Сиалор

Как задавать правильные вопросы ребенку

Мамсила
Как задавать правильные вопросы ребенку

Матвей каждый день приходит из садика, и у меня наступает операция по выуживанию информации из особо опасного шпиона – мне же нужно выведать, как там у него дела, на ничейной земле, куда мать пускают только по праздникам. 

Обычный допрос нужных результатов не дает, а к пыткам инквизиции я пока не перешла – следующий этап, видимо. 

Наученная горьким опытом в виде "нормально", "как обычно", "ничего нового", умеющая читать между строк "отстань", "каждый день одно и то же", я разработала план по внедрению в сыновью детсадовскую жизнь. 

Ну, во-первых, стараюсь сама побольше рассказывать про свой день: что новенького, куда ездила, с кем встречалась, машину интересную по пути видела, пожарная тревога в офисе сработала... 

Матвей нет-нет да и забудется и начнет сам перебивать: а у меня, а мы, а я... Сижу, слушаю, воображаю себя великим манипулятором и знатоком детской души. 

маленький мальчик в шляпе

А во-вторых, я начала использовать необычные вопросы. Заменила стандартную "какделу" на "что сегодня за целый день было самое вкусное?" или "а было сегодня что-нибудь особенно смешное? Ну вот чтоб ты хохотал от души". 

Конечно, чаще всего я узнаю только про оладушки на полдник или как Петя мимо лавочки сел, но на безрыбье и Петя – рак, как известно. 

Так и живем. Я весь рабочий день вместо выполнения должностной инструкции придумываю новый нескучный вопрос, чтобы получить новый кусочек пазла. Пазла, который я собираю годами. Пазла о том, какой он – мой любимый ребенок. Немножко драчун и немножко романтик, немножко ранимый и немножко нахальный. Стеснительный в одном и упертый в другом, сотканный из противоречий и взаимосвязей. 

Вопросы мои все про доброе, веселое, светлое – формируем положительное отношение к садику. Вроде еще чуть-чуть и в школу, но нам все равно актуально. Кому ты сегодня помог? А кого ты был больше всех рад увидеть? Самая интересная игра на улице и самая душевная песенка на музыке. Любимый овощ в салате и любимый педагог в группе.

Иногда напоминает анкеты в тетрадках в клеточку, что мы писали в школе и раздавали одноклассницам.

А тут вдруг я пришла в сад неподготовленная. Забыла придумать вопрос и в условиях кризиса фантазии брякнула первое, что подвернулось моему голодному, невыспавшемуся мозгу:

– Было ли сегодня что-то, что тебя очень сильно расстроило? 

И Матвей задрожал нижней губкой, сложил бровки обиженным домиком и взахлеб стал рассказывать о несправедливости жизни. Прижался ко мне в ожидании принятия и поддержки, фонтанируя нерастраченными эмоциями. 

Дело там, конечно, серьезное, можно статью в одном из многочисленных кодексов, наверное, найти: не позвал его лучший друг печенье печь. Девочку младшую, с которой и не дружит совсем, позвал, а сына моего, любимого, единственного, нет. 

печенья для детей

Я к груди его прижала (ладно-ладно, к животу покамест) и долго-долго по спинке гладила. Принимала и поддерживала. Обещала напечь сто миллионов печений. Слушала обещания никогда в жизни больше не дружить с этим "печенюшным" нахалом из садика. 

Я вытирала нос и щеки, а сама думала о том, насколько важно задавать не рюшечно-кружавчатые вопросы, а вот такие – про место боли. Точку обиды. Пристанище грусти. 

Потому что оладушки он съест на полдник и без мамы. А вот переживать печали его еще нужно учить и учить. Гладить по спинке. Вытирать нос. Обещать сто миллионов печений.

маленький мальчик и мама

Комментарии