"Вертолетные родители" в действии

Мамсила
"Вертолетные родители" в действии

Для начала поясним: термин "вертолётные родители" появился в 1969 году после выхода в свет книги Хаима Жино (Haim Ginott) "Между родителем и тинэйджером", герой которой сказал, что "мама висит надо мной, как вертолёт", подразумевая её чрезмерную опеку.

Мы с вами живем во все более конкурентном мире. Прошли те времена, когда просто хорошая успеваемость могла обеспечить ребенку место в престижном ВУЗе. Даже лучшие студенты вынуждены бороться, чтобы получить работу.

Не удивительно, что многие родители хотят "подстелить соломки" и делают это при малейших проблемах, возникающих у ребенка с самого раннего детства.

 Они пытаются  сделать все, чтобы дать своим детям преимущество. "Вертолетные родители", постоянно нависая над своим чадом, могут рассматривать себя, в качестве прилетевшего на помощь вертолета МЧС, который молниеносно спасёт от проблемы.

Как оказалось, так называемые "вертолетные родители" на самом деле не делают ничего хорошего для своих детей.


Возможно, непросто наблюдать как ваш ребенок терпит неудачу или с удивлением признавать, что он может самостоятельно справиться с проблемой, но это является необходимым ингредиентом в рецепте успешной взрослой жизни.  

Новый научный эксперимент показал, что гиперопека "вертолетных родителей" порождает в детях тревожность, беспокойство и склонность к депрессиям, а также существенно тормозит эмоциональное и умственное развитие ребенка.

 
Тревожные дети "вертолетных родителей"
 
Последнее исследование выявило связь между гиперопекой и тревожностью. Семьи были приглашены на эксперимент, в котором детям нужно было отгадать, как можно больше задач за 10-минутный период, а родителям разрешили помогать им, но не рекомендовали делать это. Задачи и головоломки были разработаны таким образом, чтобы с ними было не так уж легко справиться.

Оказалось, что"вертолетные родители" вмешивались в решение головоломок значительно чаще, чем другие. Хотя они не критиковали своих детей и не порицали их, но они пытались помочь даже тогда, когда к ним не обращались за помощью.


Это говорит о том, что такие родители считают проблему более угрожающей, чем сам ребенок воспринимает ее. Со временем это может не только подорвать способность ребенка к самостоятельным достижениям, но и привести к психологическим расстройствам.
 
Некоторые другие исследования и эпизодические данные от консультирования также указывают на способность "вертолетных родителей" провоцировать тревожность детей.

 

Студенты колледжа, чьи родители чрезмерно вовлечены в их академическую жизнь или создали жестко структурированную внешнюю среду для детей, более склонны к беспокойствам и депрессии.

Они также могут испытывать трудности обучения.
 

Поощряйте независимость детей в их же интересах
 
Безусловно, родителям приходится отправлять своего ребенка во враждебный мир, зная, что он или она может потерпеть неудачу, столкнуться с высмеиванием и борьбой. Это вызов.
Но не приходится сомневаться и в том, что дети должны бороться, чтобы расти и учиться.

Отгораживание вашего ребенка от последствий и проблем, только гарантирует, что он или она столкнется с еще более сложными проблемами на своем пути.


Вот несколько советов, которые помогут вам развить независимость в ребенке:
 
– Прислушивайтесь к собственному ребенку, а не навязывайте ему свои цели и пожелания. Учитывайте его желания и стремления, это способствует развитию критического  мышления. Это также поможет вам избежать общей ошибки "вертолетных родителей" – проецирования собственных ценностей на ребенка.
 
– Не управляйте взаимоотношениями вашего ребенка в социуме.
 
– Не пытайтесь помочь ребенку избежать последствий его действий, за исключением той ситуации, когда вы уверены, что эти последствия угрожают его жизни. Не пытайтесь отчитывать его друзей за неподобающее, на ваш взгляд, поведение по отношению к ребенку.
 
– Не давайте ребенку ложных надежд на то, что он априори лучше других. Ребенок не должен думать, что он может получить то, что не заслужил и не заработал.
 
– Поощряйте ваших детей самостоятельно решать свои проблемы, задавая вопросы, чтобы рассмотреть возможные решения, но не влиять на них.
 
– Не делайте домашнюю работу вашего ребенка за него и не отслеживайте сроки ее выполнения.

Даже дети школьного возраста могут научиться запоминать даты контрольных работ и классных проектов. В средних классах ваш ребенок должен справляться с его школьными занятиями самостоятельно.

 
– Позвольте вашему ребенку брать на себя последствия его действий. Не  позволяйте оставаться дома только потому, что он не сделал домашнее задание или не подготовился к уроку.
 

Автор: Цвети Маркова (Tsveti Markova) , доктор медицинских наук, является медицинским директором Рочестер Центра поведенческой медицины ( Family Medicine Residency Program at Ascension Providence Rochester Hospital), Wayne State University.
 
Перевод Марины Польской специально для "Мамсилы"

Понравилась статья? Подписывайтесь на нас: , , .

 

Комментарии