Лайфхаки тьюторов для родителей

Мамсила
Лайфхаки тьюторов для родителей

Сейчас только ленивый не говорит о том, что делать уроки с ребенком вредно не только для родителей, но и, что куда важнее, для самого школьника. И, действительно, становиться для своего любимого отпрыска строгим учителем – не лучший вариант решения вопроса с успеваемостью и мотивацией к обучению.  Даже тьютором для своего ребенка лучше не быть, а отдать это на откуп профессионалам. Однако ничто не мешает любящим и осознанным родителям перенять у тьюторов пару-тройку приемов и лайфхаков, которые позволят взглянуть на подросшее дитя с совсем другой стороны и помочь ему встроиться в новую и для вас, и для него систему координат современного образования.

Лайфхаками тьюторов с нами поделился педагог, психолог и тьютор начальной школы «Макарун»  Владимир Мухин.

- Посоветуйте, как тьютор, как распознать сильные и слабые стороны ребенка.

- Хотел бы я сказать, что тьютор просто включает свое супер-зрение, сканирует ребенка и выдает лист зафиксированных качеств. Но, увы, это не так.

В своей работе тьютор использует различные средства - упражнения, материалы, медиатеку (подборку фильмов, видеороликов, аудиозаписей) и многое другое С их помощью он как раз и помогает ребенку исследовать себя, выявлять свои опоры, находить те самые сильные и слабые стороны, разбираться с ними и использовать в жизни.

Проработка своего списка способностей и компетенций, нуждающихся в развитии, помогает повысить включенность в обучение, занять субъектную позицию, владеть своей образовательной ситуацией. Это призма, через которую удобно пересобирать свой список занятости и жизненных приоритетов.

Упражнения из арсенала тьюторов доступны и родителям. Например, вместе с ребенком можно составить таблицу способностей.

Сначала необходимо выписать на листочек как можно больше своих способностей, которые вообще приходят в голову.

Затем распределить их по степени развития - высокий, средний и низкий уровень.

После этого предложите ребенку поразмышлять о способностях знакомых ему людей или известных личностей: есть ли среди них те, которые ему хотелось бы развить в себе? Или может они уже есть и развиты довольно хорошо? Находки нужно добавить в таблицу.

Также попросите ребенка вспомнить ситуации в его жизни, в которых он преодолел сложную ситуацию, смог достигнуть важного результата, где реализовал непростую задачу. Проанализируйте вместе: как ему это удалось, что в этой ситуации помогло ему, какой навык был самым полезным. Результаты также нужно записать в таблицу.

К ней можно возвращаться время от времени и вносить в нее новый материал - корректировать и детализировать информацию.

Через такую работу вы обращаетесь к прошлому ребенка, к его истории и помогаете узнавать те опоры, которые помогут ему преодолеть сложности, подготовиться к будущему, даже когда оно не определено.

tutor

- А есть ли какие-то лайфхаки, помогающие организовать время школьника?

- Способов управления временем огромное количество.

Ряд из них описан в книге Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей». Например, там есть замечательное упражнение «Запланируй субботу». Выполняя его дети учатся выделять гибкие и жесткие дела, планировать свой день с учетом такого разделения, расставлять приоритеты.

На уроках самоорганизации в школе мы много времени посвящаем изучению разных аспектов времени, самому понятию «время» и его определению по часам. Здесь же мы рассматриваем классификацию ежедневных дел: обязательные, важные, неважные, отвлекающие. Проводим наглядный эксперимент и смотрим, как они «уживаются» друг с другом в течение суток.

Основным инструментом планирования у нас служит Маршрутный лист - визуальное средство фиксации своего расписания. Туда дети строго по времени записывают все школьные и внеклассные активности. Например,

  • 14.10 -15.10 - прогулка,
  • 16.00-17.00 - шахматная секция,
  • 19.00-20.00 - игры и развлечения и так далее.

Лист размещается в классе, а также может храниться дома. К нему легко и удобно обращаться в случае необходимости.

Родители также могут составить с детьми подобный лист самостоятельно, чтобы посмотреть, куда и в каком объеме «уходит» время. Для этого нужно выбрать отрезок времени, например, с 18.00 до 21.00, визуализировать его на листке бумаги в виде сегмента на циферблате часов или столбца на ленте времени и заполнить привычными делами. Для большей наглядности можно использовать разноцветную штриховку.

Выбирая тот или иной способ организации времени - интеллект-карты, тайм-борды, маршрутные листы, скрум-технологии и т.д. - важно экспериментировать, искать «свое». Отсеивать то, что не подходит, и оставлять то, что нравится и приходится по душе.

Ведь самое важное - помочь ребенку увидеть ценность планирования и организации времени и сделать этот процесс интересным и увлекательным.

- Как выявляются таланты, пристрастия учеников, чтобы определить, в каком направлении стоит их развивать?

- Таланты, способности, интересы выявляются посредством организации специальных упражнений. Это отдельный и большой пласт работы, которой можно заниматься на протяжении достаточно длительное время.

Об одном из упражнений я уже рассказал чуть раньше, в ответе на вопрос про сильные и слабые стороны. Помимо этого можно составлять карты интересов, вспоминать и анализировать свои достижения, яркие моменты жизни, вглядываться и рассматривать то, благодаря чему получилось пройти сквозь эти события.

Еще один «маркер» - обратная связь от людей, которые окружают детей и знают их уже некоторое время. Взгляд со стороны может сработать как зеркало для выявления сильных сторон, талантов и способностей ребенка.

Чек-лист для родителей от тьютора:

  • Наблюдайте, прислушивайтесь к настроению ребенка
  • Задавайте вопросы, требующие развернутого ответа
  • Слушайте внимательно
  • Вместе с ребенком анализируйте каждую возникающую ситуацию
  • Вместе с ребенком визуализируйте решение всех задач 

Автор: Людмила Чиркова

Фото: из личного архива, Pixabay (Klimkin)

tutor

Комментарии