Не хочу учиться, хочу жениться!

Мамсила
Не хочу учиться, хочу жениться! Отмотаем пленку чуть назад и вспомним, как учился ваш митрофанушка в началке. А лучше – еще раньше, в детском саду. Скажите, чем любит заниматься ваш ребенок, если его не заставлять? Хватает книжку, берет карандаши и раскраску, складывает паззлы, слушает сказки? Или предпочитает возиться с конструкторами, кубиками, лепит из пластилина, строит домики из подушек и пледов? Или он электровеник с турбонаддувом, ни секунды не сидит на месте, ему постоянно нужно залезать повыше, гонять мячик, бегать и прыгать?

Понимаете, к чему я веду? Я пытаюсь определить, к какому типу относится ваш ребенок: аудиал и визуал (смотрит, слушает, рисует) или кинестетик. Какой канал восприятия информации у него является ведущим: глаза-уши или руки-тело? Эта особенность восприятия является врожденной, и изменить её не удастся,разве что можно чуть-чуть "подкачать" другие каналы, слегка гармонизировать систему. Слегка, но не принципиально.

Родителям неплохо было бы представлять, к какому типу восприятия относится ребенок, чтобы правильно выстраивать обучающую среду.


Очень часто мне жалуются на деток, мол, неусидчивый, я ему книжку читаю, а он прыгает или машинки катает. Тут важно определить: прыгает И слушает, или просто прыгает. Если прыгает, но при этом может ответить на вопросы по тексту –все в порядке.

Так вот, наша школа построена для обучения спокойных аудиалов и визуалов. В ней нет места прыгучим (как обезьяны) гиперам или медлительным созерцательным рукоделам. Все учебные пособия называются наглядные, учитель при объяснении нового материала использует только голос и в лучшем случае – картинки. Все. Ни тебе потрогать, ни понюхать, ни лизнуть. Хотя можно – и нужно! – использовать все каналы восприятия.

Вот как изучали тему "Состав числа" в первом классе деревенской школы в Англии:

"Мне дали ящик, наполненный деревянными брусочками разного цвета и разной длины. Каждый брусочек был разделен на кусочки, в них были проставлены числа от 1 до 12. Моя задача состояла в том, чтобы набрать число 12 всеми возможными способами. Первой шла палочка с 12 делениями, и учительница показала мне, как из разноцветных брусочков можно составить длинную цепочку: 6, 4 и 2, 5, 5 и 2. Играл я на полу, было очень хорошо понятно, что вот этот кусочек – лишний, он торчит, а вот тут не хватает палочки средней длины. Я играл в эти палочки несколько недель. И до сих пор, когда мне надо что-то посчитать, я сразу вижу ковер у нас в классе, и набор этих разноцветных палочек".


Кинестетиков примерно поровну между мальчиками и девочками. По моим личным наблюдениям, в классе их вообще половина. Только им заняться нечем. Вот они и "срывают уроки": вертятся, грызут карандаши, кидаются ластиками, жуют бумажку. Их информационный канал недогружен, поэтому они ищут себе стимулы. Жалко, честное слово.

Им интересны:
  • манипуляции с предметами, инструменты, конструкторы, детали;
  • шитье, кулинария, уход за животными и растениями;
  • любые занятия, в которых есть "конечный продукт", который можно потрогать, надеть, съесть. Сесть на него, в конце концов.
То есть, ручной труд. Это может быть сложный ручной труд (ремонт автомобильных двигателей, например), это может быть высокое творчество –скульптура, гончарное искусство, стеклодувное мастерство. Даже ювелирное дело! Все, что угодно, кроме "читать-писать-думать". Настоящая жизнь против "мертвой науки".

Кроме того, что в школе эксплуатируют лишь очень небольшую часть способностей и возможностей детей, есть еще проблема так называемого "контента образования", проще говоря, наполнения уроков. Чему и зачем учат в школе? Как все эти предметы сопрягаются с реальной жизнью, которую дети наблюдают каждый день и в которой они растут?


Обратимся чуть-чуть к истории. Та школа, к которой мы все привыкли и принимаем за единственную норму, была построена в Великобритании в период правления королевы Виктории, для удовлетворения сильно возросших потребностей Империи в офисных работниках в колониях. Королеве были нужны единообразно обученные служащие, умеющие очень хорошо читать, считать, писать (плюс Закон Божий).

Через Германию идея классно-урочной системы обязательного начального образования попала в Россию. После начальной школы у родителей был выбор: учить ребенка дальше, или ставить его к станку/прилавку кузнечному горну. И среднюю школу заканчивали уже только те, кто собирался получать "чистую" профессию, для которой требовалось знание иностранных и древних языков, геометрии, физики и химии. Как вы понимаете, таких были, если не единицы, но какие-то проценты от всего населения. Точно не все поголовно.

А что мы видим сейчас? Мы вплотную приблизились к идее "100% высшего образования". По крайней мере, все к тому идет. Но так ли это необходимо? И всем ли оно нужно?

Огромна масса детей была бы гораздо более счастлива, занимаясь понятным и любимым делом, наблюдая непосредственный результат, получая удовлетворение от своей работы.


