Сиалор

Домострой и детоубийство: как воспитывали детей наши предки

Мамсила
Домострой и детоубийство: как воспитывали детей наши предки Когда-то родители воспитывали детей совсем не так, как мы с вами. Они не вели споры о том, что полезней для ребенка –  совместный или раздельный сон, психотерапевт или нейропсихолог, семейное или традиционное образование.

Парадигма воспитания с тоталитарной и принудительной сменилась на гуманистическую и помогающую, и то, что было обыденностью еще в прошлом веке, в нашем кажется абсолютным варварством или удивительной нелепостью.

Особенности воспитания по-древнегречески

Греки, как и многие современные родители, были обеспокоены "гаджетами" –  возможностями письменности и книгами. Все зло –  от письма!


В платоновском диалоге Сократ сетует на то, что знание не появляется из книг:  "...они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами".


По-прежнему актуально звучит отношение взрослых к молодежи (7-8 век до н. э, Гесиод):

"Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна".

Несмотря на претензии философов, с образованием в древней Греции дела обстояли хорошо – дети ходили в школы, и неграмотных среди свободного населения Греции не было.

Кстати, инфантицид (детоубийство) в Греции был совершенно законным: если отец не признавал ребенка, от малыша избавлялись (в Спарте на этот случай действовал городской совет – совет местной элиты решал вопрос о "пригодности" младенца).

Воспитание по-древнерусски

В древней Руси дела обстояли сурово, хотя откровенного инфантицида не было. Один из главных письменных источников с руководством по воспитанию детей (а также нанесению им психологических травм), Домострой, гласил: "Воспитай детей в запретах, –  и найдешь в них покой и благословение. Не улыбайся ему, редко играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь, скорбя".

В любом непонятном случае рекомендовалось разобраться и только затем, на холодную голову, – выпороть: "Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти"

Одним словом, в средневековье прут был рабочим воспитательным инструментом и из обихода он выйдет далеко не скоро.


Эпоха Просвещения в воспитании детей

Прорыв в воспитании начинается с эпохи Просвещения – родители прекращают массово спасать души детей обильными побоями и, более того, появляются детские костюмы, как и сама идея того, что дети – это все-таки люди, личности с определенными потребностями, и им нужна удобная одежда.

Взрослые начали осознавать, что дети по природе своей подвижны и их тягу к движению нужно хоть как-то удовлетворять. (Вот, к примеру, мальчика, ну не выглядит он как одежда для догонялок.)

Несмотря на явную смену вектора в воспитании и смягчение нравов эпохой Просвещения, викторианская Англия в отношении к детям демонстрирует явный откат.

В известной книге о викторианской эпохе "Недобрая старая Англия" приводится масса примеров английского воспитания, которое может  тягаться со средневековым Домостроем. Некая леди Энн Хилл так вспоминала свою первую няньку: "Один из моих братьев до сих пор помнит, как она уложила меня к себе на колени, когда я еще носила длинную рубашку (тогда мне было от силы 8 месяцев) и со всей силы била меня по заду щеткой для волос. Это продолжалось и когда я стала старше".

Более того, телесные наказания были в таком почете, что серьезные английские джентльмены прицельно нанимали гувернанток: "Холостяк с двумя сыновьями ищет строгую гувернантку, которая не погнушается поркой".



Помимо глобальных расхождений в воспитании детей между современной эпохой и годами минувшими, полным-полно мелких заблуждений относительно детей и детской физиологии.

Например, грудное молоко в первые пару дней после рождения считалось плохим. Пустышки (или ее аналоги) в 19 веке в ряде стран называли очень вредными, так как, согласно мнению большинства, они портили форму рта.

Аналогично –  считалось "преступным" и сосание пальца – якобы палец тоже мог испортить рот (этот предрассудок даже отражен в книге Маргарет Митчелл "Унесенные ветром", такой он был распространенный).

Зато мало кто находил вредным детский труд: одной из самых распространенных детских городских профессий в 19 веке была профессия трубочиста, в подмастерья к трубочистам отдавали детей в возрасте 4-х лет.


Двадцатый век, век великих педагогов, научных успехов и появления психоанализа, в том числе и детского психоанализа, дал возможность отрефлексировать важность счастливого детства, пересмотреть потребности детей и в корне переработать взгляды на воспитание.

Фото: 
Комментарии