Сиалор

Воспитывающие добротой: каких авторов читать детям?

Мамсила
Воспитывающие добротой: каких авторов читать детям? В нашей стране (включая бывший СССР) огромное количество талантливых писателей и поэтов. Список фамилий нескончаемый: есть в нем и писатели-натуралисты, и писатели-морализаторы, и авторы, которые веселят юмором и сатирой… А есть такие, произведения которых настолько солнечны и позитивны, что волей-неволей заряжаешься их энергией и добротой. Именно об этих уникальных людях сегодня и пойдет речь.

Гайда Лагздынь

С отличием окончила химико-биологический факультет Калининского педагогического института (1952). Работала в школе преподавателем химии и биологии более 30 лет.

Ее стихи выходили на страницах областных газет "Калининская правда", "Смена", журналах "Мурзилка", "Веселые картинки", "Костер", "Веселка" и многих других. В 1975 году в издательстве "Детская литература" вышла ее первая книга "Веселая песенка".

С 1986-го – автор и художественный руководитель детского музыкального театра в Твери. В писательской копилке Гайды Рейнольдовны более 80 книг общим тиражом свыше 11 миллионов экземпляров. Причем не только детских. Есть стихи для взрослых, женская поэзия, басни, научные сказки, новеллы, рассказы, литературно-музыкальные композиции. Она лауреат и дипломант российских и международных конкурсов на лучшую поэтическую книгу для детей.

"Одеваем ревушку:
Шапку на головушку,
Валенки – на ножки,
А на них – калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни".

Что читать: "Послушный зайчонок", сборники для самых маленьких.



Эмма Мошковская

Эмма Мошковская заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей самобытны и своеобразны. Некоторым может даже показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленькая девочка.

В самом начале творческого пути Мошковская получила одобрение от самого Самуила Маршака. Вот что писал Самуил Яковлевич о начинающем авторе: "Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним".

В 1962 г. Эмма Эфраимовна выпустила первый сборник стихов для детей "Дядя Шар", за которым последовали еще более 20 сборников стихов и сказок для детей. На ее стихи писали песни многие советские композиторы.

"Я утром
Встаю
И сразу
Пою.

Я громко
Пою
Про ногу свою,
Пою
Про башмак,
Пою
Просто так!
Про солнце
Пою,
Про всяких людей,
Про дома,
Про зверей,
Про песню мою!
Про все, что люблю!
Если только
Не ем,
Если только не сплю, –
Пою,
Пою!
Я пою!!!"

Что читать: "Цыпленок шел в Куд-кудаки", "Веселый ветер", "Кислые стихи", "Я пою", "Дедушка дерево", "Книга для друга", "Кто самый добрый?", "Про козлика и ослика", "Жадина", "Дождик вышел погулять", "Люблю когда утро", "Хитрые старушки".



Ирина Токмакова

Она писала с детства, но в школе ее "сбили с толку" и направили по неверному пути. "Со мной в классе училась дочка Лебедева-Кумача. Она дала отцу почитать мои стихи, и он написал мне рецензию как настоящему поэту. Но плохую. И я сломалась".

Она уже дописывала диссертацию на филфаке, работала гидом-переводчиком, была замужем, когда все сломалось заново. "Это был момент большого семейного драматизма. Я бросила все и стала писать детские стихи. Дело в том, что в одной из туристических групп мне попался замечательный старичок швед, который, услышав, как я читаю вслух шведского поэта, прислал для моего сына свой сборничек. Я перевела его для себя, а муж Лева отнес стихи в издательство. Так все и началось".

Подборку ее первых стихов из "Мурзилки" выловил Маршак и сам позвонил никому не известной тогда Ире Токмаковой. Попросил зайти. Она ночь не спала перед встречей.

"Представьте: он разговаривает со мной так, как будто он Маршак и я Маршак! Помню, когда вышла от него, во мне внутри словно лампочка загорелась… И горит до сих пор".


"Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно: 
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон".

Что читать: "Букваринск", "Вечерняя сказка", "Кукареку", "Кто? Как?", "Крошка Вилли Винки", "Поиграем!", "Разговоры", "Где спит рыбка", "И настанет веселое утро".



Сильва Капутикян

Сильва Капутикян является автором более 60 книг, переведенных на многие языки мира. В своих стихах она часто обращалась к темам любви, женского одиночества, патриотизма и самопожертвования, выражая всю горечь и боль, выпавшие на долю армянского народа. Ее поэзию переводили на русский язык Булат Окуджава, Юнна Мориц, Белла Ахмадулина.

