Этикет в первом классе? Что это такое и зачем? – опыт психолога- практика

Мамсила
Этикет в первом классе? Что это такое и зачем? – опыт психолога- практика

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Этикет»? – Аристократизм? Белые скатерти, метрдотель и бесконечные ряды ножей и ложек, в которых так легко запутаться? Ах да, и еще не перепутать, с кем первым здороваться: с хозяйкой или хозяином приема, - не забыть держать веер в нейтральной позиции и ни в коем случае не класть локти на стол? 

На самом деле этикет – это вовсе не пережиток прошлого, а вполне себе современная вещь. Чего только стоит этикет деловой переписки или этикет поведения в общественном транспорте (да-да, мы в курсе, что далеко не все его соблюдают, но мы сейчас не об этом).  Но вот зачем этикет первокласснику и нужен ли он ему вообще? А если да, то какой и где? С этими вопросами мы обратились к Светлане Онищенко, психологу-консультанту, , психодраматерапевту, специалисту по детской и подростковой психотерапии, педагогу урока Коммуникация семейной школы «Макарун».

По своей сути, этикет – это некая система правил, принятых в обществе. Будь то столовый этикет, или этикет поведения в библиотеке, раздевалке, на перемене. Этикет – это часть той системы, в которую встраивается сам ребенок, становясь школьником. И чем быстрее он овладеет этими навыками, тем проще ему будет.

Нужно понимать, что самому ребенку это немаловажно. Бывают конечно редкие исключения, но в большинстве случаев дети хотят чувствовать себя частью этой системы, чего-то большего и общего.

Школьная столовая

Давайте разберемся, что же дает этикет в столовой?

- соблюдение норм поведения. Представьте, если бы все кидались котлетами, ели как первобытные люди руками или бы плевались кашей?!

-  гигиена. Салфетка под прибор, салфетка вытереть руки и уголки рта. Это опрятность и чистота. Аккуратность.  Мы не в Китае, где в детском садике все дети носят поверх одежды фартуки, так что можно не бояться – все равно одежда останется чистой.

- развитие мелкой моторики. Да-да! А значит и развитие мозга. Как же так? Овладение любым столовым прибором – это тренировка мелкой моторики.  Попробуйте правильно взять нож и вилку и разрезать даже нежнейшую тефтелю, а если это, например, будет шоколадка?! Столько мышц в пальцах задействовано бывает разве что при лепке и другой ручной работе.

- обеспечение безопасности.  В детском саду вилку дают детям только в средней группе, а иногда и лишь в старшей. Кто-то говорит о координации движений, но на самом деле это исключительно вопрос безопасности. Вилка – не совсем безобидный столовый прибор. И этикет, вернее следованию ему, позволяет использовать вилку исключительно по назначению, а не для того, чтобы, например, нарисовать волны томатным соусом на скатерти или оставить четыре дырки в любимом свитере нелюбимой соседки по столу.

Кстати: В школе «Макарун» придумали уроки этикета под названием «Обед Короля». Игровая форма помогает первоклассникам быстрее освоить новый незнакомый предмет или вспомнить подзабытое за лето.  Суть простая: накрывается стол по всем правилам, преподаватели рассказывают о традициях столовых приборов, когда они появились и как, чем ели люди до появления ножей и вилок… А после ребенку предлагается трапеза с соблюдением всех правил, как экзамен.  Справляются все! Но это не значит, что каждый день они будут пользоваться ножом – только в том случае, если это принято в семье.  Школа может научить, но ребенок идет из семьи. И лишь ее правила и традиции имеют принципиальное и решающее значение.

Этикет в столовой - не единственное, что предстоит освоить первокласснику. Обычно дети знакомятся с основными правилами этикета еще в детском саду, но сейчас все больше детей детские сады не посещают или попадают туда разве что за год перед школой. И вот для них особенно важны новые правила и быстрое овладение ими. 

Итак, что же нужно знать первоклассницу об этикете?

Школьная библиотека

Библиотека:

- здесь не шумят.  В библиотеке можно читать, можно обсуждать тихонько книжку с соседом, но для жарких дискуссий есть литературные и книжные клубы и, соответственно, определенные часы в библиотеке.

