Домострой и детоубийство: как воспитывали детей наши предки

Парадигма воспитания с тоталитарной и принудительной сменилась на гуманистическую и помогающую, и то, что было обыденностью еще в прошлом веке, в нашем кажется абсолютным варварством или удивительной нелепостью.
Особенности воспитания по-древнегречески
Греки, как и многие современные родители, были обеспокоены "гаджетами" – возможностями письменности и книгами. Все зло – от письма!
В платоновском диалоге Сократ сетует на то, что знание не появляется из книг: "...они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами".

По-прежнему актуально звучит отношение взрослых к молодежи (7-8 век до н. э, Гесиод):
"Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна".
Несмотря на претензии философов, с образованием в древней Греции дела обстояли хорошо – дети ходили в школы, и неграмотных среди свободного населения Греции не было.
Кстати, инфантицид (детоубийство) в Греции был совершенно законным: если отец не признавал ребенка, от малыша избавлялись (в Спарте на этот случай действовал городской совет – совет местной элиты решал вопрос о "пригодности" младенца).
Воспитание по-древнерусски
В древней Руси дела обстояли сурово, хотя откровенного инфантицида не было. Один из главных письменных источников с руководством по воспитанию детей (а также нанесению им психологических травм), Домострой, гласил: "Воспитай детей в запретах, – и найдешь в них покой и благословение. Не улыбайся ему, редко играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь, скорбя".В любом непонятном случае рекомендовалось разобраться и только затем, на холодную голову, – выпороть: "Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти"
Одним словом, в средневековье прут был рабочим воспитательным инструментом и из обихода он выйдет далеко не скоро.
Эпоха Просвещения в воспитании детей
Прорыв в воспитании начинается с эпохи Просвещения – родители прекращают массово спасать души детей обильными побоями и, более того, появляются детские костюмы, как и сама идея того, что дети – это все-таки люди, личности с определенными потребностями, и им нужна удобная одежда.Взрослые начали осознавать, что дети по природе своей подвижны и их тягу к движению нужно хоть как-то удовлетворять. (Вот, к примеру, мальчика, ну не выглядит он как одежда для догонялок.)
Несмотря на явную смену вектора в воспитании и смягчение нравов эпохой Просвещения, викторианская Англия в отношении к детям демонстрирует явный откат.
В известной книге о викторианской эпохе "Недобрая старая Англия" приводится масса примеров английского воспитания, которое может тягаться со средневековым Домостроем. Некая леди Энн Хилл так вспоминала свою первую няньку: "Один из моих братьев до сих пор помнит, как она уложила меня к себе на колени, когда я еще носила длинную рубашку (тогда мне было от силы 8 месяцев) и со всей силы била меня по заду щеткой для волос. Это продолжалось и когда я стала старше".
Более того, телесные наказания были в таком почете, что серьезные английские джентльмены прицельно нанимали гувернанток: "Холостяк с двумя сыновьями ищет строгую гувернантку, которая не погнушается поркой".

Помимо глобальных расхождений в воспитании детей между современной эпохой и годами минувшими, полным-полно мелких заблуждений относительно детей и детской физиологии.
Например, грудное молоко в первые пару дней после рождения считалось плохим. Пустышки (или ее аналоги) в 19 веке в ряде стран называли очень вредными, так как, согласно мнению большинства, они портили форму рта.
Аналогично – считалось "преступным" и сосание пальца – якобы палец тоже мог испортить рот (этот предрассудок даже отражен в книге Маргарет Митчелл "Унесенные ветром", такой он был распространенный).
Зато мало кто находил вредным детский труд: одной из самых распространенных детских городских профессий в 19 веке была профессия трубочиста, в подмастерья к трубочистам отдавали детей в возрасте 4-х лет.
Двадцатый век, век великих педагогов, научных успехов и появления психоанализа, в том числе и детского психоанализа, дал возможность отрефлексировать важность счастливого детства, пересмотреть потребности детей и в корне переработать взгляды на воспитание.
Фото: