• Весь день что-то делаю-делаю, а никто этого не замечает. Муж на вопрос: “Понравился ли ужин?” – отвечает невнятно, не отрываясь от телефона: “Да, ничего так”. Лучше бы не говорил: от его слов ещё хуже.
  • Моя мать никогда не ладила со свекровью и ненавидела все, что напоминало о ней. Неоднократно я слышала: “Твои ноги очень похожи на ноги твоей бабушки – такие же некрасивые” – мне было очень больно от этого.
  • Я, общаясь со своим начальником, чувствую себя неумехой, неспособной что-либо сделать. У меня немалый стаж и я получаю хорошие отзывы от клиентов, но когда начальник рядом и критикует меня – все валится из рук.

Это истории клиенток, пришедших ко мне на психотерапию. Все они – женщины разных возрастов – выглядят уставшими, как будто в них выключили жизнь. Потухшие растерянные глаза, робкий или дрожащий от слез голос. И отчаянная попытка за улыбкой и напряженной прямой спиной спрятать свою боль.

Их запрос можно сформулировать так: “Как перестать себя чувствовать ниже плинтуса?”

Почти у каждой из моих клиенток отношения складываются по одному и тому же сценарию: или попадает под критику значимого человека, или испытывает дефицит признания в существующих отношениях.

А начались все эти истории в детстве

На определенном этапе взросления важно, чтобы родители давали ребенку поддержку, признавая результаты его деятельности. Относились с уважением, как к отдельному человеку со своими желаниями и точкой зрения, а не как к бессловесному продолжению себя.

Нередко вместо этого малыш испытывает постоянное давление и указания родителей, каким он должен быть, подвергается критике и сравнению с другими:

  • Посмотри, все девочки, как девочки, а у тебя вечно платье грязное и рваное.
  • Могла бы и постараться, тогда бы не второе, а первое место на олимпиаде получила бы.
  • Что ж ты корявая такая?! Руки-крюки! За что ни возьмешься, все портишь!
  • Мала ещё матери указывать! Будет так, как я сказала.
  • У тебя не получится! Иди-ка поиграй – не мешайся под ногами.

В результате такого воспитания накапливается внутренний опыт, который можно описать так: “то, что я собой представляю, не имеет никакой ценности” или “мое мнение незначимо – другие лучше знают”.

Как дефицит признания влияет на взрослую жизнь?

Привычка воспринимать себя незначимым человеком приводит к отношениям, в которых другой изначально воспринимается умнее, лучше, успешнее, красивее и т.п., что может не соответствовать реальности. Подобное обесценивание себя ставит в зависимость от настроения, мыслей и действий партнера.

Хочу заметить, дорогие читатели, что прислушиваться к мнению других и учитывать его – это свойство присуще социальным существам, каковыми являются люди. Выработанное в результате эволюции, оно помогает эффективно сосуществовать в различных социальных группах: семья, рабочий коллектив, круг друзей, соседи и т.д.

Но это полезное в целом свойство становится разрушительным, когда есть привычка обесценивать себя и собственное мнение на фоне других.

Страдает самооценка, сомнения в собственных силах приводят к невозможности принять решения и достичь поставленных целей. В отношениях такой человек чувствует себя никчемным, зависимым и уязвимым, что приводит к напряженности и взаимной агрессии. Что и происходит в историях моих клиенток.

Как справиться с болезненной зависимостью от мнения окружающих?

Изо дня в день вы совершаете множество дел, больших и маленьких. Принимаете решения. Участвуете в жизни родных и близких. Все это настолько привычно, что вы перестаете замечать свои дела, и они не кажутся вам значимыми. Степень незначительности ваших дел и поступков нарастает, когда рядом находится тот, кто регулярно критикует вас.

А теперь представьте себе, что вдруг вы перестанете всё этого делать. ВСЁ. Я предполагаю, что многое сразу пойдет наперекосяк или даже рухнет. Как считаете, настолько ли незначим ваш вклад, как вы об этом думаете?

Дефицит признания существует там, где отсутствует или мал внутренний опыт “я ценен по факту своего существования” и “моё мнение имеет право быть”.

Самое лучшее в этом случае – индивидуальная работа с психологом, который помогает такой опыт получить, исцеляя детские травмы.

Полезное упражнение для самопомощи

Поделюсь с вами упражнением, которое успешно применяют мои клиенты, чтобы справиться с состоянием “я – незначимый/никчемный человек”.

Заведите для этого упражнения тетрадь. Каждый вечер анализируйте прошедший день на предмет “За что я могу себя сегодня похвалить?” и записывайте по пунктам.

Например, несмотря на то, что вам хотелось спать, вы поднялись с кровати и сделали зарядку – пункт первый. Привели в порядок балкон или документы на рабочем столе – запишите. Приготовили ужин? Не имеет значения, что вы это делаете каждый день – в тетрадь. Наконец-то выделили из бюджета деньги на что-то важное для вас – новый пункт. Доделали работу нудному клиенту, и почти даже не поругались с ним – фиксируйте!

Поставьте себе цель: выработать новую привычку записывать каждый день 10 пунктов. Она выработается на 21 день. Начните с трех, постепенно увеличивая до десяти.

Смысл этого упражнения заключается в том, чтобы начать замечать в привычной повседневности, что у вас есть достижения и накапливать этот опыт.

Автор: Светлана Поднебесная, практический психолог.

+1
2
+1
6
+1
1
+1
+1
6
+1
+1
1
1 комментарий
  1. В который раз одно и тоже – “трудное детство и деревянные игрушки”. Чувство никчемнности приходит к нам когда мы не смогли реализовать себя в силу своей слабости. Только так и только так, я испытываю это чувство и знаю о чем говорю. Моя лень и слабая сила воли привели меня к этому чувству и внешние признаки совсем здесь не причём. Осознание того что ты слаб и то, что делают другие ты сделать не в силах потому что нет сил победить прежде всего свои пороки, вот что самое не приятное, оттого и все беды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития.