Все про детские кризисы

Мамсила
Все про детские кризисы Когда мы говорим, что ребенок переживает сейчас кризис, то имеем в виду что-то плохое, тяжелое для него и окружающих. Не будем спорить, кризис – это тяжело. Но кризис – это хорошо. Это важный этап развития человека, который поднимает его на новый уровень сознания, понимания и ответственности.

Да, это перелом и разрушение. Но разрушение всего лишь привычного для всех течения событий. 


Причина детских возрастных кризисов


Наиболее насыщенным в плане кризисов является период детства. Это связано с тем, что дети растут и развиваются неравномерно, рывками. За стабильными периодами жизни идут стадии кризисов и так далее. 

Согласно основному закону динамики возраста, сила, вызвавшая развитие ребенка, приводит к отрицанию первоначальной основы развития и последующему распаду существующей социальной ситуации, при которой это развитие происходило. 

Таким образом, кризис вызывает внутренняя логика самого процесса развития, а не внешние условия. 


Основные детские кризисы

Кризис новорожденного

Фото: 

Период: 

Как правило, начало данного кризиса проявляется с момента рождения, когда ребенок теряет в весе, и длится до момента восстановления его исходных показателей.

Чем обусловлен: 
  • постоянный приток новых раздражителей;
  • противостояние полной зависимости и неумение выражать свои желания.
Как проявляется: 
  • быстрая перемена настроения;
  • обеспокоенность до кормления;
  • раздражительность.
Что формирует: 
  • комплекс оживления – первые эмоциональные реакции на окружающий мир;
  • общую адаптацию после внутриутробного периода.
Что важно: 
  • любить и принимать;  
  • вовремя отвечать на потребности;
  • обеспечить стабильность в физиологических запросах.

Кризис 1 года

Фото: 

Период: 
критический этап наступает в возрасте с 9 месяцев до 1,5 лет.

Чем обусловлен:
  • приобретение новых навыков воздействия на предметный мир; 
  • первое осознание себя как отдельного существа.
Как проявляется:

Кризис конца младенчества в поведении некоторых детей сопровождается неадекватным поведением, иногда припадками.

Ребенок может упасть на пол, кричать, стучать ногами, либо демонстрировать иные формы неповиновения взрослому, при этом внимательно наблюдая за реакцией на его поведение. 


Сутью такого поведения является испытание взрослого, исследование его реакции. Это форма воздействия на взрослого. Ребенок пробует новые формы и степень интенсивности, с которыми можно к нему обратиться.

Что формирует:
  • завершает период младенчества;
  • формирует первое осознаие основных моментов "я есть", "я могу существовать отдельно от других", "я хочу". 
Что важно: 
  • не реагировать на бурное проявление детских эмоций негативно;
  • давать больше свободы в принятии самостоятельных;
  • обеспечивать своевременный отдых.

Кризис 3 лет

Фото: 

Период: критический этап наступает в возрасте с 2,5 до 3,5 лет.

Чем обусловлен: 
  • происходит первое отделение ребенка от матери, ребенок открывается для общения с внешним миром;
  • появляются первые навыки самообслуживания;
  • появляются первые навыки взаимодействия с предметами;
  • возникают механизмы саморегуляции;
  • уже может выразить свои мысли и потребности.

На фоне осознания собственной компетентности у ребенка возникает потребность в изменении характера взаимоотношений со взрослыми.


Как проявляется:

  • негативизм по отношение к взрослому, непослушание;
  • упрямство с целью отстоять собственную независимость;
  • строптивость, желание нарушить существующие в семье порядок и устои;
  • своевольность, потребность в эмоциональном отделении от взрослого, преобладание "Я сам!";
  • обесценивание взрослых - "Уходи!", "Ты плохая!" и другие неприятные слова в адрес самых близких. 
Что формирует:
  • завершает период раннего детства;
  • формирует умение вырабатывать различные стратегии поведения;
  • формирует умение принимать самостоятельные решения;
Что важно: 

Основным воспитательным ресурсом в преодолении детского негативизма будет наличие абсолютных, "безличных" требований, которые неукоснительно выполняют все взрослые. Другими словами, общих правил семьи. Понимание ребенком того, что эти правила едины и выполняются всеми, кто его окружают, поможет ему справиться с собственным негативизмом. 


Кризис 7 лет

Фото: 

Период: критический этап наступает ближе к 7-ми годам.