- книги не терпят суеты и ручки. С книгами нужно обращаться аккуратно, не рисовать в них, и уж тем более их не рвать.

- очередь есть очередь. В библиотеке, как и везде нужно соблюдать очередность, а не рваться вперед, даже если тебе просто нужно сдать книгу. Библиотекарю ведь нужно отметить, что ты ее сдал.

Школьная раздевалка

Раздевалка:

- не толкаться, и не мешать другим переодеваться.

- не сбрасывать чужие вещи с вешалок и не прятать чужую обувь. Достаточно просто вместе с ребенком смоделировать ситуацию, когда он приходит, а его сапог нет и спросить, что он почувствует в этот момент? Страх? Ужас? Обиду? Хочет ли он, чтобы его друзья испытали всю эту негативную гамму чувств? 

- не забывать переобуваться. Сменка нужна не просто так, а чтобы в школе было чисто. Можно провести параллель с домом, ведь приходя домой, уличная обувь снимается, а домашние тапочки или носки надеваются. 

 

Школьная перемена

Перемена:

- не бегать не носиться - это, пожалуй, самое трудное правило для детей.  Ребенку итак было тяжело сидеть весь урок, а тут еще и на перемене двигаться не дают.  Именно поэтому в школах организуют в коридорах и общих холлах игровые пространства, в которых ребенок мог бы снять напряжение, а также педагоги стараются проводить с детьми гимнастику и разминку, как перед началом урока, так и ближе к его завершению.  Это правило этикета нужно для обеспечения безопасности школьника, и очень важно это до него донести.

- не шуметь. Еще одно нелюбимое правило детей. Ну, действительно. На уроке молчали и здесь тоже молчать? - Нет отчего же, но и неистово кричать не стоит.  Можно провести с детьми эксперимент: одну перемену говорить спокойно, а другую кричать. А после обсудить с ними результат. Большинство нехотя признают, что в шуме и гаме и с друзьями пообщаться невозможно и голова потом очень болит.

Кстати: Все чаще родители покупают детям наушники для перемены! Этот гаджет призван вовсе не вкладывать в голову ребенка энциклопедические знания или успокаивать классической музыкой. Он предназначен для того, чтобы оградить школьника от чрезмерного шумового фона на перемене! Он сглаживается и затихает, а вот разговоры друзей слышны также, как и всегда.

Школьный урок

Урок:

- не мешать другим учиться

- вести себя тихо и спокойно

- говорить только, когда тебя спрашивают

- тянуть руку для ответа

Список правил этикета на уроке можно продолжать до бесконечности. Вот только эти правила не статичны и меняются в зависимости от школы и принятых там правил, а порой даже в рамках одной школы, и зависят от преподавателя. Один разрешает реплики с места, другой не против, если ребенок будет вставать и разминать руки/ноги, а третий и вовсе предпочитает проводить урок, сидя на подушках на полу.

Резюмируем: этикет – это не просто набор неких правил - это один из билетов в социальную систему под названием школа, усвоив которую, ребенок туда попадает и становится своим.

 

Автор: Светлана Онищенко. Преподаватель института Милтона Эриксона в Москве, тренер и консультант психологического центра при Институте психотерапии и клинической психологии.
Индивидуальная и групповая психодраматерапия детей и взрослых, в том числе по коррекции и психотерапии детско-родительских отношений.  

Комментарии
Аноним
08.11.2018 в 17:10
У меня в этом году дочка как раз пошла в первый класс и примерно с начала этого года мы отдали ее на подготовку к школе. Хотя она у нас была уже хорошо подготовлена основной целью занятий проводимых там как раз было научить как правильно себя вести в стенах школы. Ребенок каждый раз рассказывала все что она там узнала. Но не все в ее классе посещали такие занятия и некоторые даже в сад не ходили. Так вот на сколько было удивление дочери когда она сидит на уроке тихо слушает, а сосед сидит громко разговаривает, играет или рисует в учебнике с тетрадками. Для нас взрослых это просто как дважды два, а вот детям нужно все объяснять причем не только на курсах или в садике, но и дома.