"Не будь жадиной", или Этикет на детской площадке

Мамсила
"Не будь жадиной", или Этикет на детской площадке Становится тепло. Пришло время длительных прогулок, детских площадок и песочниц. А вместе с ними и родительских окриков: "Ты что, жадина? Он же ненадолго возьмет". Посягательство на частную собственность – одна из частых причин скандалов на детской площадке.

Малыш видит игрушку в руках другого ребенка. Мысль его идет прямо, социальных барьеров еще не появилось. Хочу – значит, беру. В лучшем случае, перед тем как взять, малыш скажет: "Мозя?" Ответ обычно не нужен, игрушка так и манит к себе. Дальше зависит от темперамента, силы и предприимчивости обоих сторон.

А что чувствует мама, когда ее детка кричит: "Мое, не дам"? Неловкость, стыд, досаду, раздражение. Особенно если другой малыш не успокаивается, а хочет именно эту игрушку. Маме неловко перед окружающими, ей хочется соответствия идеальной картинке, где ребенок искренне щедр и все упоенно вместе играют.

Но мы живем в реальном мире и – увы – чтобы справиться с тревогой и несбывшимися ожиданиями, в ход идут набившие оскомину фразы: "Ну дай ты ему! Тебе что, жалко?" А также манипуляции: "Ты что, жадина?" и "Хорошие детки должны делиться".


А почему, собственно, должны? Потому что маме неловко? Потому что мама боится осуждения со стороны родителей другого ребенка? Тогда маме самой и нужно разбираться со своими чувствами, не вмешивая в это малыша.

– "Ты что, жадина?" Бытует мнение, что быть щедрым – это хорошо. Щедрость воспринимается как положительное качество. Но если брать щедрость как максимально проявленную взрослость, как готовность поделиться тем, что у тебя есть, то нам придется задуматься: а что у ребенка есть? Чтобы что-то ощутить своим, надо чтобы оно, во-первых, у тебя было в наличии, а во-вторых, ты мог бы этим распоряжаться.

И теперь представьте, что чувствует малыш, если в любой момент ему могут сказать: "Отдай это, ведь другому надо"? Вряд ли он ощущает себя хозяином положения.


Вывод:
такая фраза припечатывает унизительным клеймом, дает почувствовать свою нехорошесть для мамы (тебя любят только если ты соответствуешь определенным критериям). 

– "Отдай ему игрушку! Видишь, как ему хочется? Он так плачет!" У ребенка напрашивается мысль: "Почему мама так обеспокоена судьбой малознакомого ребенка? Хотя вроде недавно говорила, что любит меня".

Вывод: ребенок чувствует, что мама заодно с посторонними, легко принимает чью-то сторону и, похоже, в трудных ситуациях на нее лучше не рассчитывать. Заодно дается установка: своего у тебя ничего нет, в любой момент вещь придется отдать.

– "С таким жадиной никто дружить не будет". Для начала примите за аксиому, что до 2-3 лет "жадность" – нормальное качество малыша. Он осваивает границы мира, проходит период построения собственного "Я", психологически отделяясь от мамы. Так что давайте не будем упрекать кроху в нормальности?

Вывод: ребенок чувствует недовольство мамы, условность ее любви (я тебя люблю и принимаю, только если ты соответствуешь определенным критериям). Малыш усваивает: для того, чтобы тебя приняла мама – а затем и социум – надо перестать быть в чем-то собой, стать удобным для других.

– "Хорошие детки должны делиться". Вы уверены? А ведь, скорее всего, не будете рады, если ребенок в школе даст кому-то новый телефон или модную кофту.

Вывод: этим утверждением мы воспитываем страх отказать (не поделишься – в компанию не примут), боязнь настоять на своем (вспомните, сколько взрослых людей не способны сказать "нет"), уверенность, что дружбу можно "купить".

А вы сами всегда щедры? Готовы дать поносить свои любимые сережки только потому, что подруга захотела? А новым телефоном попользоваться? И пусть вам не кажется, что игрушки – это пустяк, а телефон – вещь. Для малыша, чья собственность и состоит из таких мелочей, игрушка имеет большое значение, это практически часть него.


И напоследок несколько правил, которые помогут избежать неловких моментов

1. Проговариваем

Ваш ребенок имеет право не хотеть делиться своими игрушками. Стоим рядом и комментируем для особо настойчивых: "Нет, это Ванина машинка. Он хочет ею сам играть. Нет, нельзя брать, если Ваня против".


В случае, если ваш ребенок хочет увести чью-то игрушку, находимся на расстоянии вытянутой руки и опять-таки проговариваем: "Да, тебе очень хочется эту машинку, но она не наша. Мы можем попросить разрешения поиграть. Нам сказали "нельзя" – значит, отходим". Проговорили, расставили точки над i – теперь можно отвлечь любимыми качелями или пробегающей мимо собачкой.

2. Заведите уличные игрушки "для общего пользования"

Простые машинки, мячик, лопатка стоят недорого, но способны обеспечить спокойную прогулку.

3. Если малыш поделился игрушкой…

Обращайте его внимание на то, как обрадовался другой ребенок, поблагодарите от его имени.

4. Научить делиться – не главное

Важно научить детей играть вместе. Пока малыш маленький, помогайте ему в этом – сидите рядом с ним и другими детьми, предлагая варианты совместных игр, участвуя в них.

5. Если вашего малыша назвали жадиной…

Обязательно подчеркните, что это не так, пусть кроха чувствует, что вы на его стороне.

6. Если ситуация дележа игрушек возникает очень часто, проговаривайте перед выходом из дома:

"Мы не отнимаем игрушки, а просим разрешения";

– "Мы можем предложить поменяться" (берите с собой несколько игрушек "на обмен").


7. Если разговоры не помогают и скандальные ситуации на детской площадке возникают слишком часто…

Возможно, ваш ребенок еще слишком мал и общение со сверстниками должно проходить в гомеопатических дозах.

8. Не всякую игрушку стоит брать на прогулку

Бывает, вы видите, что игрушка слишком привлекательна для малышей, и отдаете себе отчет, что большую часть прогулки проведете, помогая чаду выяснять отношения. Не лучше ли в таком случае оставить ее дома? Или гулять в этот раз подальше от скопления детей?

И помните, дети растут очень быстро, попросту перерастая кризисные моменты. То, что кажется сейчас ужасным и невыносимым, через пару лет может вызывать улыбку умиления.

Фото: 
Комментарии