Свое первое стихотворение Сильва опубликовала в 14 лет. Любовь к поэзии, скорее всего, передалась ей от отца, и она с детства проявляла особый интерес к литературе. Стихи юной поэтессы были отмечены различными наградами на олимпиадах и поэтических конкурсах. Ее первый поэтический сборник "В эти дни" был выпущен в 1945 году. Поэтесса получила множество наград и званий, среди которых Заслуженный деятель культуры Армянской ССР, Заслуженный работник культуры Грузинской ССР, ордена "Святой Месроп Маштоц", "Княгиня Ольга".

"Шепчет Ротик: 
– Эй, послушай, 
Что ты, Носик, приуныл? 
Ко всему ты равнодушен, 
Будто свет тебе немил!
Грустный Носик отвечал: 
– Разве ты не замечал, 
Глазок – двое, 
Ушек – двое, 
Две руки 
И две ноги, 
Только мы живем с тобою 
В одиночку, чудаки! 
– Что ты, Носик, 
Чем мы хуже, 
Говорил тебе не раз: 
Если мы с тобою дружим – 
Значит, тоже двое нас!" 

Что читать: "Маша обедает", "В Москву".



Зинаида Александрова

Зинаида Николаевна Александрова родилась в Петербурге в семье учителя. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к природе и теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам – товарищам по играм. Маленькая Зина рано начала читать. В основном это была классическая поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов… 

Работу в детской литературе Зинаида Николаевна начала в 1930-1931 годах. Первое обращение к малышам, стихотворение "Ветер на речке", вышло отдельным изданием в 1932 г. Стихи пришлись ребятам по вкусу, много раз переиздавались, входили в хрестоматии и были положены на музыку.

Песнями стали и многие другие ее стихи: "Маленькой елочке холодно зимой", знаменитые "Бескозырка белая" и "Гибель Чапаева".


Большое внимание уделяла Александрова и работе с литературной молодежью. Многие ныне хорошо известные поэты, пишущие для детей, назовут ее имя среди своих учителей. Другой большой и важный раздел ее работы – популяризация детской литературы народов СССР. Известны ее переводы грузинских, украинских, литовских, еврейских поэтов, также пишущих для детей.

"Топ, топ, топотушки...
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!"

Что читать: "Мой Мишка", "Таня пропала", "Невидимка", "Смешные человечки", "Ветер на речке".


Елена Благинина

Первоначально Елена Александровна собиралась стать учительницей. Стремление учить детей было столь велико, что она готова была ежедневно проходить семь километров от своего дома в деревне до Курского педагогического института. Уже будучи студенткой, Елена пишет свои первые стихи, которые попадают в курский альманах поэзии. Понимая, что она теперь не сможет оставить писательство, Елена поступает в высший Литературно-художественный институт в Москве. 

В детскую литературу Благинина пришла в начале 30-х годов прошлого столетия. Именно тогда на страницах журнала "Мурзилка", где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Елена Благинина. Дети очень любили ее стихи. Это были прекрасные и лиричные строки о радуге, дожде и ветре, о саде и огороде, о яблоках и березках. И конечно, стихи о самих детях. За журнальными публикациями последовали и авторские книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма "Садко" и сборник "Осень". Позже вышли в свет еще более 20 изданий. 

"Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой…"

Что читать: "Травушка-муравушка", "Улетают-улетели", "Не мешайте мне трудится", "Посидим в тишине", "Ясень-ясенек", "Аленушка".


Геннадий Цыферов

Человеком, сближающим далекие понятия по внешнему сходству и созвучию, писателем, заставляющим  своих  героев  по  незнанию  делать абсурдные, внешне  алогичные действия, немного философом, и еще художником, живущим в мире ярких, красочных сочетаний, зарекомендовал себя Геннадий Цыферов благодаря своей первой книге "Как лягушки чай пили".

Способность Геннадия Цыферова видеть сказку в абсолютно обычных вещах у многих вызывает восторг. Как? Как можно было вырасти, стать взрослым человеком и не растерять этого дара видеть сказку в каждой былинке и травинке?

Для Геннадия Цыферова все просто: стоит приставить к пылинке микроскоп, и там уже грохочут трамваи, несутся поезда и кипит нешуточная жизнь.


