Николай Носов и его Незнайка (к 110-летию со дня рождения любимого писателя)

Мамсила
Николай Носов и его Незнайка (к 110-летию со дня рождения любимого писателя)

К 110-летию любимого детского писателя Николая Носова, истинного папы Незнайки, Винтика и Шпунтика, и Бобика, который побывал в гостях у Барбоса. С днём рождения, Николай Николаевич!

Neznaika

«Некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни — это одно, а в сказочном городе — совсем другое. В сказочном городе все бывает».  Н.Носов

 

Незнайка — коротышка среднего роста - по их цветочногородским меркам, разумеется - с большой головой и маленьким носом. Он носит широкополую голубую шляпу, канареечные брюки, оранжевую рубашку и зелёный галстук. Любит яркие цвета. Основными чертами Незнайки являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность.

По словам самого Носова, у Незнайки есть жизненный прототип:

«Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».

Neznaika

Как появился Незнайка

Когда впервые у Николая Носова возникла мысль написать сказку о государстве коротышек, сказать трудно. Достоверно известно только, что в том же 1952 году, направляясь с делегацией советских писателей в Минск на юбилей Якуба Коласа, Носов целую ночь напролёт проговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым (в то время редактором журнала «Барвинок»). Именно ему Носов поведал о замысле «Незнайки». Говорят, Чалый буквально влюбился в образ обаятельного коротышки и предложил сразу же, как только появятся первые главы произведения, даже не дожидаясь его окончания, опубликовать их в своём журнале. Предложение было принято, а слово сдержано. Так что впервые сказка была напечатана в журнале «Барвинок» в 1953-54 гг. на двух языках — русском и украинском (в переводе Ф.Макивчука) — под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» с подзаголовком «сказка-повесть». Незамедлительно она появилась и отдельным изданием, уже как «Приключения Незнайки и его друзей.

«Успели выпустить несколько номеров, как умер Сталин. Я помню, на обложке журнала был напечатан траурный портрет вождя. Удивительно, но уже в следующем номере появились главы веселой сказки про Незнайку. В 1954–м роман вышел отдельной книжкой с иллюстрациями замечательного художника Алексея Лаптева» - писал в своих дневниках Игорь Носов, внук писателя.

В итоге носовский цикл о коротышках составили две повести - «Приключения Незнайки и его друзей» 1954 г., «Незнайка в Солнечном городе» 1958 г., один роман - «Незнайка на Луне», 1964 г., и примыкающая к ним короткая сказка про Винтика, Шпунтика и пылесос. Создается ощущение, что, начиная сочинять истории о Незнайке, автор и сам не подозревал во что разовьются коротенькие остроумные рассказы про недалекого и любопытного малыша, пытающегося налету освоить самые разнообразные профессии. 

Кстати, знаменитая шляпа Незнайки в изначальном тексте Носова никак не была описана, кроме упоминания, что она голубого цвета, поэтому первое время иллюстраторы рисовали её по-разному. Самые первые иллюстраторы сказки Кира и Виктор Григорьевы изобразили её как остроконечный колпак с небольшими полями. В выпущенном в 1957 году диафильме Леонид Владимирский изобразил её как тюбетейку с кисточкой. Традиционный вариант остроконечного сомбреро первым нарисовал Алексей Лаптев — этот вариант в дальнейшем подхватили и другие художники, в том числе и Александр Борисенко.

Neznaika

Цветочная утопия

В одном сказочном городе, который называется Цветочным городом, живут коротышки — крошечные человечки, каждый из которых ростом с небольшой огурец. Они различаются по половому признаку: представители мужского населения называются малышами, а женского — малышками. Примечательно, что и жили коротышки отдельно по половому признаку: в одних домиках жили только малыши, в других — только малышки.

Часть малышей и малышек имеют прозвища, имеющие отношение к роду их занятий (механики Винтик и Шпунтик, докторыПилюлькин и Медуница, поэты Цветик и Самоцветик, художник Тюбик, музыкант Гусля и так далее) или к чертам характера (Торопыжка, Авоська, Небоська, толстый коротышка Пончик и другие). Кроме того, поэт из Цветочного города, Пудик, даже взял себе творческий псевдоним «Цветик».

Но, в относительно тихую и размеренную жизнь города постоянно вносил элемент хаоса малыш-коротыш по имени Незнайка. То он напугает всех до смерти рассказом про оторвавшийся от Солнца кусок, готовый раздавить их город, то возьмётся за дела, которые не умеет делать, чем вызывает неудовольствие окружающих, а иногда и опасность для собственного здоровья и жизни. Будучи довольно ленивым и невежественным, Незнайка не может, да и не хочет достичь профессионализма ни в какой области, что и приводит к неприятным для него и окружающих последствиям. В то же время Незнайка, как главный герой, по сути меняет образ жизни и целые сюжеты жизни городов, а позже целой Луны. Кроме того его выдумки не дают никому и никогда скучать, а сам по себе он коротышка очень добрый.

«Самое забавное, что именно необразованность Незнайки часто подталкивает его к тем или иным действиям. Более того, если разбираться детально, то он — гораздо более интересный поэт, чем профессионал Цветик, превосходный карикатурист в стиле Ван Гога и изобретатель какофонической музыки («Хорошо играю —громко!»). Конечно, Носов ценил профессионализм, но эксперименты Незнайки были высмеяны с такой теплотой, что возникало подозрение: не самого ли себя высмеивал автор? Может поэтому воспитательный акцент сказок о Незнайке так ненавязчив, что писатель как бы сам ставит себя на место героев, участвует в процессе, как говорится, изнутри. Сказочная литература вообще любит всяческих оболтусов, вроде непослушного Буратино, развязного Карлсона, эгоистичного Питер Пэна или того же двоечника Баранкина. Суровые отличники и положительные пай-мальчики не оставляют в литературе столь яркого следа», - именно так оценивает знаменитого героя литературный критик Сергей Курий.

 

Neznaika

Немного о Носове и его Солнечном городе

«— Меня сегодня еще  никакая  муха  не  кусала,  — ответил 
Незнайка. — А скучный я оттого, что мне скучно.   
—  Вот  так  объяснил!  — засмеялась Кнопочка. — Скучный,  
потому что скучно. Ты постарайся объяснить потолковее.   
— Ну, понимаешь, — сказал Незнайка, разводя 
руками,  — у нас  в  городе  все  как-то  не  так,  как  надо.  
Нет никаких, понимаешь, чудес, ничего нет волшебного…».

 

Незнайка в Солнечном городе - это вторая книга трилогии о Незнайке, повествующая о путешествии Незнайки, его подруги Кнопочки и случайного знакомого Пачкули Пёстренького в Солнечный Город.

Самое интересное в ней то, что Носов описывает сам Солнечный город как промышленно и культурно развитый, очень благоустроенный, с футуристическими домами и автомобилями, а жителей Солнечного города добродушными, приветливыми и очень подверженными модным веяниям. Кроме того, в этой книге, в отличие от первой и третьей, основная сюжетная линия связана с волшебством. 

Neznaika

Как и Жюль Верн, Николай Носов интересовался техническим прогрессом. Множество его сказочных изобретений реализовано в реальном или игровом виде. Им были предсказаны различные изобретения: плоские широкоэкранные настенные телевизоры — LCD или плазменные, робот-пылесос, пальцеориентированные устройства с картами и прокладкой маршрута, автоматизированный транспорт, систему ТВ-канала в общественном транспорте, принцип лазерной печати, использование солнечных батарей на крышах домов для обеспечения электроэнергией.

В его Солнечном городе много домов необычных архитектурных форм, почти все жители ездят на личных автомобилях, хотя есть и общественный транспорт, но он представлен только автобусами и такси. Ни одного вида электротранспорта, ни тем более метрополитена в этом городе нет. Для наблюдения за общественным порядком все перекрестки оборудованы системами видеонаблюдения. Город не свободен от недостатков. Рост числа автомобилей привел к частому появлению пробок на городских улицах.

Neznaika

Несмотря на то, что самого слова «коммунизм» на страницах этой книги конечно же не встретишь, социально-экономический строй Солнечного города вряд ли представляет собой что-либо другое: полное отсутствие денег, всеобщее равенство, любовь каждого к своей работе и свободный выбор труда, магазины, в которых можно все получить совершенно бесплатно (однако вместе с тем совершенно нехарактерное для коммунизма наличие специализированного органа «милиции» — причем не в изначальном смысле этого слова — как вооруженного народного ополчения, а фактически как полиции, в то время как при коммунизме за порядком должен следить сам вооруженный народ). 

Neznaika

Кроме того, в контексте современных проектов построения будущего общества, Солнечный город Носова во многом напоминает проект «Венера» с ресурсо-ориентированой экономикой, разрабатываемый футурологом (с большой долей конспирологии) Жаком Фреско: тотальная технократизация и роботизация всех производственных процессов (например, роботы-комбайны на полях, снабжающих Солнечный город сельхозпродукцией), максимальное использование природных возобновляемых источников энергии (каждый дом Солнечного города имеет на крыше солнечные батареи, питающие энергией здание) и т.д.

 

А началось всё с того, что Незнайка, увлёкшись сказками, пытается совершать хорошие поступки, в надежде на то, что добрый волшебник вознаградит его. Но Незнайка никак не может сделать хоть один добрый поступок бескорыстно (он помнит, почему он начал их совершать), и тут же портит дело каким-нибудь плохим поступком. Но наконец ему удалось совершить сразу три добрых поступка. Появился волшебник и вручил Незнайке волшебную палочку. После чего он вместе с подругой Кнопочкой принимают решение отправиться в путешествие. Получив при помощи волшебной палочки автомобиль (точную копию автомобиля местных изобретателей Винтика и Шпунтика) и водительские навыки, Незнайка готов поехать хоть на край света...

Вот так!

Фото А.Федуловой книги «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе» с иллюстрациями Александра Борисенко.

neznaika

Релевантные ссылки

Комментарии