6 важных признаков того, что вам не повезло с классным руководителем

Мамсила
6 важных признаков того, что вам не повезло с классным руководителем Когда ребенок не ладит с одноклассниками, редко получает хорошие оценки и вообще не хочет ходить в школу – дело не обязательно в нем самом. Возможно, классный руководитель не помог ему, когда это было нужно. 

Вместе с  разбираемся, как понять, что вашему ребенку достался не лучший наставник.


1. Он никогда не хвалит ребенка. Даже в личной беседе с вами

"В классе я хуже всех", "У меня ничего не выходит", "Я не справляюсь". Если даже у вас не получается разубедить ребенка в этом – скорее всего, он транслирует вам мнение классного руководителя.

То, что говорит этот человек, для детей звучит как истина (по крайней мере, в начальных классах).


Поэтому хороший учитель всегда мотивирует, находит то, за что можно поощрить. Необычный подход к решению задачи, артистичное выступление или простую готовность помочь однокласснику. Когда этого таланта у педагога нет, ребенок рискует потерять интерес к школе в целом.

Как помочь. Поговорите с ребенком начистоту ("Скажи честно, как ты думаешь, почему тебя критикуют? Почему тебе кажется, что ты не лучше других?"). Возможно, он старается, а педагог все равно ставит ему плохие оценки на автомате. Или учитель упорно не видит способностей ребенка в той или иной сфере. Встретьтесь с классным руководителем один на один: если вы услышите одни жалобы и ни одного доброго слова, это дурной знак. 

2. Он не пытается вмешаться в серьезные конфликты между детьми

Две одноклассницы, которые всюду ходили вместе и сидели за одной партой, вдруг поругались и несколько дней избегают друг друга. Классный руководитель с ходу не вмешивается – и это нормально. Ребенок не всегда в восторге, когда взрослый человек (хоть родитель, хоть педагог) бесцеремонно вторгается в его отношения со сверстниками.

Тут лучше позволить детям сделать самостоятельный шаг навстречу друг другу.


Совсем другое дело – если ссора длится уже месяц, оценки у обеих стали хуже, кто-то даже начал пропускать уроки. И это самый простой пример: мы уже не говорим о случаях массового буллинга или драках.

В таких случаях классный руководитель просто обязан предложить свою помощь. Поговорить с детьми, постараться выяснить, что случилось, привлечь школьного психолога и родителей.

Если классный руководитель не замечает серьезных проблем в коллективе (или делает вид, что не замечает) – это тревожный сигнал.


Как помочь. Раз вы в курсе конфликтных ситуаций в классе или ваш ребенок непосредственно замешан в них – расскажите об этом классному руководителю. Возможно, это единичный случай (допустим, педагог не заметил проблемы из-за десяти стопок непроверенных тетрадей). Но если политика невмешательства – это его принцип и переубеждать бесполезно, стоит задуматься о переводе ребенка в другой класс.

3. Он унижает детей. Или допускает, чтобы так поступали другие


Ох уж эти истории о том, как педагог  шариковой ручкой слово "дурак" на лбу ученика или  чистить унитазы за плохое поведение. Разумеется, классный руководитель не должен позволять такого другим учителям (и тем более себе самому). Иначе под угрозой окажется не только пострадавший школьник, но и весь класс.

Во-первых, ни один родитель не застрахован от того, что похожая ситуация не повторится уже с его ребенком. Во-вторых, дети подумают, что унижать кого-то за несоблюдение правил – это норма.

Наконец, такое поведение может спровоцировать  со стороны одноклассников.


Как помочь. Это грубое нарушение педагогической этики – весомое основание для отстранения или увольнения. Поэтому можно (и нужно!) сразу идти к директору. Но перед этим скооперируйтесь с другими родителями – например, в общем чате. Скорее всего, найдутся те, кто тоже в курсе ситуации и готов пойти с вами. В кабинете директора расскажите о том, что случилось, спокойно и вежливо.

4. Он ссорится с другими учителями класса. Или совсем не общается с ними


"Наша классная наехала на химичку!" – радостно выдает ребенок, вернувшись из школы. Когда классный руководитель защищает своих учеников от произвола коллег, это только плюс: а вдруг учительница допустила детей к опасным реагентам без защитного костюма?

Но если ссоры случаются с учителями физики, биологии и физкультуры (и все они на перемене косятся на классную с опаской), дело уже в ее неумении сдерживать эмоции. Другая крайность – это замкнутость, нежелание обсуждать с учителями успехи и неудачи своего класса: мол, это дело коллег, им виднее.

Конструктивно общаться с педагогами, которые учат вашего ребенка, – это одна из главных задач хорошего классного руководителя.



Как помочь. Будьте начеку, даже если классная души не чает в детях, а они – в ней. Во-первых, педагоги могут не очень хорошо относиться ко всему классу, а не только к его руководителю (пусть даже бессознательно). Во-вторых, так легче упустить трудности ребенка по какому-то предмету. В-третьих, завязывать ссоры на глазах у детей – вообще-то плохой пример. Последите за тем, как эта ситуация отражается на вашем ребенке: возможно, все-таки стоит выбрать другой класс или школу.

5. Он навязывает детям свои политические или религиозные убеждения

Классный руководитель ведет себя непрофессионально, если устраивает конкурс рисунков на тему "Путин – лучший президент", призывает детей идти на оппозиционные митинги или уговаривает детей поститься.

В российском законе "Об образовании" сказано: школы должны учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.


Педагог как авторитет ни в коем случае не должен навязывать детям свою точку зрения на политику, религию или философию. Кстати, за воспитание мировоззрения у ребенка отвечают исключительно родители, и школа не может закрывать на это глаза (это – уже из Семейного кодекса).

Как помочь. Если идеологическая обработка идет прямо на уроках, жалуйтесь администрации. Классные часы считаются (парадокс) внеклассной деятельностью, поэтому ребенок имеет право не приходить на них, если тематика настораживает. Обсудите это с классным руководителем: если он все-таки настаивает на присутствии ребенка – ссылайтесь на законодательство.

6. Он не вывозит детей на экскурсии

Чтобы лучше понять стихи Есенина, детям стоит съездить на родину поэта в Рязанскую область. А чтобы увидеть, как работает повар или кондитер, – побывать на хлебокомбинате или кондитерской фабрике.

Когда классный руководитель с радостью устраивает такие вылазки (да еще и прислушивается к пожеланиям самих детей), это отлично. Но если ему недосуг, родителям приходится планировать все самим: собирать деньги на поездку, согласовывать даты, подбирать транспорт и так далее.


Как помочь. Спросите у классного руководителя, почему он уделяет этому виду внеклассной работы не так много времени, как хотелось бы. Если причина не в нем самом (а, например, ему не выделяют на это часов) – попробуйте уладить проблему с завучем по воспитательной работе. Ну а если учитель не настроен путешествовать с детьми, это уже хуже. Ищите среди учителей школы тех, кто возит детей в поездки, и садитесь им на хвост. Или переводите ребенка в класс к более авантюрному преподавателю.

Как наладить контакт с учителем, выбрать лучшую школу и вдохновить своего ребенка на учебу, можно узнать на , который пройдет с 18 по 21 апреля на ВДНХ, в павильоне 75.

Релевантные ссылки

Комментарии