Сиалор

10 фактов о детях поколения Z

Мамсила
10 фактов о детях поколения Z

Наверняка вы знаете о миллениумах (или Y) – это самое исследуемое поколение за всю историю. Им сейчас от 16 до 29 лет, и именно они составляют внушительную платежеспособную часть аудитории интернета. "Цифровые мамы" – тоже из поколения игреков. Они перевернули привычные представления о том, как надо управлять и продавать.

Но уже сейчас на смену им приходит поколение другое поколение Z (или центениалы) – дети, рожденные с начала 2000-х гг. и еще не достигшие 18 лет. Традиционно считается, что они – дети поколения Y. И это первое по-настоящему цифровое поколение.

Сбербанк опубликовал результаты своего исследования молодежи, в котором проанализировал поведенческие характеристики, установки и ценности, страхи и ожидания поколения Z. Было проведено 18 фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. 

10 главных фактов о "цифровых" детях

Факт №1. Живут в двух реальностях одновременно

Дети с рождения в онлайне – здесь легче знакомиться, искать информацию, покупать вещи. Почти в каждом классе теперь есть ученик, который знает информатику лучше учителя.

Из-за того, что дети поколения Z не разделяют онлайн и оффлайн и часто курсируют от экрана смартфона к реальности, то они практически никогда не бывают и не любят быть одни. Социальное взаимодействие происходит постоянно.

Факт №2. Поколение мейнстрима

Все течет, все меняется… Нет устойчивых предпочтений, "преданности" брендам, стилям. То, что нравилось вчера – завтра может оказаться в "стоп-листе".

Факт №3. Уверены в собственной исключительности

Отсутствие ярко выраженных субкультур. Не мыслят в формате "свой-чужой". Каждый – уникальный, с этим знанием они взаимодействуют друг с другом. Главное для центениалов – найти свой путь. Интересно, что "правильный выбор" становится делом жизни. Но при многообразии дорог и развилок пойти можно только по одной и только один раз.

Факт №4. Ленивые визуалы

Воспринимают краткую и наглядную информацию. Средний период концентрации на 1 объекте – 8 секунд. Информация воспринимается маленькими "перекусочными" формами. При этом центениалы постоянно находятся в процессе саморазвития и потребляют много разнообразной информации.

Факт №5. Мера успеха – ощущение счастья и удовольствие от жизни

Многочисленные истории в онлайн-СМИ рассказывают о стремительных историях успеха.

Модель постепенного движения к успеху у центениалов повредилась. Успех в их понимании – не материальные богатства, а разнообразие и удовольствие от жизни.

Когда человек всю жизнь проработал на нелюбимой работе, но заработал статус и деньги – для них это история не успеха, а провала. Ключевое слово здесь – "нелюбимая". Слова "карьера" и "престижная работа" практически не звучат у поколения Z, они не готовы "вкалывать" ради статуса. Работа должна приносить удовольствие, доход и не отнимать много времени. То, что нам кажется наивностью (мечтой?) – для них вполне достижимая норма. Скорее всего, это поколение будет стремиться к альтернативным формам занятости (фриланс, удаленная работа и др.) и перекроит рынок труда.

Факт №6. Партнерские отношения с родителями

Вот и растет поколение, родители которых выстраивают партнерские отношения с детьми, знают о теории привязанности, хвалят за достижения и не "ломают" детей. И, тем не менее, родители для них – не истина в последней инстанции.

Центениалы говорят о самих себе, как о "растерянном поколении": "Раньше родители были строгими, они не давали выбор, а просто говорили, как надо, а теперь ты принимаешь решение сам. Свобода оказалась ограничением".

Нет четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием. При этом конфликта поколений – нет.

Факт №7. Акцент на семейные ценности

Создание хорошей счастливой семьи – важнее профессиональной реализации. Центениалы любят открыто говорить, что они обожают своих родителей. Имеют скорее традиционный взгляд на взаимодействие полов: девушка должна быть скромной и воспитывать детей, мужчина – обеспечивать семью.

Факт №8. Страстно хотят признания

Признание измеряется социальной популярностью. Ожидают похвалы на любое взрослое действие. Модель воспитания, в которой акцент делается на поощрение и "веру в ребенка" оказывается для молодых людей "позитивным давлением", когда велик страх не оправдать надежд.

Факт №9. Минимальный горизонт планирования

Отдаленное будущее кажется непонятным и пугающим. Планируют только краткосрочные цели, такие как закончить школу, поступить в ВУЗ. Есть страх однообразия и того, что взрослая жизнь окажется обычной, без ярких впечатлений.

Факт №10. Не думают о том, чтобы изменить мир и человечество

В первую очередь, хотят сделать свою жизнь и жизнь близких комфортной. Ожидания от будущего: "нормальная жизнь", "простое счастье", комфорт, благополучие, спокойствие. Не ставят перед собой глобальные цели.

Следующее поколение начнет рождаться после поколения Z примерно в 2023-2024 годах. 

Комментарии