Резиночка"

Первый уровень самый простой – в этом случае резинка располагается на уровне щиколоток игроков.

Второй уровень – резиночка располагается на уровне колен игроков.

Третий уровень – резинка должна быть на уровне бедер.

Четвертый уровень – резинка располагается прямо на поясе.

Пятый уровень – резинка располагается на уровне груди.

Шестой уровень – резинка должна быть на уровне подмышек.

Седьмой уровень – резинка располагается на уровне шеи.

Восьмой уровень является самым сложным, поэтому не каждые решаются "прыгать" его, но упомянуть о нем стоит – в этом случае резинка должна находиться между ушей играющих.

12. Просто-хлопок

На каждое слово нужно подкинуть мяч вверх или ударить им о стену и перед тем, как поймать его, успеть сделать движение в скобках.

Просто (мяч ударить о стену или подкинуть вверх и поймать двумя руками).

Хлопок (хлопнуть в ладоши).

Крест-накрест (руки накрест к плечам).

На бок (руками хлопнуть по бокам).

Кирпичи (ударяем руками о коленки).

Калачи (сжимаем кулаки).

Палочки (ладошки выпрямляем).

Галочки (соединяем ладошки вместе в виде галочки).

Девочки (показываем юбочку).

Мальчики (приседаем).

Потом можно добавить:

Спереди, сзади (хлопнуть в ладоши перед собой, затем за спиной).

Сзади, спереди (руками хлопнуть за спиной, затем перед собой).

могут минимум двое. Как только играющий сбивается или не ловит мяч, он передается другому игроку. Побеждает тот, кто полностью сделал все фигуры, не уронив мяч.

Ну и если идет дождь, то мы все забивались под крышу подъезда и играли в более спокойные игры

13. Колечко-колечко

водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складывают ладошки лодочкой.

Водящий берет любой мелкий предмет, это может быть настоящее колечко, камушек или очень мелкая игрушка.

Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой.

Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая:

– Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю.

Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались – кому именно.

Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом.

После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит:

– Колечко, колечко, выйди на крылечко.

Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему.

Задача остальных игроков не дать ему убежать и постараться удержать,

Если у получившего колечко получилось выбежать, водящим становится он.

Если его удержали, водящий остается прежним.

14. Сломанный телефон

Как играть в Сломанный телефон

загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим и вызывает всеобщее веселье.

Ведущим становится последний игрок, а все остальные "сдвигаются" по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.

• Для того, чтобы результат получился смешнее, игроки стараются говорить очень быстро и очень тихо.

• Для усложнения игры можно говорить не слово, а целую фразу.

Ну и, конечно, любимые и всем известные:

15. Города

Можно от двух человек и более. Первый называет любой город, следующий называет город, начинающийся с последней буквы этого города и так далее. Москва – Архангельск – Кабул – Лиссабон.

Если игроков много, то можно играть так – кто не смог вспомнить города, тот выбывает. Выигрывает последний оставшийся.

Чтоб подвохов с незнакомыми названиями не было, название засчитывается, если такой город знает еще хоть кто-нибудь из игроков. Если необходимо просто время провести, можно постепенно "выключать" буквы алфавита, на которые никто не может вспомнить название города. При этом если город оканчивается на "выключенную" букву, то для название нового города берется предпоследняя.

Еще играть можно по такому же принципу, но не городами, а просто любыми существительными.

Пока писала про эти пятнадцать игр, вспомнились и нашлись и другие игры, любимые с детства: "Съедобное-несъедобное", "Я знаю пять имен", "Я садовником родился", "Кись-брысь-мяу", "Бояре", "Вы поедете на бал?" и многие-многие другие.

Почти все правила можно найти в интернете и очень разнообразить летние каникулы наших мальчишек и девчонок, а себе позволить на некоторое время окунуться туда, в беззаботное детство!

Фото: 

Комментарии

Смотрите также