Как переключить ребёнка с отдыха на учебу: рекомендации нейропсихолога

Мамсила
Как переключить ребёнка с отдыха на учебу: рекомендации нейропсихолога

Сколько времени требуется взрослому человеку, чтобы войти в рабочий процесс после отпуска или даже просто после выходных? Вы же помните о том, что на понедельник бессмысленно назначать что-либо важное, да и на вторник, пожалуй, тоже. К среде работа начинает спориться. А теперь представьте: каково приходится вашим детям, которые каждые 5 недель уходят на каникулы (да здравствует модульная система!) да еще и каждые 5 дней уходят на заслуженные выходные и отдыхают так, что в понедельник в школу лучше не идти…

Как часто вам приходится напоминать ребенку, что пора бы уже включиться в учебу? Готовы поспорить, что если не каждый день, то в первые дни после каникул и после выходных так точно. Вы не одиноки. Проблема выпадания из учебного процесса – дело житейское.

Мы обсудили проблему с нейропсихологом Семейной школы «Макарун» Ольгой Новиковой, которая составила специально для нас топ-7 правил аккуратного и эффективного вхождения в школьный режим, а также поделилась секретами и упражнениями, которые перевернут ваши представления о собственном ребенке. Таким сконцентрированным и внимательным вы его еще не видели!

Если вы будете выполнять упражнения, приведенные в конце статьи, по утрам вместе с любимым ребенком, ваша рабочий день станет значительно легче, а работоспособность вырастет процентов на 300.

relax-study

Правило 1:

Праздники и выходные - это хорошо. Но для ребенка очень важен режим. Постарайтесь несмотря ни на что не нарушать школьный режим, или нарушать только с пятницы на субботу. Важно оставлять утром 10-15 минут на волшебные упражнения, о которых я расскажу чуть ниже.

Правило 2:

В первые недели после начала учебы (после болезни, каникул или долгих праздников) не перегружайте своего школьника. Если есть возможность на время отказаться от дополнительных занятий/секций/кружков – сделайте это. Возвращайте их в его жизнь постепенно. Иначе ресурс быстро исчерпается, и у ребенка просто не будет физически сил учиться.

Правило 3:

Выделите время для игры. Школьники начальных классов – это все еще дети. И их основная деятельность – игровая! Я сейчас не о гаджетах, а об играх с реальными предметами, игрушками. Будь то сюжетно-ролевые игры, конструкторы типа лего или настольные игры.

Правило 4:

Ходите гулять. Школа – это история про вынужденную позу на уроках. Для ребенка сидеть 45 минут в одном положении неестественно. И тяжело. А вот движение – состояние напротив естественное и необходимое. Так что прогулка каждый день, активная, с салочками, прыжками, снежками просто обязательна. Нет времени? Тогда по дороге из школы поиграйте хотя бы в мяч. Только не у дороги. Правила безопасности никто не отменял.

Правило 5:

Во время выполнения домашних заданий старайтесь, чтобы каждые 15-20 минут у ребенка была динамическая пауза. Пусть он попрыгает, пройдется по квартире, разомнется. Можно даже поиграть с ним в детские ладушки или вспомнить подзабытые пальчиковые игры.

Правило 6:  

Подложите ребенку на стул подушку-балансир (продается в спортивных магазинах, напоминает большой сдутый массажный мячик). Неустойчивая поза заставляет мозг искать равновесие, взбадривая его и естественным образом компенсируя потребность в движении.

Правило 7:

«Внезапный выходной». Рутина школьной жизни превращает все дни, и даже выходные, в скучные будни. И тогда нужен он! Здесь девиз - спонтанность! Этот день не для лежания на диване. Иначе вы рискуете создать опасный прецедент. Этот день для похода в театр, музей, на выставку - туда, где в выходной так много людей или трудно попасть. День должен получиться ярким и эмоционально насыщенным. Тогда он выполнит свою задачу. А если вы пойдете в Зоологический или Исторический музей, то сможете еще и продвинуться по школьной программе. Важно, чтобы все участники мероприятия получили удовольствие. Такой день 1 раз в четверть станет особым бонусом и поощрением для ребенка. 

relax-study

Гимнастика для мозга

Отдельным пунктом в подготовке ребёнка к школьным нагрузкам стоит гимнастика. Причем, конечно же, она важна не только при переключении ребёнка от отдыха к школьным будням, но и вообще как постоянная и регулярная разминка.

В моей практике хорошо зарекомендовали себя упражнения Гимнастики мозга Пола и Гейл Деннисон (упражнения даны по книге Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей).

«Глоток воды»:

Перед выполнением заданий необходимо выпить воды.

Вода - составляет около 70% веса человека. Мозг работает по принципу передачи электрического сигнала. Если есть нехватка жидкости в организме, то скорость передачи нервного импульса снижается. Мы чувствуем усталость, сонливость. Поэтому общая рекомендация: научиться чувствовать потребность в жидкости, пить регулярно воду и обязательно - во время учебных занятий. Стрессовые ситуации еще более усиливают потребность в жидкости. 

«Кнопки мозга»:

Активизируют работу мозга, настраивают фокус внимания, облегчают восприятие зрительной информации при чтении и письме.

Техника выполнения:

- исходное положение стоя, ноги на ширине плеч (или сидя с прямой спиной и опорой на две ноги).

- расположите открытую ладонь в форме буквы "U"; на области под ключицами так, чтобы большой и указательный пальцы оказались в мягких впадинах (по обе стороны грудины), а вторую руку положите на область пупка.

- Массируйте «кнопки мозга» 20-30 секунд, а нижнюю руку держите неподвижно; медленно двигайте глазами влево-вправо вдоль воображаемой горизонтальной линии. Затем поменяйте руки и повторите упражнение. Поначалу будет трудно одновременно массировать точки и переводить взгляд. Постепенно вы заметите, что синхронизировать действия стало легче.

«Энергетическая зевота»:

Вы замечали, что мы зеваем, когда устали? Так мозг пытается разрешить проблему нехватки кислорода. Стоит ему помочь в этом. Для выполнения упражнения притворитесь, что зеваете. Выполняя зевок, массируйте лицо в области верхних и нижних задних зубов. Там расположен челюстной сустав, который часто бывает излишне напряжен.

Комфортно для себя откройте рот, изобразите зевок и при этом массируйте мышцы. В результате усиливается концентрация внимания, снижается напряженность глазных мышц, появляются силы для дальнейшей работы.

«Думательный колпак»:

Массаж ушей полезно выполнять при потере слухового внимания, чтобы снять напряжение с мышц в области шеи, для облегчения понимания услышанного. Выполняем стоя или сидя с хорошей опорой (см. 2 упражнение). Правую руки согните в локте, заведите за голову и возьмитесь за противоположное ухо. Массируйте начиная с верхней части уха, продвигаясь к мочке. Повторите 3-5 раз. То же - левой рукой. Звуки становятся ярче; и четче. И нет необходимости повторять одно и то же много раз! 

«Ленивые восьмерки»:

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.

Вытянуть руку перед собой, пальцы собраны в кулак большой палец поднят вверх. Рисуем; большим пальцем знак «бесконечность» на уровне глаз из середины в левый верхний угол (против часовой стрелки), по окружности вниз и до середины, затем в правый верхний угол, по окружности вниз и завершаем в той точке, из которой начинали. Повторяем каждой рукой по 3 раза и 3 раза двумя руками, сцепленными в замок.

Автор: Людмила Чиркова
Фото: Pixabay

Комментарии