Ребенок манипулирует – что делать?

Мамсила
Ребенок манипулирует – что делать? Детский психиатр Елисей Осин недавно опубликовал в своем  пост, в котором очень емко и доступно рассказывает, какие бывают манипуляции ребенка, и как родителям правильно на них реагировать:

То, что я сейчас напишу немного по-другому у взрослых (там мы имеем дело с расстройствами личности, а это отдельная и не очень относящаяся к детям тема).


Часто родители, бабушки и дедушки, доброжелательные и не очень прохожие, психологи и врачи используют термин "манипуляция", когда объясняют как-то проблемы поведения у детей. "Это он манипулятор у вас", – говорят. Что-то такое можно услышать очень часто про самые разные поведения и сложности: устраивает истерики перед школой – манипулирует, кричит перед тем как уйти с площадки – манипулирует, дерётся с детьми – манипулирует, подросток скандалит дома – ну понятно, тоже манипулирует.  
 
Ну, и говорят об этом, как о чем-то плохом, что манипуляция это плохо. 
 
Но такое объяснение просто не поможет понять его поведение, а главное не поможет с этим справиться. Наказывать уж точно не надо.
 

Я на это так смотрю: 
 
– Раз. Мы все друг другом манипулируем. Когда я прошу  сделать мне чай, когда прошу секретаря напечатать документ или официанта принести счёт, я ими манипулирую.

Я своими действиями, совершенно конкретными меняю поведение людей, мало того, делаю это хитро, используя слова "пожалуйста" и намекая на возможные последствия и причины, почему человек это мне должен сделать ("сделай, пожалуйста, я же вчера тебе чай сделал").


Да, я знаю, что у взрослых под манипуляциями иногда подразумевают другие вещи, но я сейчас про детей. 
 
– Два. Манипуляции бывают адаптивные и неадаптивные. Одни жить помогают, другие мешают. Если я, например, для того, чтобы мне налили чай, ору и топаю ногами (или угрожаю официанту), я, быть может, и получу желаемое в итоге, но ценой отношений  (как минимум ценой нормального самочувствия). Это же касается и детей – они могут манипулировать взрослыми адаптивно (ребёнок говорит, "мамочка, милая, я так тебя люблю, можно мы ещё пять минуточек погуляем") и неадаптивно (лезет драться, кидается камнями, убегает с площадки, испортив себе и маме настроение ).
 
– Три. В этом смысле причиной наличия неадаптивных манипуляций в репертуаре ребенка являются две вещи: 1) они работают и 2) (самое важное) ребёнок не умеет по-другому. 
 
– Четыре. Собственно, подход к работе с таким проблемным поведением прост (как минимум на словах) – мы делаем так, чтобы старые методы (неадаптивные) манипуляции не работали, и мы интенсивно учим новым навыкам, новым умениям, которые встанут на место неадаптивных, очень активно поощряем новые умения.

Чему учим? Например, можно учить ребёнка переключаться, подготавливая его заранее к уходу с площадки. Или мы учим его договариваться заранее, обсуждая, что будет, когда он спокойно с площадки уйдёт (и за это ему, кстати, полагается награда, чтобы для него это было выгодно), ну, и так далее.

 
Иными словами, с детскими манипуляциями не нужно бороться, их нужно усложнять, учить детей договариваться к взаимному благу. И это, конечно, задача родителей, сам по себе ребёнок такие умения будет изучать очень медленно.Фото: 
Комментарии

Смотрите также