"Разве  хорошо,  когда что-то  хорошее  кончается? Когда я был маленьким и знал очень мало, мне всегда было грустно, если что-то хорошее быстро кончалось. Хороший день. Хорошее солнце. И цыпленок, и гусеница тоже очень хорошие. Так зачем же мне придумывать конец?"

Что читать: "Жил на свете слоненок", "В медвежачий час", "История про поросенка", "Паровозик из Ромашково", "Как лягушки чай пили", "Сладкий домик", "Серьезные рассказы плюшевого мишки", "Пароходик", "Как лягушонок искал папу", "Лошарик".



Михаил Пляцковский

"От улыбки станет всем теплей..." – эта замечательная фраза из стихотворения Михаила Пляцковского полностью отражает его собственное отношение к жизни. И в самом деле, он запомнился современникам как оптимистичный, никогда не унывающий человек.

Дочь Михаила Пляцковского, Наталья, говоря об отце в одном из интервью, предположила, что всем известное стихотворение "Улыбка" было самым любимым сочинением автора. И действительно, практически на всех фотографиях поэт запечатлен улыбающимся и счастливым.

Можно смело сказать, что улыбка присутствовала постоянно не только на лице, но и в душе Михаила Спартаковича.


Скорее всего, именно неиссякаемый позитив в совокупности с несомненным талантом помог поэту добиться таких успехов в творчестве. Им написаны замечательные детские произведения: "Чему учат в школе", "Если добрый ты", "Детства последний звонок" и множество других. А известный сборник рассказов Пляцковского "Солнышко на память" особенно нравится детям и при этом несет в себе достаточно глубокие философские мысли.

"Пчелы гонятся за Мишкой:
"Жу-жу-жу! Не будь воришкой!
Меда нашего не трогай,
Проходи своей дорогой!"
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве мелькают пятки,
Вместо меда будут шишки
На носу воришки Мишки!"

Что читать: "Я на облаке летал", "Поделись улыбкою своей", "Юля-чистюля", "Галоша", "Все могу я сосчитать", "Ромашки в январе", "Солнышко на память"


Борис Заходер

Наверное, редкий человек не любит его книги и уж совсем маловероятно, что есть в нашей стране люди, которые бы не читали переведенные им "Алису в Стране Чудес", "Мэри Поппинс", "Винни Пух и все-все-все" и его собственные стихи и рассказы. Но при всей популярности Бориса Заходера как поэта, писателя, переводчика о его личной жизни широкой аудитории известно мало.

Он не светился на телевизионных экранах, редко давал интервью газетам и журналам, избегал так называемых светских раутов. Даже не все собратья по перу знали его в лицо.


Основная тема стихов для детей Заходера – это мир животных. Среди его персонажей есть хорьки, страусы, кенгурята, антилопы, верблюды. И, как и положено героям детских произведений, звери Заходера совершают злые и добрые поступки, разговаривают и спорят между собой и с людьми, обращаются с просьбами о справедливости и защите.

Комментируя вопрос на тему, почему именно Винни Пух имел такой успех, Галина Заходер ответила так: "Борис придал персонажам черты, которые не рассмотрел в них даже сам Алан Милн, он сотворил своего собственного Винни Пуха. Казалось бы, как просто "терлимбомбомкать" и сочинять всякую галиматью, но в этом был какой-то особый поэтический смысл, почувствовать который мог только Заходер. Он и сам был немножко ребенок при всей своей мудрости".

"Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
– А ну-ка скажи,
Что красивей всего?
Да, вот так вопрос:
"Что красивей всего?"
Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.
Деревья и Травы
Сказали в ответ:
– Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!
– Да что же прекрасней
Ночной темноты?! –
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты...
– Леса! –
Отвечали мне
Волк и Лиса.
Орел свысока
Процедил:
– Небеса!"

Что читать: "Волчок", "Ма-Тари-Кари", "Мишка-Топтыжка", "Кит и Кот", "Волчья песня", "Мохнатая азбука", "Сказка про всех на свете", "Разные собачки", "Сказки для людей", "Мартышкин дом", "Кискино горе", "Серая звездочка", "Птичья школа", "Жил-был Фип", "Что снится моржу?", "Как они себя ведут", "Считалия", "Моя Вообразилия"



Сергей Козлов

Свои первые стихи Сергей Григорьевич написал, когда учился в восьмом классе, тогда он еще занимался в литературном объединении "Магистраль". Позже он окончил Литературный институт имени М. Горького, где в качестве дипломной работы представил рукопись собственных стихов. Но, до того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов успел побывать рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.

