Кризис двух лет в действии

Мамсила
Кризис двух лет в действии

Многие мамы, столкнувшись с ужасным поведением своего ребенка, которому скоро будет или вот-вот исполнилось два года, спрашивают других мам – "Это что, кризис 3-х лет у нас так рано начался?". Отвечаем – нет, не рано. Просто это разные кризисы.

Ванесса ЛоБу (Vanessa LoBue), доцент по психологии в Университете Рутгерс, специализирующегося на развитии детей и младенцев, директор Центра изучения детей:

Моему сыну Эдвину было 18 месяцев, и мы наслаждались коротким периодом времени, когда жизнь с ребенком стала ощущаться значительно легче, чем в первый год. С тех пор, как он овладел искусством ходьбы, безобидный журнальный столик больше не был смертельной ловушкой, и нам не приходилось следовать за каждым его движением.

С тех пор, как он научился говорить свои первые слова, нам не нужно было угадывать смысл каждого крика. Да, все определенно становилось легче.

Когда мы достигли отметки в 18 месяцев, на этом все и закончилось. И тут, вдруг, мы оказались в новом мире, наполненном вспышками раздражения, непрерывным хныканьем и случайной (и удивительно аэродинамичной) чашкой-непроливайкой, летящей в мою голову. Одна из моих подруг иронично отметила, что Эдвин необычайно развитый для своего возраста. Она имела в виду, что кризис 2 лет пришел рано.

Почему только недавно начавшие ходить малыши вообще такие трудные? Оказывается, есть много-много (много-много-много) причин, которые все вместе могут сформировать шторм, именуемый "ужасным" малышом. Во-первых, давайте поговорим о том, что дети могут делать. Малыши могут ощущать множество эмоций, включая счастье, гнев, печаль и страх. У них также могут быть очень конкретные цели и желания, и они могут понять, когда вы мешаете им достичь одной из этих целей, даже если вы делаете это для их собственной безопасности.

То, что делает двухлеток такими ужасными, – это комбинация того, что они уже могут делать, с тем, что они пока сделать не могут: а именно, они не могут очень хорошо контролировать свои мысли и чувства, и они не всегда могут сообщить, какие это мысли и чувства.

Самоконтроль и регулирование эмоций связаны с наличием способности (или ее отсутствием, в случае малыша) контролировать свои мысли и чувства и, в конечном счете, собственное поведение.

Давайте возьмем пример регулирования эмоций. Представьте себя в трудной ситуации на работе или, когда вы смотрите грустный фильм, и вам хочется плакать, но вы можете контролировать свое желание и сдерживать себя. Сначала младенцы полностью полагаются на своих воспитателей (на вас), которые успокаивают их, когда они испытывают отрицательные эмоции. В течение первого года жизни они начинают успокаиваться, когда просыпаются ночью, иногда похлопывая себя или поглаживая игрушки в своих кроватках или используя соску. В конце концов, они учатся получать контроль над своими эмоциональными реакциями, но этот навык развивается очень медленно в течение всего детства и отрочества, и многие из нас продолжают борьбу за него даже во взрослом возрасте.

Не будем ходить вокруг да около: малыши скандалят как из-за неумения регулировать эмоции, так и из-за отсутствия самоконтроля.

Когда двухлетки хотят что-то сделать, они обычно просто делают это или, по крайней мере, пытаются. Когда им что-то или кто-то мешает это сделать (например, вы), результатом обычно является гнев или разочарование, и у них нет другого выхода, кроме как показать вам, как они себя чувствуют. Отсутствие надежных средств общения при помощи речи делает проблему еще более тяжелой, поскольку они не могут описать источник своего разочарования. Так что они кричат, плачут, устраивают истерики и могут даже бросить свою чашку-непроливайку в вашу голову. Это плохая новость.

Хорошей новостью является то, что со временем ситуация улучшится.

 Сначала малыши будут демонстрировать вам плохие навыки самоконтроля и регулирования эмоций, и результатом этих плохих навыков станут истерики или даже агрессивное поведение. По мере того, как ваши дети будут становиться старше, они смогут разрабатывать стратегии, которые помогут им в самоконтроле и управлении своими эмоциями. Такие стратегии, как поиск помощи от взрослого или отвлечение от источника раздражения, могут быть эффективными в снижении негативных эмоциональных реакций. 

Помощь им в развитии своих собственных стратегий, подобных этим, также может быть полезна, когда ваши малыши начнут достаточно хорошо говорить.

В конце концов, развитие способностей к самоконтролю и эмоциональной регуляции важно для позитивного социального взаимодействия, поскольку самоконтроль связан с учебной компетентностью, внимательностью и вербальными способностями в школе.

Самое главное, – как только ваши малыши начнут справляться с этими навыками, вспышки истерик сократятся, нытье ослабеет, чашки останутся в безопасности на кухонном столе, и, наконец, ужасные двухлетки больше не будут казаться такими страшными.

Перевод Марины Бобышевой специально для "Мамсилы"

Фото: Amanda Voelker

Релевантные ссылки

Комментарии