10 вещей, которым нужно научить ребенка до школы

Мамсила
10 вещей, которым нужно научить ребенка до школы Часто мы думаем, что к школе ребенок должен знать азы грамоты и письма. Однако существуют навыки, которые, по мнению нейропсихолога , важно тренировать у дошкольника в первую очередь.

1. Играть по правилам

Игра – основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько "качественно" ребенок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления.

Кроме того, в игре развиваются все стороны личности. Играть – значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнерами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу.

Это живое со-творчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости.


Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры – развивающие и развлекательные, которые задают довольно жесткие правила и ритуалы, что требует от ребенка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот недоиграть вполне.

2. Ездить на велосипеде

В основе любой высшей психической функции – будь то речь или письмо – лежит движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем периоде детства.

Движение – та почва, от богатства и полноты которой зависит рост древа познания.


В этой связи я хочу привести высказывание философа Жан-Жака Руссо: "Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети".

Сегодня первоклассник, не умеющий ловить мяч и делать колесо, уже не редкость. Интересно, что не только в 18 веке, но и сегодня "продвинутые" родители поддаются соблазну перехитрить законы развития.



3. Знать день своего рождения

Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу повторить на скорую руку с ребенком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создает те самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение той же математики.

4. Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды

Сюда же отнесем любые простые алгоритмы – готовить что-то по простой инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и т. п.

Когда ребенок действует по плану, то есть учится держать в голове сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию, навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении.

Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи – это уже высший пилотаж!


5. Шнуровать ботинки

Вспомним мелкую моторику, без нее никуда. Пока ребенка не слушаются руки, его не слушается речь, а развивать моторику лучше до школы.

6. Ждать маму в банке

Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди выбирать мультфильм – эти бесконечные "ждать", о которых так много писали в книжке про французских детей.

Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придется трудно. Умение затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя – одна из составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем.

Гуглим на эту тему "Гарвардский эксперимент с маршмеллоу".



7. Задавать вопросы

Вопросы дети задают чуть ли не с рождения, вот только взрослые не всегда имеют желание отвечать на них или учить ребенка рассуждать и самому находить нужную информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса. Если вопрос задан, на него можно найти ответ.

Уметь видеть в любом препятствии задачу, которую можно решить – крайне важный для обучения навык.


8. Договариваться со сверстниками

Еще один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение – это не только про русский и математику, мы учимся взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать – именно эти качества в нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.

9. Принимать помощь

Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений, где ребенок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать, пока ребенок полностью сам, без вашего участия научится чему-то. Сам процесс созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается.

Это мы, взрослые, и сама среда – то пространство, в котором проявляются лучшие качества и способности наших детей.


Что это значит? Задача, которую ребенок решает сегодня, должна быть всегда вызовом для него: сначала таким, чтобы от нас требовалась помощь – направить внимание, очертить границы, придать направление; потом – просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать. Далее ребенок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем отходить.

Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребенок ПОКА не может, и отойти там, где ребенок УЖЕ может.


Тот самый баланс свободы и безопасности, только в обучении. Для ребенка должно быть естественным – приходить к взрослому за помощью, а главное – получать ее в том объеме, в котором это необходимо.


10. Верить в свои силы

Нам, родителям, следует предлагать ребенку такие жизненные задачи, которые он решить в состоянии, но пока не полностью самостоятельно или неидеально. Речь идет о постоянном микровызове, микроусложнении. Именно это поступательное движение навстречу сложному, но интересному и питает мотивацию "я могу", "я смогу".

Самое трудное, пожалуй – это взрастить в ребенке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время. Создание таких "историй успеха" в жизненном опыте ребенка зависит в большей степени от нас.


Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Для меня все это может служить отличным средством, но не самоцелью. Да, если ребенок познает мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово – используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями.

Поверьте, для того, чтобы научить ребенка всему, что описано выше, вы все равно будете творить ту или иную среду – питательную и развивающую, отталкиваясь от задач возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или спорт, или то же самое чтение – по сути, не так важно.

Фото: 
Комментарии