Неисчислимое множество сказочных миров было создано с тех пор, как родилась первая сказка. И, кажется, должен быть предел, за которым начнутся повторы, вариации, за которым появятся новые сказки, а не новые миры. Но, видимо, есть нечто, способное отодвинуть этот предел, –сила творческой индивидуальности. 

Стоит лишь открыть сказки Сергея Козлова, как тянет читать их дальше: и вот уже мелькает сказка за сказкой, открывая светящийся, мягко переливающийся и неспешно текучий мир.


Сергей Козлов – замечательный сказочник, поэт, автор многих произведений про ежика и Медвежонка и их лесных друзей. Герои сказок Сергея Григорьевича ходят друг к другу в гости, помогают в трудную минуту и наблюдают за неотразимой красотой окружающего мира. 

"Вот, – мечтал ежик, – кончатся у меня дровишки, и совсем станет холодно, и начну я замерзать… И об этом узнает Слон в зоопарке. Он притворится спящим, а когда сторожа уснут, прибежит в лес, найдет мой домик, всунет хобот в трубу и станет тепло дышать. А я скажу: "Спасибо, Слон. Мне очень тепло. Пойди теперь погрей Медвежонка – у него, наверное, тоже кончились дрова… И Слон будет каждую ночь убегать из зоопарка и дышать в трубу мне, Медвежонку и Ослику – и мы никогда не замерзнем?.."

Что читать: "Что читать: "Ежик в тумане", "Про Ежика и Медвежонка", "Трям, Здравствуйте", "Ежик и его друзья. Зимние сказки", "Ежик и его друзья. Весенние сказки", "Правда, мы будем всегда", "Поросенок в колючей шубке", "Как ежик с Медвежонком протирали звезды", "Лягушки"



Валентин Берестов

Валентин Берестов по образованию археолог. Родился в семье учителя. Наверное, поэтому он научился читать, когда ему было всего 4 года. И поскольку поэтические способности у мальчика обнаружились рано, стихи Берестов стал писать еще в детстве.

Как часто происходит в жизни, начать свое становление в роли писателя, Валентину Дмитриевичу помог случай. Во время войны семья переехала в Ташкент. Там мальчик познакомился с Ахматовой, а позже и с Чуковским, которому и показал свою тетрадку с тайно записанными стихами.

Именно Корней Чуковский помог Валентину раскрыть талант и больше не стесняться его.


Когда Берестову исполнилось 14 лет,  Корней Чуковский написал о нем: "Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним".

Первые произведения Берестова опубликовали в журнале "Смена" в 1946 г., а первый поэтический сборник "Отплытие" и первая детская книжка для дошкольников "Про машину" вышли в 1957 году. Затем последовали сборники стихов и сказок "Веселое лето", "Картинки в лужах" и "Улыбка".

"Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают.
И только у нас,
В магазине игрушек,
Огромнейший выбор
Друзей и подружек!"

Что читать: "Про машину", "Веселое лето", "Катя в игрушечном городе", "Картинки в лужах", "Корзинка", "Цирковая азбука", "Шире круг"



Петр Синявский

Петр Синявский начал писать стихи довольно поздно, в возрасте 40 лет. Тем не менее, он уже написал несколько десятков книг для детей. Имеет множество стихотворных публикаций в периодической печати и стихотворных сборниках. На его стихи написан целый чемодан песен.

Музыку к ним писали замечательные композиторы: Марк Минков, Юрий Тухманов, Юрий Чичков, Александр Журбин и многие другие. Думаю, нет ни одного взрослого, который бы в детстве не слышал по радио:

"Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога,
На собаку-водолаза
И на всех овчарок сразу"


Прежде чем начать писать стихи, Петр Алексеевич играл в оркестре на трубе, а дома –на чайнике и даже на венике. Человек, пишущий для детей, должен любить играть. Играть со словом, с музыкой, со слушателями…

"Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
– Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.

– Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявете!.."

Что читать: "Грибная электричка", "Зеленая аптека", "Вот те нате, вот те раз", "Цирк синьора Макаролли", "Буду директором детского сада", "Бутерброд наоборот"


Фото: 
Комментарии