Сиалор

Большое видится на расстоянии: о новых тенденциях в образовании

Мамсила
Большое видится на расстоянии: о новых тенденциях в образовании В интервью Александру Гизи, основателю Образовательного форума , эксперт по андрогогике* Елена Черникова двумя руками за дигитализацию, но объясняет, почему система образования еще долго останется прежней.

– Как вы думаете, перевод информации в цифровую форму облегчает понимание школьных предметов?

– Несомненно. Особенно интерактивные методы. Они позволяют взаимодействовать с ребенком на его уровне восприятия и дают колоссальный результат.

У компании Mail.ru была отличная идея – сделать чат-бот для преподавателей. Система простая: каждый мог сложить алгоритм и получить бот, который помогал бы детям читать книги, проверять домашние задания, стимулировал общаться.

С неодушевленными системами отношения складываются проще, бодрее, чем с одушевленными, и получается, что преподаватель никуда не делся, система на месте, а эффективность работы повысилась.


– Означает ли это, что в системе образования грядет революция?

– Ключевая ошибка при работе с новыми технологиями заключается в том, что люди полагают, будто они меняют все и разрушают старую систему педагогики, а это абсолютно не так. Новые инструменты позволяют сделать более понятной базу, которая сама по себе тоже продолжает пополняться.

Любые глобальные структуры инертны. Всегда остаются решения предыдущего этапа развития. Например, вернулся в 2039 году ученый с межгалактической конференции, припарковал на крыше шаттл, зашел в квартиру, захотел принять душ, а горячую воду отключили. То есть инфраструктура, которая связана с трубами или иными коммуникациями, скорее всего, останется еще надолго, потому что ее невозможно быстро поменять.

В образовании та же ситуация. Есть большие структурные решения. Их проблемы можно сокращать, но надо понимать, что принципиально мало что изменится за короткий срок.


– Какова роль новых трендов в образовании?

– Тренды не меняют систему, а скорее создают расслоение. С другой стороны, тренды приносят новое, например онлайн-общение, благодаря чему школы обмениваются опытом – по сути, обмен микроэлементами системы. Это помогает понять, как усовершенствовать процесс обучения, чтобы быть актуальным и для следующего поколения.

– Есть такая гипотеза, что лет через 15 учителей как таковых не будет. Возможно ли?

– Если бы школьники сдавали экзамены интерфейсу, а не преподавателю, и он, например, подсказывал, как надо читать Маяковского, а как – Бродского или Тютчева, то я думаю, игровые моменты помогали бы. Но педагоги важны – они живые люди, они формулируют образовательный контент.


Честно говоря, не знаю, что будет дальше. Вот принес ребенок из школы двойку и пришел к своим современным родителям, погруженным в инновации. Что они ему скажут? По педагогическим законам они должны его наказать. Но теоретически понимают, сама по себе оценка бессмысленна. А школа требует участия родителей в процессе обучения. Или, скажем так, давит на детей через родителей,а это показывает огрехи в системе, ее беспомощность, неспособность справляться самостоятельно.

В моем детстве родители в процесс не вникали. Хорошо, если помнили, в каком классе я учусь, потому что система была самодостаточной.


– Новые методики обучения оказывают воздействие на образование в целом?

– Есть много школ, где можно обучаться по новым методикам, но мы не можем говорить о них как о рынке образования вообще. И массовых изменений старой системы образования пока не видим. Логичной мне кажется теория, когда вся система образования построена по принципу индустриальной революции – чтобы люди делали одинаковые вещи в одинаковом процессе. Но сегодня в тренде разные взгляды и разные подходы. Что делать? Как родитель, я делаю упор на корпоративные образовательные программы, а повлиять на школу не могу.

– Можно ли оценить эффективность новых методик?

– Можно поделить образовательные программы на короткие спринты, просматривать и анализировать каждый этап: что было позитивного и негативного, что работает хорошо, а что работает плохо. Так происходит внутри компаний, обучение ради сертификации.

– Бизнес использует новые технологии ради просвещения или ради прибыли?

– Есть такие универсальные методы – например, трудовое воспитание, когда развитие происходит наслоением, а не отрицанием. Бизнес сейчас за трудовое воспитание, а труд все больше меняется в интеллектуальную сторону. Бизнес должен готовить свои процессы под следующее поколение, тогда он будет прибыльным. Зона интереса – управление инновациями.

Мне кажется, что если сейчас в образовательную среду придет огромный поток стартапов, новых инвесторов, то будет результат. Как случается, когда новое внедряется в застоявшуюся систему. Надеюсь, мы этого не пропустим.  Но старые добрые методы, которые работают, хоронить не следует.

Если вы хотите больше узнать по этой теме, приглашаем посетить Образовательный форум , который пройдет в Москве 18-19 марта. Билеты доступны на сайте форума.


*эксперт по образованию взрослых

Для справки:

Андрагогика (гр. андрос – взрослый человек, мужчина; агогейн – вести) – раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Фото: , 
Комментарии