"Пахать на результат" или заниматься в удовольствие?

Мамсила
"Пахать на результат" или заниматься в удовольствие?

Почему со времен музыкальной школы вы больше никогда не подходили к инструменту?

"Надя, пальцы! Пальцы!" – не своим голосом кричит педагог по специальности. На окне пыльные узорчатые решетки, выцветшие желтые шторы, на подоконнике полузасохшая герань. Где-то тикают часы, мучительно медленно отсчитывая минуты до окончания урока. Мне десять, я сижу, сутулясь, на табурете перед фортепиано, глотаю слезы и в который раз пытаюсь правильно сыграть эту дурацкую сонатину – готовлюсь к отчетному концерту.

(Почти двадцать лет спустя я разбирала вещи у родителей дома и нашла тот учебник, там "Сонатина" карандашом переправлено на "Сатанина" – очень остроумно, я считаю).

Я проучилась в музыкальной школе с пяти до четырнадцати лет: два года в подготовишке и полноценная семилетка. Где-то к середине учебного процесса на меня махнули рукой, потому что я была "не техничная", явно не тянула на Гнесинку или Консерваторию, и никак престижу музыкальной школы бы не помогла. Так что закончила средненько и после финальных экзаменов и получения диплома (учительница тогда закатила мне скандал, что я ей не принесла цветов) не подходила к инструменту двадцать лет.

Сейчас мне тридцать пять, я живу в Каталонии, и со следующего месяца я начинаю снова брать уроки игры на фортепиано. Потому что я очень люблю музыку вообще-то.

игра на фортепиано

Почему я сейчас решилась? Я пришла послушать отчетный концерт в местной музыкальной школе, где в основе методики создание небольших рок- и поп-групп.

Дети – при участии преподавателей, конечно, – играют вместе песни "Nirvana", Майкла Джексона и всякое Despacito. Часто это звучит, конечно, так же непередаваемо, как репетиция шведского школьного оркестра, но иногда получается совсем неплохо. Концерт очень душевный, родителей и прочих сочувствующих собралось около сотни.

Сидят на стульчиках в сквере, смеются, снимают на телефоны, едят хот-доги с лимонадом, никакого официоза и пафоса. Хотя дети волнуются все равно. Выступили самые маленькие c малышовыми песнями. Потом любители рока лет десяти сбацали "We Will Rock You". Дети чуть постарше очень достойно отыграли тему из "Красавицы и чудовища". Коллапс произошел в следующей группе: из двух подружек-солисток лет девяти одна забыла, где вступать. Девочка собиралась уже зарыдать и убежать со сцены, но учитель терпеливо ее успокаивал, не обращая внимания на "полный зал".

Для меня, с опытом советского детства, когда переживания ребенка, как правило, вообще не принимались в расчет, это было совершенно удивительно. Выступление начинали заново три раза. С третьей попытки все получилось, дети покинули сцену с ощущением, что миссия выполнена.

С большим пониманием к ситуации отнеслись не только педагоги, но и все зрители. Это неудивительно, ведь многим из них на следующий день предстоял такой же отчетный концерт: они и сами учатся в этой музыкальной школе и играют в своих, взрослых, группах. Представляете, взрослые дяди и тети, электрики и дантисты, аптекари и сотрудники банков, приходят по вечерам и играют на гитаре, барабане, саксофоне, кто на чем!

игра на гитаре

Или вот плавание. Из детских воспоминаний сохранились теплый влажный воздух, запах хлорки, стены из ракушечника, маленькие надломанные решетки по периметру бассейна. Мы занимались в бассейне на Мироновской, где располагался Московский дельфинарий. Среди нас, шестилетних, бытовала легенда о том, что в подводных окошках можно увидеть дельфинов.

Тренеры были строгие, вспомогательный персонал – вообще церберы. "Шапки надели! Быстро в душ!" Постоянные окрики и мы, маленькие, тощенькие, под струями холодной воды. После того детского опыта я еще очень долго не ходила в бассейн: боялась, что на меня начнет там кто-нибудь кричать, потому что я обязательно сделаю не то. Я прозанималась совсем недолго, а вот сестра несколько лет, даже участвовала в соревнованиях. Но в определенный момент из секции ее и еще нескольких детей "попросили" уйти: дети не подавали больших спортивных надежд.

В нашем маленьком городке недалеко от Барселоны, в муниципальном бассейне, где проходят занятия для детей практически с рождения, все совсем по-другому.

Малышей инструкторы обнимают-целуют-носят на ручках. С детьми постарше они шутят и частенько кого-нибудь разыгрывают. Инструкторы всегда с детьми в воде, никто не повышает голос, в конце занятий водные игры, с мячами и горками, а трижды в год – к окончанию каждого триместра – устраиваются большие аква-праздники, куда зовут и родителей тоже.

мама и малыш в бассейне

Результат? На свободных от занятий дорожках полно взрослых. И это не бабуси, которые в курортном режиме плывут парами вдоль бортика и чинно беседуют, это… бабуси и не только, которые мощно, красиво и технично плавают в свое удовольствие различными стилями. Просто в свое время им не отбили охоту.

Когда мы с тремя детьми только переехали в Европу, меня несколько приводил в недоумение такой подход, что все принято делать в удовольствие. В различных кружках и секциях преподаватели вообще не строгие и никто ни с кого не "снимает стружку".

Не требует, не заставляет, не давит и не настаивает. В целом дополнительное образование, extraescolares, здесь очень бережное и необременительное ни для детей, ни для родителей. Меня изумляло, что на большом смотре всех танцевальных школ города чуть ли не половина танцующих девочек… эммм… весьма упитанные. И педагоги не сажают их на диету, не заставляют соответствовать. На занятиях гимнастикой детей не "тянут" насильно. В школьном спектакле не блистают две-три "звезды" – явно артистически одаренные дети (как это было в нашей школе), а играют и поют все-все, кто захотел, вне зависимости от таланта и способностей. 

Танцы для детей

"А как же успех и результаты через боль, пот и слезы?" – размышляла я. No pain, no gain, быстрее, выше, сильнее – вот это все. В моей картине мира, усвоенной с детства, занимаясь чем-то, ты должен выкладываться на все сто, как в фильме "Одержимость" – иначе и начинать не стоит.

Но так ли это?

Удивительная разница, которая бросается в глаза при переезде в Европу: здесь все взрослые люди имеют хобби. В свободное от работы и домашних дел время они играют в музыкальных группах, занимаются парными танцами, пишут картины, гоняют на велосипедах, выстраиваются в высоченные башни высотой с семиэтажный дом, пишут и декламируют стихи, занимаются спортом, взбираются на горы, фотографируют, снимают фильмы, поют в хоре, гоняют в футбол – всего не перечислить!

живопись как хобби

Мне кажется, такая свобода, открытость и разносторонние интересы – родом из детства. Когда детей принимают, берегут, поддерживают и учат в первую очередь получать от деятельности удовольствие, а не гнаться за результатами и достижениями – они вырастают в заинтересованных взрослых с горящими глазами.

Сколько выпускников музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами? Сколько учащихся спортивных секция становятся Олимпийскими чемпионами? Сколько авторов школьной стенгазеты превращаются в медиамагнатов? Единицы. Если у ребенка истинный талант – он найдет себе дорогу даже без ранней муштры и изматывающей работы на результат. Всех остальных важно научить просто получать удовольствие. Попросту говоря, не отбить охоту.

Фото: 

Комментарии