Многодетные чтения

Мамсила
Многодетные чтения Обычно мне задают много вопросов о книгах, о детях, о книгах и детях. Одна из тем, которую мне хотелось бы вынести в массы – это "Как вы читаете детям?"
 
Казалось бы, что за вопрос, "как читаем"? Как все, как же еще. Но вопрос, по своей сути, более глубокий: "Как вы читаете всем своим детям одновременно?"

На данный момент у нас в семье четверо детей. Старшие мальчишки 7, 5 и 3 года и младшая девочка 9 месяцев.


Так вот, обычно мы читаем коллективно. Впрочем, мы все делаем коллективно: учимся, путешествуем, готовим, убираемся. Наши дети – полноправные хозяева нашего дома, с общими правами и обязанностями.
 
Для совместного чтения я стараюсь выбирать "семейные" книги. Те, которые были бы интересны детям в возрасте от 3 до 8 лет. Поверьте, таких книг много!


Или читаем по очереди. Сначала младшим, потом старшим, так как им легче ждать. 
 
Выбор книг достаточный. Книжные шкафы расположены так, что каждый может выбрать себе издание самостоятельно, и именно то, которое хочется читать сегодня. 


Есть книги-фавориты, которые перечитываются по несколько десятков раз. Таких тоже очень много, например, сказки Чуковского, стихотворения детских классиков, Собачка Соня, Винни-Пух, Кротик или Финдус. Это общепризнанные хиты и проверенные временем книги. Но есть варианты почти одноразовые. О них я говорить, пожалуй, не буду.
 
Старшие еще очень уважают всякие энциклопедии. "Почемучек" на наших полках тоже предостаточно. 

Вся детская литература на двух языках – русский и английский. И тех и других примерно поровну. Есть также книги на немецком и испанском.


Нет-нет, мы не иностранные агенты и даже не дипломаты. Просто с момента рождения первого сына мы с супругом решили, что языки должны занимать в жизни детей главенствующее место! 
 
Как это происходит?
 
Чаще всего "для всех" читает папа, так как мама обычно возится с младшими. Но, есть книги, которые читаю исключительно я. В основном те, которые требуют знания иностранного языка, артистизма и голосовых акцентов – стихи и детскую классику. С этим делом у нашего папы туговато. 15-20 минут в день для чтения может найти любая мама, сколько бы детей в семье ни было!
 
С этого года, когда старшему стукнуло семь, он начал читать самостоятельно. А так как в школу мы не ходим, а учимся дома, то времени для "внеклассного" чтения предостаточно.

На занятиях стараемся придерживаться школьной программы (используем сборники и хрестоматии), а вечером читаем книги по выбору.


Как и любой мальчик, Тимофей предпочитает рассказы о себе подобных, о мальчишках и девчонках и их повседневных приключениях. Из фаворитов: "Невезучка" Ольшанского, "Денискины рассказы" Драгунского, "Витя Малеев" и "Толя Клюквин" Носова, "Собиратель чудес" Сергеева.


Средний из сыновей, Захар, сейчас находится одновременно в двух книжных диапазонах, перекликаясь интересами со старшим и с младшим. С ним легко, угодить ему не сложно!
 
Кирюша, ему сейчас 3,5 года, тот еще перец. Ему подавай всего и побольше. А еще его книга должна начинать и завершать процесс, иначе "киска обижается". Его сегодняшние любимчики – это "Кротик и все-все-все", сказки Сутеева и "Истории про Веру и Анфису".

Вот, пример. Наше вчерашнее вечернее чтение. Кирилл, младший из сыновей, выбрал две книги: одну из "Вот, так история!" от Энас-книга, другую из серии "Для самых маленьких" от Мелик-Пашаев.


Обе серии, кстати, подходят и для пятилеток. Захар, ему 5 лет, взял книгу из серии "100 лучших художников детям" с рисунками Савченко, Тима – энциклопедию "Человек стремится в небо". 


Пока папа читал средним, Тимофей листал свою книгу, и я думаю, что читал выборочные абзацы.

Я следила за Василисой, чтобы она не добралась за мальчишечьим чтивом. Стоит не углядеть, и уголки у столь ценных экземпляров будут изжеваны, а странички разорваны.

Кстати, на время пока младшие в стадии ползунов и жевунов с нижних полок все книги прячутся, а то так можно и лишиться всей библиотеки. 


 
Про чтение иностранных книг
 
Расскажу еще немного про чтение книг на иностранном языке. Читаю я, старший сын, репетитор и немного папа. Книг много. Почти все привозные, купленные на выставках или в обычных магазинах. Ассортимент рассчитан на средний возраст детей. Есть и малышовые книжки-картинки, и фонетическая литература, и энциклопедии, и activity books.

Схема чтения такая же, как и на русском: младшие-средние-старшие. Есть еще аудиоформаты книг для самостоятельного прослушивания. Много дисков с песенками и короткими историями типа Brown Bear или Cat in the Hat.

 
Немецкий и испанский пока на уровне счета и 50 карточек со словами и картинками, но мы не сдаемся и хоть очень маленькими, но все-таки шагами двигаемся вперед.
 
Да, еще немного об аудиодисках. Совсем недавно перешли на USB. Но это возможно только со старшими детьми. Они сами выбирают рассказы и могут управлять треками, видео, тем более цифровые носители у нас пока лимитированы.

Из видео: это обучалки и познавалки, например, передачи Галилео. А из цифровых: 1-2 игры из серии найди и покажи. Все это дело сводится к раз в недельному бонусному презенту. Не больше и не чаще! Телевизора дома тоже нет.


В общем, живем немного по-старинке. Всю информацию дети получают из книг и в процессе путешествий. Очень любим лицезреть древние столицы и иногда балуем себя морскими пейзажами. Но это уже совсем другая история!
 
Автор: , автор развивающих методик и статей, мама четверых детей, обозреватель книг для детей и их родителей

Фото на обложке: Фото книг автора
Комментарии