Бизнес с лучшей подругой

Мамсила
Бизнес с лучшей подругой

Шутка в тему – "В России бизнес начинается не с расчетов и бизнес-планов, а со слов "Х** с ним, давай попробуем!".

В действительности бизнес в России чаще всего начинается с дружбы. Очень редко бывает, когда люди оценивают друг друга с точки зрения потенциальных ролей и полезности в совместном деле.

Обычно они дружат много лет или работают вместе и симпатизируют друг другу, и вот однажды, в пылу "Начальник козел – кризис жанра – очередная переоценка жизненных ценностей" разговора у них рождается ИДЕЯ. Далее они зажигаются и, если через неделю не потухают (а это случается в 99% случаев), то переходят к действиям. 

Поскольку эта статья посвящена именно началу бизнеса с подругой (не семейного, не с коллегой, не с инвестором), давайте сразу окунемся в эту реальность.


Итак, вы загорелись, кто-то как-то посчитал (прикинул на коленке) некий бизнес план, и вы запустились. 

Что будет происходить, и в каком хронологическом порядке: 

1. Сначала настанет приятная стадия "у меня собственный бизнес". Вы будете искать дизайнера, ставить ему задачи, обсуждать логотип, макеты сайта и, дай бог, будете делать это мирно, дружелюбно и весело. Первый дизайнер и первый программист, вестимо, окажутся полными м**ами, вы чертыхнетесь и найдете следующих.

Все переделаете еще раз – и вот, у вас есть "конфета", ваш милый, родной, такой любимый новый ребенок – Собственный Бизнес.


2. Далее возникнет закономерный вопрос – клиенты. Тут, конечно, сложно обобщать, но чаще всего все начинают радостно бежать по знакомым, и чаще всего что-то срастается. Это воодушевляет. И вы начинаете проект реализовывать. 


3. Тут кроется КОНЕЦ ДРУЖБЫ И БИЗНЕСА №1.

Вдруг совершенно внезапно оказывается, что подруга заболела. Или у нее заболел ребенок. Или свекровь в другом городе. Или подошло время давно запланированного отпуска (впрочем, обычно это все же болезнь). А проект-то идет… уже и предоплата получена. У клиента на носу мероприятие/запуск продукции/подходит время сдачи заказа/заканчивается сезон. 

Возникает дилемма: 

– либо говорить с партнером жестко и заканчивать бизнес, пытаясь спасти дружбу;

– либо делать вид, что вы все понимаете, и брать ответственность на себя. 

Так начинается КОНЕЦ ДРУЖБЫ И БИЗНЕСА №2, ОТТЯНУТЫЙ ВО ВРЕМЕНИ.

Практика показала, что ситуации будут повторяться по сценарию еще много-много-много раз. Болеющий всегда будет "болеть". Вол всегда будет везти.

Пока кто-то не разрубит – либо болеющий улетит болеть в другую страну, выйдет на работу или снова замуж, не родит нового ребенка или пр. Либо вол не надорвется и не скажет на русском матерном "Да вы вконец оху**и". 

 

4. Предположим, все эти стадии пройдены, бизнес-процессы наладились, более того, функции разделились на креатив-административ – продажника-реализатора, фронт-офис – бэк-офис, аналитика – творческого человека, бухгалтера – менеджера (так обычно распределяются пары). 

5. Наступает рутина… Проходит год. И вмешивается чисто человеческий фактор. Бытовуха… как в браке. Грязные носки по переговоркам, чашки стоят не так, одна опаздывает на встречи всегда на 5 минут, другая отказывается выходить на связь в выходные.

Тут очень часто все зависит от получаемой прибыли. Если бизнес успешный, то есть большой шанс, что люди будут продолжать.

Если все ни шатко ни валко, то наступает КОНЕЦ ДРУЖБЫ И БИЗНЕСА №3 – "НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ"

6. Но бывают случаи, что и это преодолевается. И тогда впереди много всего интересного – №4 – "КРИЗИС 3 ЛЕТ, УСТАЛИ", "КРИЗИС 7 ЛЕТ – КРИЗИС РОСТА" и прочее. 
 
Тут уже хочется сказать: "Господи, ну что за депрессняк! Вот я знаю Аню и Таню, которые прекрасно…". Конечно, Аня и Таня есть. Безусловно. И кому еще доверять, как не подруге, которая всегда была близко и поддерживала. 

Давайте тогда перечислим, где и как можно подстелить соломки (очевидное и не очень): 

1. МАКСИМАЛЬНО обговорите все на берегу. Все аспекты – у кого какой график, кто чего ждет через год, через 3, через 5.

Говорите много, честно и по делу.


2. При появлении ПЕРВЫХ конфликтных ситуаций – НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не замалчивайте. Это начало конца. 

3. Максимально прозрачно организуйте бухгалтерию. Чтобы вы все понимали, куда уходят деньги. Установите лимит принятия единоличного решения. Например, все, что стоит больше 10 000 рублей, согласовывается вторым партнером. 

4. Будьте аккуратны с размытием доли. Приходит третья подруга, вы ее обе так любите, и бац – ее в учредители с долей 33%.

Не надо торопиться. Отдать долю легко, вернуть – практически невозможно.

 


5. Ведите четкий учет, кто сколько приводит клиентских денег. Если у вас разделение "один продает – другой реализует", то четко пропишите зоны ответственности.

6. Не циклитесь на "финтифлюшках" – как мы будем называться, какой у нас будет логотип, а мне не нравится желтенький, ой, а мне нравится.

Это все, по сути, не так важно. Важно – как не попасть на лишние налоги.


7. Не берите на работу третьих подруг и знакомых. Начнется один сплошной бесконечный девичник.

8. Подготовьте какой-то алгоритм, как высказывать друг другу комментарии по работе, чтобы человек не превращал это в личную обиду. 

9. МАКСИМАЛЬНО разделяйте бизнес-общение и личные темы. Не говорите на работе о мужьях, детях и прочем.

На работе – по работе. Встретились в выходные – про личное.


10. Вы начнете общаться гораздо больше. Появится много новых тем. Если все будет идти хорошо и глаза будут гореть, то захочется быть все время в паре. Держите этот момент под контролем, не теряйте связь с другими людьми, друзьями, семьей. Уравновешивайте отношения. 

Советов можно дать еще много, но все же главный – если есть такая возможность, не смешивайте дружбу и работу.

 

Жизнь показывает, что это складывание яиц в одну корзину. Случаи, когда рушится и бизнес и дружба, – сплошь и рядом. Случаи, когда бизнес прет и дружба крепнет, – один на миллион. Каков шанс, что это будете вы? Зачем рисковать?

Фото: unsplash.com