Первый класс – первые проблемы: рекомендации детского нейропсихолога

Мамсила
Первый класс – первые проблемы: рекомендации детского нейропсихолога

Гладиолусы подарены, первый звонок на урок отзвенел в руках маленькой девчушки, еще вчера бегавшей в шлепанцах по пляжу, а сейчас готовой покорять вершины школьных наук; родители составили плотное расписание занятий и, возможно, даже позаботились о том, кто же будет забирать первоклашку с продленки и делать с ней уроки. Но что-то все-таки забыли…

Забыли о самом главном: первый класс – это стресс не только для родителей (да, родительские чатики разрываются, времени на домашнее задание катастрофически не хватает, и поделки все так же, как и в саду, делаются в три часа ночи), но и для ребенка, причем для него в первую очередь!

Учебный стресс, по мнению большинства исследователей, дело житейское. В том плане, что мозг человека, в том числе и маленького, всегда работает на двух передачах: на низкой, в случае, когда процессы доведены до автоматизма и не требуют активного включения, это как варить суп и параллельно еще гладить рубашки и смотреть сериал – все движения заучены и доведены до автоматизма; и на высокой, когда узнаешь что-то новое и нужна максимальная концентрация внимания, сосредоточенность и вовлеченность всех органов чувств. Учеба – это высокая передача.

Мы расспросили нейропсихолога школы "Макарун", руководителя центра Нейропсихологии и сенсомоторной интеграции "Мудрое Движение" Екатерину Галяеву о том, как можно помочь вчерашнему дошкольнику справиться с навалившейся на него нагрузкой и ответственностью. И вот что выяснили.

Главные правила адаптации к школе просты:

1. Минимум дополнительных занятий (особенно новых)

Это значит, если есть возможность разнести по годам поступление в обычную школу и музыкальную/художественную/спортивную, – сделайте это! Не гонитесь за многочисленными кружками и секциями в рамках внеурочной деятельности в школе. "Драмкружок, кружок по фото... но мне еще и петь охота" – это все, конечно, хорошо, но лучше позже. Они никуда не денутся.  

Не бойтесь, что ребенок на продленке (если вы оставляете его) будет скучать, – у него там достаточно дел: подготовить домашнее задание, погулять, поближе познакомиться со своими одноклассниками, полениться, в конце концов. Если же вы не мыслите жизни без кружков и секций, то читайте пункт 2.

дружба мальчика и девочки

2. Хотя бы два полностью свободных от кружков/секций дня

Это минимум. Два дня ребенок должен после школы гулять, скакать, прыгать, лазать, играть в "Стоп, земля", "Чай-чай-выручай", валяться на диване, а можно и в грязи, играть в игрушки и заниматься другими своими любимыми детскими делами.  Да, он уже школьник, но он все еще маленький. Помните об этом.

3. Режим дня, полноценный сон и закаливающие процедуры

Последнее неслучайно и имеет два эффекта: повышение иммунитета и нейропластичности

Никаких засиживаний допоздна над уроками и ранних побудок, чтобы что-то доделать. Ребенку, особенно в период учебного стресса, нужен сон, полноценный, ночной, а иногда и дневной.

Предложите ему после школы полежать полчасика, прежде чем садиться за уроки, и вы удивитесь – даже тот, кто не спал в саду, вряд ли откажется от такой возможности. Ведь в садике можно было бегать прыгать, играть на полу, валяться и спать. А в школе нужно 45 минут сидеть на неудобном жестком стуле, писать в непривычной позе, да еще и локоть учитель так и норовит поправить, и надо на доску выглядывать из-за плеча этого дылды.

К закаливанию все относятся по-разному. Ледяной душ никто не предлагает, а вот длительные прогулки, то есть закаливание воздухом, будут как нельзя кстати.

4. Поддержка родителей

Внимание не только к учебному процессу, но и переживаниям ребенка. Обязательно расспрашивайте первоклашку о том, что случилось за день, что было смешного или интересного, с кем подружился ребенок.

Заведите ритуал вечернего разговора на подушке, который каждый раз будет начинаться с какой-то вашей фирменной фразы: "Что у тебя сегодня не получилось?", "О чем ты сегодня мечтал?". Это разговор должен быть не про дела школьные или семейные, а про переживания, ощущения и чувства ребенка.

задумчивый мальчик взгляд

5. Гимнастика для мозга

Освойте вместе с ребенком упражнения из гимнастики для мозга Пола Деннисона. Они помогают синхронизировать оба полушария мозга, повышают способность к концентрации внимания, пробуждают систему "интеллект-тело" и приводят ее в готовность к обучению. Достаточно 10-15 минут в день.

Исследования показали, что за год успеваемость учеников, которые регулярно практикуют гимнастику мозга, выросла на 50%!

Попробуйте для начала такие:

Упражнение "Ленивые восьмерки"

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге горизонтальную восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

Упражнение "Ухо-Нос"

Пальцами правой руки нужно прикоснуться к своему носу, а левой рукой взять себя за правое ухо. Затем хлопнуть в ладоши и поменять положение рук: левая – на нос, правая – на левое ухо. Готовы поспорить, что с первого раза у вас не получится. Стоит потренироваться.

Упражнение "Двойной рисунок"

В каждую руку берем карандаш или ручку. Задача: изобразить на листе бумаги что угодно, но двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз (т. е. левой рукой вверх, правой – вниз), и наоборот; разводя в разные стороны.

Упражнение "Перекрестные шаги"

Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Можно выполнять, как стоя, так и сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4-8 раз. Главное: в медленном темпе.

Упражнение "Качели".

Садимся на пол. Сгибаем колени. Обхватываем их руками, откидываемся назад и, округлив спину, покачиваемся назад и вперед, с боку на бок. Возвращаемся в исходное положение. Теперь откидываемся назад, опираясь на локти и кисти.

Важно: должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение! Приподнимите ноги, согнутые в коленях, и плавно начните описывать коленями "восьмерки". Трудно? Начните просто с круговых вращений ногами.

И еще, не забывайте напоминать своему первоклашке почаще пить воду. Без нее никуда! Хороших вам оценок.

Комментарии