Кстати, знаете, представители какой профессии по статистике наиболее счастливы? Парикмахеры. И я их понимаю. Теперь представьте себе здорового, бодрого, сильного мужика 15 лет от роду. На нем можно пахать, его можно отправлять на охоту недели на две в тайгу, он готов идти в атаку на врага… Еще он страшно возбуждается при виде девушек. Даже не обязательно при виде, достаточно просто подумать. Глаза горят, кровь играет, деятельность префронтальной коры головного мозга (которая отвечает за сложные когнитивные и поведенческие функции, эмоции, оценивание обстановки и принятие решений, чувство такта, контроль импульсов и абстрактное мышление) практически заблокирована половыми гормонами. Эволюционно он подготовлен к отрыву от родительского стада, к открытию новых земель, к завоеванию иностранных принцесс (что сильно улучшает его генотип). Если подумать, это самый лучший возраст для выхода на работу, создания семьи и обзаведения потомством. Потом будет слишком много доводов "против".

А его заставляют по 10 часов в день сидеть в душном помещении и решать никому не нужные, непонятные, совершенно оторванные от жизни задачки. Учить даты, формулы, запихивать в голову абстрактные сведения, которые никак не соотносятся с тем, что его на самом деле волнует.


Это раньше образование было социальным лифтом, теперь вообще никто не знает, как надо строить свою карьеру и от чего она будет зависеть.

Девочкам немного легче. Во-первых, над ними не висит постоянная угроза армии, во-вторых, девочка, выйдя замуж в 16-17 лет и даже родив ребенка, ничего не потеряет. Я знаю очень многих женщин, которые шли учиться и работать после рождения детей, а вот мальчиков, которые смогли наверстать упущенное время – мало.

Мой собственный, личный мальчик, страшно тоскует в школе, зато, когда надо, например, перестилать крышу, менять колеса у машины, даже просто ехать на другой конец города с тяжелым грузом в качестве курьера, – очень воодушевляется и летит. Потому что это – НАСТОЯЩЕЕ. Реальная жизнь.


Другая немаловажная составляющая понятия "жениться" – сексуальные отношения. Я уже писала о проблеме "подростки и секс", собрала свой урожай поношений и обвинений в растлении малолетних, но продолжаю настаивать: секс – это всего лишь вид отношений. Способ общаться. Есть дети (люди), которым нравится разговаривать. Помните, в "Медее и её детях" Улицкой, одна из центральных историй Маши и Алика Миллеров, "их брак держался на разговорах". Явные аудиалы, словесники.

Есть люди, которым интересно вместе куда-то ходить, получать новые впечатления, путешествовать. Скорее всего, это визуалы, им необходима смена картинки. А есть – "телесники", люди, для которых важны прикосновения, запахи, вкус, осязание. Вот для них-то секс и будет способом узнавать друг друга, при этом "секс – не повод френдить тебя в Фейсбуке", как говорят нынешние 17-летние. Это не любовь, и не распущенность, просто способ познания. Один из.


Итак, к чему мы пришли?

Дорогие родители, если ваше чадо явно созрело для работы, любви и самостоятельной жизни, при этом не очень рвется учиться, не может выбрать, куда поступать, зато все время ищет возможность подзаработать. Может, так тому и быть?

Цивилизация явно не нуждается в таком количестве юристов и экономистов, зато мы наблюдаем острую нехватку пекарей и портных. Хороший электрик зарабатывает сравнимо с менеджером средней руки, а нервничает гораздо меньше.


Присмотритесь, к чему лежит душа вашего ребенка, и постарайтесь не загонять его в тесные рамки дурацких приличий. Иначе он будет несчастлив, а мы же не этого хотим, правда?


Если ваш ребенок аудиал, то он, скорее всего:
  • с младенчества нуждается в тишине, чтобы заснуть, реагирует на звуковые игрушки, поворачивает голову на шум;
  • в младшем дошкольном возрасте любит слушать сказки, просит почитать перед сном, много болтает;
  • ему можно "объяснить", прибегает на зов из другой комнаты;
  • при обращении к другому человеку говорит "Послушай";
  • хорошо запоминает новый материал в школе, любит пересказывать свой день, может повторять одну и ту же шутку, если она имела успех. Вообще, птица-говорун – это про него;
  • может делать уроки под музыку, но не под аудиокнигу.
Если ваш ребенок визуал, то он, скорее всего:
  • в младенчестве подолгу рассматривает яркие игрушки, узоры, может долго следить глазами за колыханием шторы, движением облаков;
  • замечает детали интерьера ("красивые висючки на люстре!"), обращает внимание на украшения, рано выучивает цвета;
  • чтобы он обратил на вас внимание,надо подойти и заглянуть ему в глаза;
  • при обращении говорит "Смотри!";
  • придирчиво выбирает одежду "чтоб красиво", может поступиться комфортом в угоду имиджу. Выражение "Красота требует жертв" придумали, без сомнения, визуалы;
  • жалуется, что на него не обращают внимание, если на него не смотрят прямо, не может беседовать, если не видит глаза собеседника;
  •  такое впечатление, что глаза и уши у него составляют единое целое ("без очков я уже слышу")
Если ваш ребенок кинестетик, то он,скорее всего:
  • очень капризен в выборе одежды, замечает спутанные нитки внутри носков и ему натирают ярлычки. Это те дети, которым важна марка подгузников. Только удобная одежда, никаких изящных туфелек или тесных джинсов. Идеально – мешок с дырками из мягкого вторично переработанного хлопка;
  • легко отвлекается;
  • любит сидеть на руках, обниматься, целоваться;
  • плохо воспринимает словесный запрет, его надо удерживать физически от опасных намерений (типа, залезть ногами на подоконник);
  • должен все время быть в движении, познает мир всем телом.

Автор: , психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю с приемными детьми, семьями

Понравилась статья? Подписывайтесь на нас: , , . 

Фото: 

Релевантные ссылки

Комментарии