Кто такой тьютор и что он делает в современной школе?

Мамсила
Кто такой тьютор и что он делает в современной школе?

Каких-то пару лет назад слово тьютор было чем-то новым и пугающе неизвестным. Еще бы, ведь введение профессии «тьютор» в реестр профессий в России и в номенклатуру должностей произошло каких-то 10 лет назад. Потом настала эра инклюзивного образования, и тьюторы стали ассоциироваться исключительно с инклюзией и работой с особенными детьми. Однако на самом деле работа тьютора куда шире и больше. А история тьюторства в мировой истории образования  насчитывает и вовсе  5 столетий!  И если еще недавно лишь с десяток школ могли похвастаться наличием в своем штате тьюторов, то сейчас таких школ, в том числе и государственных общеобразовательных, становится все больше.

Историческая справка:
Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун».
Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничества возникло в первых Британских университетах: Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.)
В дореволюционной России тьюторство нашло применение только в домашнем обучении.
В современной России впервые профессия тьютора была официально введена в городе Томске в школе «Эврика-развитие»

 

О том, кто же такой тьютор  и какими супер способностями он обладает, мы решили выяснить у психолога, педагога,  тьютора  Семейной школы «Макарун»,  Владимира Мухина.

 

- Чаще всего тьюторы ассоциируются с инклюзивным образованием. А что тьюторы делают в обычном классе с обычными детьми? В чем их основная функция?

- Действительно, многие считают, что тьютор нужен только для сопровождения детей с особыми потребностями. Однако в школах, ВУЗах и т.д. для него также есть место. Он может как в групповых, так индивидуальных процессах помогать ученикам, студентам формировать свою образовательную программу, работать над успешностью, самоорганизацией, выбирать и строить график дополнительных занятий, додумывать свое актуальное, дооформлять замыслы, работать над своими проектами, ставить цели и стремиться к ним.

В нашей школе у тьютора сразу несколько фокусов внимания:

  • это непосредственная работа с детьми (как правило в групповом формате)
  • мониторинг их психоэмоционального состояния, взаимодействие с другими детьми и т.д.
  • работа с педагогами и специалистами школы для того, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным для каждого из детей
  • работа с родителями.

Невозможно работать с ребенком, видя его только с одной «школьной» стороны. Общаясь с родителями на тьюторских встречах, получая от них обратную связь, мы узнаем детей и со 2-й - «домашней» - стороны. Таким образом, мы получаем полную картину. И уже совместно вырабатываем инструменты влияния и способы обустройства образовательного пути ребенка. При этом мы с родителями договариваемся о партнерстве и доверии друг другу. Мы доверяем им как значимым в жизни ребенка взрослым, они нам – как специалистам. Таким образом, в большинстве случаев снимается противостояние «школа-родитель-ребенок». Тьютор выступает неким медиатором между родителями и школьной системой, помогает наладить контакт с учителями не только ребенку, но и, по сути, родителям. 

Тьютор – помогает не только ребенку, но и его родителям. Именно он может рассказать о настроении школьника, о том, как у него складываются отношения с преподавателями и одноклассниками, в чем он силен, а с чем еще стоит поработать. 

- Тьютор – это наставник по сути. Какие принципы работы и квалификации тьютора могут быть полезны родителям?

Родителю сложно быть тьютором в профессиональном смысле слова, поскольку сложно отрешиться от эмоций, стремлений, амбиций и посмотреть на своего ребенка с другой стороны - чисто и непредвзято. Самим детям сложно доверять родителям какие-либо личные темы и истории, которые бы они гораздо легче предъявили другому взрослому.

Однако некоторые компетенции, принципы могут быть очень полезны родителям.

Самые главные из них для меня - внимание, доверие, уважение, честность, искренний интерес, любопытство и осознанность. Если выразить их в одной фразе, то получится примерно так: «А как это у тебя устроено?! Ого! Надо же! Вот это здорово и интересно!»

Компетенции, которые помогут родителям быть внимательными и более сведущими в вопросах построения образовательной траектории своих детей.

  • Задавать нужные вопросы
  • Слышать и слушать,
  • Подбирать упражнения и сопутствующие материалы,
  • Обустраивать место и время занятий,
  • Передавать инициативу
  • Предоставлять пространство для деятельности

- Есть ли какие-то предметы в школе, на которых без тьютора не обойтись вообще? Например, письмо в младших классах, когда один учитель не может следить за всеми учениками: за постановкой руки, осанкой и вот этим всем...

Следить за постановкой руки - все же больше педагогическая задача, которая находится в поле внимания учителя. Если говорить о роли тьютора в этом примере, то он может выступить в качестве посредника между ребенком (включая его родителей) и педагогом и обустроить договоренность между ними об индивидуальном занятии, на котором они отработают правильную постановку руки и т.д.

Также как «ассистент» педагога тьютор может обратить внимание ребенка на его положение за партой и помочь скорректировать его. Но это частный случай.

В широком же смысле тьютор в школе нужен там, где есть место для самораскрытия детей и проявления их инициативы. Например, в нашей школе существуют такие предметы - Проект, Очень Важный Понедельник, Коммуникация и Тьюторский час. В них тьютор принимает непосредственное участие, в том числе как ведущий.

- Сколько учеников может «тянуть» один тьютор?

Тьютор никого не «тянет». Он сопровождает. Ведь сопровождать и поддерживать можно только тех, кто двигается сам.

Если говорить об индивидуальном формате, то тьютор работает, соответственно, один на один. В групповом формате, если мы рассматриваем нашу школу - до 16 человек. Таково максимальное количество учеников в каждом классе.

- Как выявляются таланты, пристрастия учеников, чтобы определить, в каком направлении стоит их развивать?

Таланты, способности, интересы выявляются посредством организации специальных упражнений. Это отдельный и большой пласт работы, которой можно заниматься на протяжении достаточно длительное время.

Можно составлять карты интересов, вспоминать и анализировать свои достижения, яркие моменты жизни, вглядываться и рассматривать то, благодаря чему получилось пройти сквозь эти события. Еще один «маркер» - обратная связь от людей, которые окружают детей и знают их уже некоторое время. Взгляд со стороны может сработать как зеркало для выявления сильных сторон, талантов и способностей.

- Одна из обязанностей тьютора – поддерживать стремление к учебе. Как? Как замотивировать? Поделитесь секретами профессии?

 Я бы перефразировал. Все-таки не обязанность, а предмет работы, фокус внимания. Обязанность - только если это является запросом ребенка/родителя.

Стремление к учебе тесно связано с познавательной активностью и деятельностью ребенка. Она формируется только при участии значимого взрослого.

До школы и еще чуть дальше им является родитель, начиная где-то со 2-го класса его место уже занимает педагог (тьютор). А основным топливом этой деятельности служит интерес. Интерес не только ребенка, но и значимого взрослого. Искренний и неподдельный. Его поддерживает и питает собственная включенность, способность увлекаться и исследовать.

Другими словами, поддерживать стремление к учебе можно личным примером - что-то изучать самостоятельно, заниматься своим образованием, делать этот процесс интересным. Постоянно находиться в своеобразном творческом движении.

Убивает же интерес и мотивацию - безразличие, критика и обесценивание, необоснованные запреты на деятельность и отказ в проявлении инициативы. Все это лишает «топлива», блокирует желание познавать и приводит к остановке движения по образовательному и жизненному маршруту в целом.

Тьютор – это педагог, умеющий работать с принципом индивидуализации. Педагог, основная задача которого научить ребенка хотеть учиться.

Автор: Людмила Чиркова

Комментарии