"Фиксики" – история создания маленьких человечков

Мамсила
"Фиксики" – история создания маленьких человечков Когда мы отправлялись в гости к фиксикам, то и представить не могли, что нас ждет такой теплый и дружественный прием. Оксана Гукасян – исполнительный продюсер сериала "Фиксики" и Дарья Моргунова – соавтор сценарной концепции сериала "Фиксики" и директор по связям с общественностью, не только показали "Мамсиле" святая святых любимого детского сериала, но и подробно ответили на наши вопросы.

Спешим поделиться с нашими дорогими читателями интересными деталями и фактами о мультсериале. Тыдыщ!


Кто придумал сериал "Фиксики" и как они связаны с "Гарантийными человечками" Эдуарда Успенского?
Дарья:

"Сначала у нашего продюсера Георгия Васильева возникла идея создать большой российский анимационный проект с расчетом как на российскую, так и на международную аудиторию.

Васильев, сейчас креативный продюсер проекта "Фиксики", всегда был его локомотивом. Он стал искать союзников в анимационном мире и познакомился с Александром Михайловичем Татарским. Это произошло в 2005 году, но сотрудничество, очень радостное, активное и плодотворное, к сожалению, было недолгим, потому что в 2007 году Александр Татарский скоропостижно скончался.

Мы запомнили Александра Михайловича как неиссякаемый источник творческих идей, парадоксальных шуток. Этот человек-магнит сплотил вокруг себя массу молодых анимационных сил на студии "Пилот".


Кстати, сотрудничество с "Пилотом" стало одной из причин, почему наша компания называется "Аэроплан".


В далеком 2005 году традиционная авторская анимация существовала, можно сказать, в заповеднике. Аниматоры раз в году съезжались на Суздальский фестиваль, где все друг с другом общались, но выхода на российские телеэкраны их фильмы не получали.

Телевидение в то время предпочитало покупать иностранные мультсериалы: так получалось дешевле и позволяло планировать сетку вещания по единому стандарту. В российской авторской анимации никто не был заинтересован, потому что она производила штучные фильмы, неудобные для современного программирования телеканалов.

И вот для большого проекта Васильев и Татарский стали искать тему, сюжетную идею. Именно Александр Михайлович посоветовал обратить внимание на повесть "Гарантийные человечки" Эдуарда Успенского.

Для Александра Михайловича, хотя в реальности ему было за пятьдесят, всегда был характерен особый взгляд ребенка. Это редкое и очень ценное для художника качество!


Татарский говорил: "Когда я был пятилетним мальчиком, мне было очень интересно, кто живет внутри техники. Помню, что ребенком я все время размышлял об этом…"

Татарский и Успенский были давно знакомы: например, знаменитая "Пластилиновая ворона" создана Татарским по стихам Успенского. Наша команда связалась с Эдуардом Николаевичем и приобрела права на экранизацию повести. Но сразу стало ясно, что, несмотря на блестящую творческую идею в основе, перенести ее на экран буквально сейчас уже не имеет смысла. Многие реалии в ней устарели.

В середине семидесятых, когда написана повесть, существовали большие радиоприемники, огромные телевизоры, поэтому гарантийные человечки, которые жили в этой технике, были размером с мышь. А в 2005 году уже наступило время небольших мобильных телефонов, и стало понятно, что техника стремительно развивается и становится все более компактной.

Разумеется, персонажи повести в такую технику просто не поместились бы, и нужно было найти для них какой-то новый образ. И для международного рынка словосочетание "гарантийные человечки" выглядело длинным и труднопереводимым.


Мы начали придумывать англоязычные неологизмы. Нам помогала девушка-билингва, филолог, которая предложила несколько вариантов названий. Потом мы собрали в Санкт-Петербурге фокус-группы. Это были англоговорящие люди из разных стран, разного возраста и профессий: дипломаты, ученые, журналисты, няни, торговые представители, моряки… Они все сидели за овальным столом, и с ними обсуждали разные варианты названий.

На какие-то они реагировали резко отрицательно, а вот слово "The Fixies" вызвало положительные эмоции, они сразу сказали: "Да-да-да! Мы это понимаем, это отлично! Тут сразу чувствуется сочетание слов Pixie – маленькое волшебное существо – и to fix – чинить". То есть они сразу услышали, что это маленькие человечки, которые что-то ремонтируют. И поскольку была такая однозначная позитивная реакция, то мы остановились на этом названии. Благо, что такая торговая марка была еще свободна для регистрации почти во всех категориях товаров, чем мы и воспользовались.

А "Фиксики" – это русский вариант английского неологизма "The Fixies".


Есть ли у героев мультфильма реальные прототипы?
Оксана:

"Назвать конкретные реальные прототипы сложно. Наши персонажи – это, скорее, собирательные образы. Можно сказать, что фиксики – человекоподобные существа. А значит, их прототипы – это люди. С разными характерами, поступками и взаимоотношениями. Сообщество фиксиков очень похоже на человеческое общество.

Главные герои-фиксики – дети, потому что они вызывают максимум эмоций у нашей целевой аудитории. Дошкольникам и младшим школьникам важно брать пример с киногероев, и они ищут тех, кто был бы похож на них.


Мы намеренно сделали так, чтобы в нашем мире не было отрицательных героев. Для развития сюжета не обязательно нужен патологический злодей, который разрушает все на своем пути. В жизни каждого появляются проблемы, когда нужно проявить себя как-то нестандартно. Именно это становится основой конфликта для наших историй.

В каждой серии мы открываем какую-то грань характера наших персонажей и стараемся взглянуть на них с разных сторон. 


Но у нас есть несколько персонажей, к которым у нас более ироничное отношение. Например, это ассистентка профессора Чудакова, Лизонька. Она – не отрицательный герой, просто все время борется с чем-то странным и непонятным для нее. Ведь она не знает о существовании фиксиков. И это постоянно создает комический эффект.

Или собака Кусачка, которая живет в квартире ДимДимыча. Она охотится на маленьких человечков со светящимися головами. Правда, в одной из серий мы попытались рассказать о ее подлинных намерениях, и оказалось, что внутри это благородный персонаж с огромным желанием помогать, просто ее собачьего языка никто не понимает".


Как оценивают сериал педагоги и психологи?

Оксана:

"В каждой серии мы стараемся донести какую-то важную мысль, мораль: например, "жадничать плохо", "прежде чем делать, подумай" или "помни о чувствах других". Мы всегда проговариваем все эти педагогические моменты.

Когда читаем отзывы и статьи о наших мультфильмах не только родителей, но и психологов, понимаем, что движемся в нужном направлении. Наш мультфильм традиционно относят к полезному контенту для детей".


Дарья:

"При этом в творчестве мы больше опираемся на собственное чутье и интуицию, чем на работы и консультации психологов. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что психологи предъявляют очень прямолинейные, однозначные требования в отношении художественного творчества.

Например, несколько лет назад на уровне нормативного акта предлагалось ввести правило о том, что в детском мультфильме на экране должно быть не больше трех цветов. Как это реализовать? Художественное творчество устроено более сложно. Мы стараемся больше перенимать позитивный опыт детской литературной и киноклассики, чем следовать правилам, которые сегодня формулируются психологами".


Оксана:

"Иногда мы в сериале рассказываем довольно сложные вещи с технической точки зрения и получаем отзывы даже от взрослых: "А мы и не знали раньше, что это так работает!" Или: "Ой, спасибо вам большое, что подсказали, как удалять наклейки с предметов!"

Мы считаем, что наш сериал полезно смотреть детям вместе с родителями".


Почему так долго создаются серии?

Оксана:

"Когда сценарий серии уже написан, и он переходит в руки к режиссеру, то этап создания самой картинки длится 3,5-4 месяца. А вот начальный этап – придумывание истории, написание сценария – непредсказуем. Он может занять от 1,5-2 недель до 6-9 месяцев. Пока мы не уверены, что наша история интересная и классная, мы не запускаем серию в производство.



Мы очень серьезно к этому относимся. Поэтому среди большого количества авторов, с которыми мы всегда готовы сотрудничать, до финальной стадии готового сценария доходят далеко не все. Тем не менее у нас есть строгий производственный график, и серии хочешь не хочешь должны выходить в четкой последовательности.

Написать сценарий для "Фиксиков" очень сложно.


Надо учесть огромное количество нюансов. Автор сценария должен помнить о том, что фиксики очень маленькие, и ему нужно научиться смотреть на мир их глазами, почувствовать себя в другом масштабе. Помнить о том, что действие нашего сериала ограничено всего двумя декорациями – квартирой ДимДимыча и лабораторией Чудакова.

Строить новые декорации очень дорого и нерентабельно в рамках сериала, поэтому мы не можем выйти на улицу, проехать на машине или в автобусе по городу, отправиться в лес. Нам приходится все время искать различные ходы, варианты розыгрыша сюжета.

Например, в серии "Кино", чтобы не придумывать какую-то большую локацию, мы соорудили коробку, в которой есть баскетбольное кольцо, и это выглядит довольно реалистично. Все эти микролокации можно создать с помощью простых предметов: ручки, ластика, резинки, кнопки.

В серии "Барабан" барабанная установка для Нолика состоит из скрепок, каких-то тюбиков – словом, из подручных материалов".

Но самое трудное – выстроить драматургию, рассказать историю от завязки через конфликт и кульминацию до развязки".


От редакции:

Закулисье детского сериала – это огромный мир, где работают талантливые и трудолюбивые люди: режиссер, сценаристы, аниматоры, актеры, продюсеры и многие другие. Подробности о том, как рождаются и оживают истории, можно узнать из роликов "Секреты фиксиков".

Интервью записала Вилена Котова.