Поиграем в будущее?

Мамсила
Поиграем в будущее? Мы продолжаем рассказывать об интересных мероприятиях Салона образования, который пройдет с 12 по 15 апреля на ВДНХ. Одно из них – профориентационные игры, которые устраивает для школьников компания "Профилум". Мы поговорили с Виталием Алтуховым, магистром психологии, соучредителем компании, о том, что даст ребенку участие в таких играх. 

"Школьники – как сказал бы Кант – вещь в себе. Найти подход к ним бывает непросто. Особенно, когда хочешь поговорить с ними на взрослую тему – обсудить их будущее, например. "Какое будущее, еще вся жизнь впереди!" – подумает тинейджер и по-своему будет прав.


Но, как нам кажется, мы нашли отличный формат для разговора на такую серьезную тему. "Если даже взрослые играют в "живые" игры, то почему бы не усадить за них и школьников?" – подумали мы и сделали свою профориентационную игру "Конструктор профессий будущего".

В чем суть?

Мы делим детей на команды, даем каждой большой специально подготовленный лист бумаги и предлагаем изобразить на нем, что будет представлять из себя одна из современных профессий через пять-десять лет. Но изобразить не всё, что придёт в голову, а опираясь на заданный план: "Профессия будущего = базовая профессия (существующая сегодня) + технологии-инструменты-навыки будущего, которые существенно поменяют базовую специальность".

Базовая профессия достается каждой команде случайным образом, а остальные составляющие представляют собой наборы карточек.


Из них участникам нужно отобрать только те, которые, по их мнению, наилучшим образом сформируют образ обладателя профессии будущего. По сути ребята распаковывают (анализируют) и собирают её обратно, но уже в обновленном виде.

Исследование Агентства инноваций Москвы, которое делалось в рамках нашего совместного проекта "Профессии будущей Москвы", показало, что на самом деле ничего не берется из воздуха: профессии будущего – это производные от базовых специальностей, которые уже есть на рынке, и навыков взаимодействия с разными технологиями. После анализа и мозгового штурма – на это у ребят есть полчаса – каждая команда должна презентовать свое видение.

Творческие порывы ребят приходится немного направлять в конструктивное русло, поэтому у каждой группы есть наставник – один из членов команды "Профилум".


Мы уже успели провести несколько подобных игр и заметили несколько интересных моментов.

Во-первых, игра требует подключать фантазию – но в рамках разумного. Выдумать бессмертного киборга, владеющего любыми навыками можно, но зачем? Каков будет его смысл?

Во-вторых, не все ребята готовы сразу мыслить исключительно концептуально – пока еще не хватает кругозора. Например, в ходе одной из игр мы выясняли будущее профессии журналиста. На наводящий вопрос "чем занимается журналист" все выдают примерно одну и ту же схему "где-то что-то произошло –журналист рассказывает – все узнают". Но предложения модератора немного абстрагироваться от этой прямолинейности, воспринять информацию как нечто, не обязательно связанное с физическим событием (ДТП или извержение вулкана), проходили с трудом.

Возможно, проблема в том, что современные гаджеты и видеоигры дают готовые шаблоны действий - в том числе и визуальное наполнение. Из за этого участники игры могут много внимания уделять деталям, а не сути.


Так, один из этапов игры предлагает участникам выяснить, какие технические приспособления помогут специалисту будущего – и дети наперебой предлагали гаджеты в духе "супербыстроработающих диктофонов", "очков с видением, как у супермена, показывающих, где что произошло" и "реактивных дронов". Идея о том, что репортером может быть любой человек в мире и настоящему журналисту нужно только с ним связаться, не вставая с дивана, нашла меньше понимания. Не говоря уже о чуть более сложных понятиях вроде "монополии на информацию".

Но, пожалуй, куда важнее во всей этой истории третий момент – командная работа и сопутствующий мозговой штурм, когда можно генерировать даже самые безумные идеи без страха быть осмеянным.


Венчает работу команд презентация – перед соперниками или перед жюри. Последнее для ребят обычно сложнее, особенно если звучат встречные вопросы, но разогрев во время подготовки позволяет и в этом случае преодолеть стеснение и показать достойный результат".


Что дают ребенку такие игры?
  • Формируют у него понимание связки "настоящее – будущее" в контексте профессий
  • Помогают понять, чем конкретно занимаются те или иные специалисты 
  • Формируют навыки конструирования профессии из видения желаемого будущего 
  • Учат взрослой работе над проектом с "коллегами"
  • Повышают мотивацию и заинтересованность при выборе будущего образования  

С подробной программой Салона можно ознакомиться .

Все материалы о Московском международном салоне образования 2017 по тегу .
 
"Мамсила" выступает информационным партнером Московского международного салона образования.
Комментарии