Двое: я и мой воображаемый друг

Мамсила
Двое: я и мой воображаемый друг

"Мама, Дусе тоже чаю налей..." – говорит пятилетний кроха, показывая на пустой стул рядом с собой. "Бах!" – разбилось хрупкое родительское спокойствие.

В момент, когда ребенок представляет вам впервые своего воображаемого друга, сложно оставаться равнодушным.

В душе родителя могут возникать мысли и переживания в спектре от "хм, а все ли в порядке, раз появилась "Дуся"?" до "кошмар, а вдруг это шизофрения?! Ранние признаки?".

Даже те родители, которые сами в детстве прекрасно играли с воображаемыми друзьями, оживляли игрушек и придумывали себе волшебный мир, к воображаемым друзьям ребенка могут относиться с опаской. Причин тому масса. Ко всему, что похоже на психическое нездоровье мы относимся с предубеждением. И с годами общественная мнительность в этом вопросе только растет.

Одновременно увеличился интерес к психологии и появилось много доступной информации на темы возможных психологических проблем у детей. Что с одной стороны приводит к тому, что родители раньше могут среагировать на тревожные симптомы и обратиться к детскому психологу за помощью. С другой стороны, родители чаще от обилия непонятной и противоречивой информации
находятся в беспокойстве и растерянности – "это уже симптом или пока норма?".
 
Итак, чтобы стало понятнее.

В подавляющем большинстве случаев появление воображаемых друзей, оживление игрушек для ребенка от 3 до 7 лет абсолютно нормально и не является признаком психического нездоровья, эмоциональных проблем или сложностей в общении.

К начальным классам воображаемые друзья пропадают.

Дети развиваются, играя со всем, что только возможно. Специальной задачи или причины появления в норме у воображаемых друзей нет. Исследователи говорят о том, что с их помощью ребенок учится рассуждать, проигрывает разные ситуации общения, развивает изобретательность, воображение, спонтанность и творческое начало. Но и отсутствие воображаемых друзей не является тревожащим фактором. Ребенок, если ему не мешать, разовьет все, что положено возрасту через другие игры и занятия, те, которые ему больше подходят.

К слову, родителям, если воображаемый друг появился, лучше всего включиться в игру, подыграть ребенку – это самый простой и "дешевый" способ.

Попытки противостоять, разубеждать или игнорировать обойдутся себе дороже. Чтобы настоять на своем, ребенок или начнет протестовать и настаивать на том, что друг существует и с ним необходимо считаться, или начнет хулиганить от имени Дуси/Пети/Зилибобы, чтобы привлечь внимание. Очень чувствительные дети могут почувствовать отвержение и замкнуться в себе. Подыграйте так же, как когда вам приносят свежесваренный на игрушечной плите суп или пирожок. В конце-концов, то, что вас приглашают в игры – признак доверия и возможность лучше узнать ребенка.

Дети порой пробуют использовать воображаемых друзей в корыстных целях, чтобы свалить на них вину, к примеру, за пролитую чашку с водой.

Такое поведение говорит о том, что ребенок боится вашего гнева и пытается спрятаться за воображаемого друга. В этой ситуации ругаться не надо, это только усугубит его страх перед вами и вашей реакцией на его ошибки. Лучше сказать доброжелательно что-то наподобие: "Ох, как жаль, что вода пролилась, попроси Петю\Дусю быть поаккуратнее и вытри, пожалуйста, пролитую им воду".

В целом, если не подавлять и не противостоять – игры с воображаемыми друзьями являются не более тревожными симптомами, чем вера в Деда Мороза или кукольное чаепитие.

А о том, в каких случаях воображаемые друзья – это все-таки повод для внимания и почему, я постараюсь рассказать в следующей статье.
 
Автор: Александра Саницкая, психолог, гештальт и EMDR -терапевт 

 

Релевантные ссылки

Комментарии