Сравнение в жизни ребенка

Мамсила
Сравнение в жизни ребенка

И вот ты такая вся правильная мама, детей своих ни с кем не сравниваешь, а потом получаешь от них:
– А у бабушки пицца вкуснее;
– А Колина мама не боится машину водить;
– А вот другим детям родители разрешают хоть сколько у компьютера сидеть!

Итак, есть два вида мышления: холархическое и
иерархическое.

С иерархией, думаю, всем более-менее понятно. Иерархия подразумевает, что кто-то выше, кто-то ниже. Графически этот тип мышления можно представить в виде пирамиды. Очень много тех, кто внизу.

Чем выше мы поднимаемся по пирамиде, тем меньше тех, кто находится с нами на этом же уровне.

Тот, кто самый-самый, будет один на вершине. Когда мы мыслим иерархически, мы каким-то образом встраиваем себя в пирамиду, отвечая себе на вопрос: "Где я по моим ощущениям? Внизу, чуть ближе к середине или выше среднего?".

В социальной среде по любому критерию есть своя иерархия, своя пирамида.

Есть мышление холархическое. Суть которого "Я есть".

Я есть совершенное уникальное вдохновенное существо. Я пуп Земли и часть Вселенной. Я целостный. Все есть внутри меня. И я часть целого.

Графически этот тип мышления можно представить в виде концентрических окружностей, где Я, естественно, в центре. Как будто весь остальной мир вращается вокруг этого Я.

Нам нужны оба этих мышления

Неутомимый трудоголик в погоне за результатом, покоряет новые высоты и при этом испытывает тотальную неудовлетворенность, потому что все равно находится тот, кто выше – это признаки человека, полностью захваченного иерархическим мышлением.
 
Ничего в жизни не добившийся обитатель дивана (диван вместе с квартирой достался от родителей) переключает  телевизионные каналы в раздражении "опять смотреть нечего". Судя по его комментариям увиденного, он бы мог и фильм снять лучше, и спеть лучше, и уж он то бы точно гол забил на ЧМ, если бы встал с дивана… Классический пример человека, у которого присутствует только холархическое мышление.

Я повторюсь, но это важно. Нам нужны оба этих мышления. И умение переключаться между ними.

Из холархического мышления активность невозможна. Зачем совершенному существу еще чего-то добиваться? Личностный или профессиональный рост – это путешествие по пирамиде. Если хочется успеха в социуме, то необходимо иерархическое мышление. Активность, целеустремленность всегда выходят из ощущения некой неудовлетворенности: "Я пока не там, где хочу быть. Мне надо выше. Что мне для этого нужно сделать?". Но вечная гонка утомляет. Должна быть точка покоя. Всегда имеет смысл расслабиться, выдохнуть, вспомнить о себе как о совершенном существе. 

Получить свою порцию безусловной любви. Из иерархического мышления нужно переключаться в холархическое, а из холархического обратно.

До определенного возраста у ребенка есть только холархическое мышление. Мама, папа и другие любящие близкие люди способствуют этому. И это прекрасно. Что бы ребенок ни сделал – они умиляются, радуются, восхваляют. "Посмотри, как я прыгать умею!" – кричит пуп Земли и получает эмоциональные поглаживания: "Как здорово! Ух, как высоко!".

А потом подросший ребенок выходит в социум и приносит оттуда сравнение… Например, идет в детский сад. И тут он узнает, что кто-то прыгает выше, а кто-то дальше. На каком ты месте в этой пирамиде? Заработала машина сравнения, включилось иерархическое мышление. Кто быстрей одевается? Кто быстрее бегает? Кто лучше рисует?

 

В этот момент  педагоги-гуманисты начинают  настойчиво напоминать: "Нельзя сравнивать!". А педагоги реалисты и наблюдатели скажут: "Ок, я не буду сравнивать.

Но дети сами увидят и сравнят. Потому что они уже доросли до мыслительной операции сравнения, и без взрослой помощи определят кто тут "быстрее, выше, сильнее и больше знает". И в отличие от взрослых гуманистов, дети не будут сей факт замалчивать, а громко победоносно провозгласят: "А я тебя обогнал! Я первый! Ха-ха-ха!". Побежденный расстроено дуется или даже рыдает, или агрессивно колотит успешного спринтера, вытаскивая его из пирамиды "Кто быстрее" и опуская на самый низ пирамиды "Кто сильнее".

Сравнения – это нормальная социальная реальность.

Поэтому я рекомендую не бояться сравнений, а учить с ними обходиться. Учить ребенка выдерживать сравнение не в свою пользу.

Есть два способа

  • Остаться в этой пирамиде. Продумать стратегию движения вверх. Чему нужно поучиться? Какие навыки нужно развить? "Хочешь быстрее бегать? Давай будем тренироваться".
  • Если по каким-то причинам  кого-то никогда не перерасти (так бывает), то переключить внимание на другую пирамиду, где уже есть успех или где выше шансы на успех. "Ну да, у него ноги в два раза длиннее, его не обогнать, а зато ты лучше всех стихи читаешь и умеешь крестиком вышивать".

А еще учить ребенка возвращаться из иерархического мышления в холархическое, вовремя вспоминать, что "Я есть совершенное уникальное вдохновенное существо, и не важно, как быстро я бегаю". Каким образом? Просто любить.

Автор: Анна Быкова, психолог, педагог, арт-терапевт

Фото: Danielle Guenther

Комментарии