Чем обусловлен:
  • утрата детской непосредственности;
  • появление рефлексии, которая вклинивается между внутренней и внешней жизнью ребенка и приводит к тому, что его поведение может резко измениться;
  • если до этого внешнее поведение ребенка непосредственно выражало происходящие в нем процессы: "Что думаю, то и говорю, и делаю", то теперь мышление развилось настолько, что можно "увидеть себя со стороны";
  • готовность к более широкому общению.
Как проявляется: 
  • излишняя вычурность в поведении;
  • демонстрация нарочито "взрослого поведения";
  • проявление интереса к собственному внешнему виду;
  • хитрость и скрытность, чтобы добиться желаемого результата или избежать наказания.
Что формирует: 
  • завершает период дошкольного возраста;
  • формирует умение осмысленно ориентироваться в своих переживаниях;
  • формирует навыки самонаблюдения, саморегуляции и самонаказания;
Что важно:
  • моральная поддержка и похвала;
  • предоставление свободы там, где это возможно;
  • выполнение собственных домашних обязанностей, уход за домашними животными и другие ответственные занятия помогут почувствовать себя самостоятельным и независимым;
  • демонстрация своего доверие и уважения; 
  • установление базовых правил поведения для ребенка в любых ситуациях, включающих небольшой перечень категорических запретов, защищающих ребенка от опасности, нежелательных поступков, с которыми вы способны примириться при определенных условиях, а также наиболее обширный перечень действий, которые  ребенок может выполнять по собственному усмотрению.

Кризис 13 лет

Фото: 

Период: критический этап наступает ближе к 13-ти годам. Интенсивность этого кризиса зависит от того, как прошли все предыдущие кризисы, насколько ребенок сформировал свое мнение, умение общаться с людьми, принимать решения и отстаивать собственную точку зрения.

Чем обусловлен:
  • начало гормональной перестройки детского организма;
  • изменение отношения реального и возможного в сознании: развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении.
Как проявляется: 
  • мечтательность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • стремление к эмансипации: ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей – проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь, переживания и пр.;
  • частые конфликты с родителями на фоне их непонимания его внутреннего мира, возникновение бурной реакции на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также критики, запретов и пр.;
  • стремление к общению со сверстниками: теперь не родители, а сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для ребенка авторитетами;
  • появление активного интереса к лицам противоположного пола;
  • проявление поведения и манер, свойственных взрослым.
Что формирует:
  • начинает первый период перехода от детства к взрослости; 
  • происходит формирование психологической сепарации от родителей, ребенок переживает новое рождение – как отдельной психологической единицы;
  • одной из задач развития подростка является координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.
Что важно:
  • предоставление большей свободы;
  • признание самостоятельности ребенка и его права на личную жизнь.

Кризис 17 лет

Фото: 

Период: критический этап наступает ближе к 17-ти годам.

Чем обусловлен: 
  • период окончательного завершения физического созревания человека;
  • возникновение способности самостоятельного существования.
Как проявляется: 
  • повышенная тревожность и нервозность, связанные с возникновением страха перед новой жизнью;
  • повышенное внимание к своей физической форме;
  • могут возникать нарушения невротического характера, в том числе нарушения пищевого поведения;
  • жизненно важной сферой становится область межполовых отношений;
что формирует: 
  • начинает второй окончательный период перехода от детства к взрослости;
  • формирование готовности к преодолению физических испытаний и лишений;
Что важно:
  • поддержка семьи;
  • участие в жизни ребенка с предоставлением самостоятельности, особенно в выборе своего будущего. 

Как реагировать родителям на детские кризисы

1.
 Важно помнить, что в каждом кризисе наряду с резкими, не всегда понятными и приятными переменами поведения ребенка, присутствует наличие позитивного содержания – развитие новых жизненных навыков.

2. Понимать, что кризис в отношении ребенка – это всегда отделение. Всегда рывок к сепарации, к увеличению дистанции от родителей, в этом суть процесса взросления.

3. Как правило, проблема во время детского кризиса заключается в том, что родители не успевают перестроить свое отношение к ребенку. Мысленный образ ребенка у нас тот, который был несколько месяцев назад. А иногда, наоборот, мы ожидаем слишком многого от ребенка, забывая, что он маленький. При этом внутри кризиса дети не только быстро растут, но иногда и временно "откатываются" назад.

Кризис объективно – это точка перелома графика. Так, как было, больше не возможно и не будет. И это не хорошо и не плохо, это факт.

По материалам учебного пособия "Возрастная педагогика и психология" Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене

Автор: Диана Явтушенко, редактор рубрики "", мама

Фото обложки: 

Релевантные ссылки

Комментарии