"Спят мышата, спят ежата…" – план укладывания для детей 3-7 лет

Мамсила
"Спят мышата, спят ежата…" – план укладывания для детей 3-7 лет Вечная головная боль многих родителей – детский сон и вечерние укладывания. Причем у каждого возраста есть свои особенности: только закончились колики – перестал спать из-за зубов, выросли зубы – начал бояться монстров под кроватью, победили монстров – появились книжки под одеялом с фонариком. А что уж там у подростков, я представить пока даже боюсь...

С годами я начинаю понимать, что главное в этом непростом деле – спокойствие, системность и последовательность. И все же: в какое время должен ложиться ребенок и каков распорядок отхода ко сну для детей 3-7 лет?


Конечно, у каждой семьи этот распорядок – свой, и зависит он от расписания детей и занятости родителей. А еще это тот возраст, когда постепенно сходит на нет дневной сон (в моей семье старший перестал спать в 4, средний – в 2,5, младшему чуть больше 2-х, но и он довольно часто протестует и не спит днем), в то же время организм активно растет, потребляет и растрачивает много энергии, поэтому качественный сон в достаточном количестве важен для ребенка.

Сначала немного цифр. Согласно рекомендациям и расчетам педиатров всего мира, средняя суточная потребность ребенка 3-7 лет – 11-13 часов сна, то есть без дневного сна и при подъеме в 8 утра, ребенок должен ложиться не позднее 21 часа (а лучше в 20.00).


Тут я оговорюсь: в России принято сохранять дневной сон до 5-6 лет, соответственно, и время вечернего укладывания наступает на 1,5-2 часа позже, чем, например, в Великобритании, где дети с 2 лет могут быть без дневного сна, но в 7 вечера они уже ложатся спать на ночь.

Кроме того, после 3 лет с детьми уже можно договариваться, предоставляя им ограниченный выбор и возможность самостоятельно принимать решения. Можно вовлечь ребенка в создание режима и плана отхода ко сну, и посмотреть, как этот план сработает.

Вот несколько общих рекомендаций по созданию вечернего распорядка с учетом инструментов любимой мною Позитивной дисциплины.


1. Одна из причин, почему дети изо всех силы пытаются оттянуть время укладывания – попытка получить концентрат родительского внимания, особенно если детей несколько. Незадолго до сна постарайтесь выделить каждому из детей "индивидуальное время", ведь иногда даже 3-5 минут достаточно наедине с мамой, чтобы ребенок расслабился и "отошел" от событий дня.

Можно рассказать о чем-то своем, помолчать вместе или просто пообниматься, но вы должны быть только вдвоем.


2. Выберите время сна (например, 21.00) и в дальнейшем придерживайтесь его (плюс-минус полчаса). Можно заранее обсудить и показать детям на часах, как это время выглядит, чтобы они имели о нем представление. Ребенку гораздо легче существовать в рамках определенных правил и привычек, поэтому наша задача как взрослых – эти правила и привычки устанавливать.

Одинаковое время отхода ко сну изо дня в день – один их неплохих примеров.


3. После того как ребенок (дети) лежит в кровати, и все ритуалы выполнены, необязательно лежать с ним в ожидании пока он заснет. Мама знает, что поскольку это официальное время для сна, то она вправе поцеловать ребенка, сказать "спокойной ночи" и спокойно выйти из комнаты. Если ребенок выходит вслед за мамой, можно взять его за руку и мягко, но настойчиво и без разговоров вернуть в кровать.

Здесь ничего не стоит объяснять и проговаривать – ребенок и так все знает.


Просто спокойно и методично повторяйте действия. Правда, если до этого мама часами лежала и ждала пока маленький человек уснет, то несколько ночей ребенок может плакать и кричать из-за "сбоя в матрице".

А еще нужно быть честными с собой: насколько важно для вас самостоятельное засыпание? Я люблю лежать рядом с сыновьями, разговаривать с ними, а потом напевать колыбельные и слушать их сонное дыхание (не всегда, конечно, но в основном), поэтому этот пункт в моей семье не использовался.

4. Поговорите с ребенком в течение дня, когда он в хорошем расположении духа, поделитесь своими чувствами и волнениями. Скажите, что вас расстраивает то, как обстоят дела с укладыванием сейчас, и что всем было бы лучше, если бы процесс укладывания проходил без боя, а сам сон бы длился с 21.00 и до утра.

Расскажите про проблемы, которые могут возникнуть, если человек не высыпается: невнимательность, головная боль, усталость, плохое настроение. Можно привести примеры из собственной жизни ("Помнишь, как я на папу накричала? Я была очень уставшей, потому что твой младший брат всю ночь не спал из-за температуры, и на следующий день мне было очень трудно").


5. Предложите ребенку составить "План укладывания". Можно устроить мозговой штурм и составить список того, что необходимо сделать, прежде чем лечь спать: умыться, надеть пижаму, почистить зубы, выбрать одежду на завтрашний̆ день, сходить в туалет, послушать или почитать сказку, обняться, поцеловаться и послушать колыбельную.

Записывайте все идеи и мысли, которые возникнут, даже если будут предложения из серии, что перед сном надо целый час смотреть телевизор и съесть килограмм шоколада. На втором этапе вместе отфильтруйте действия, которые не включаются в план (телевизор мы смотрим только по выходным, помнишь? Шоколад – это очень вкусно, давай будем вместе съедать по кусочку после ужина?), затем используя ограниченный̆ выбор, помогите ребенку примерно рассчитать, сколько на все действия потребуется времени и когда необходимо начать, чтобы успеть все сделать.

"Во сколько пойдем в ванну - в 8 вечера или в 8:15? Тебе нужна минута, чтобы надеть пижаму, или две?". С серьезным видом все это можно записать, а потом предложить составить непосредственно сам "План укладывания".


План можно нарисовать, сделать на компьютере или, учитывая эгоцентрическую натуру детей в этом возрасте, сделать его на основе фотографий ребенка. Первый вечер фотографировать ребенка за всеми этими занятиями с указанием времени, а потом создать распорядок вечера с фотографиями, где он выполняет последовательность укладывания, и повесить на двери его комнаты.

Теперь у вас есть план-правило, составленное самим ребенком, а правилам надо следовать. И мама, вроде как, ни при чем, и в 8 вечера можно сказать: "Через 15 минут вступает в силу "План укладывания", что там у нас первое?"


6. Время для сказки приходит после того, как все сделано по плану. У нас дома договоренность на 3 короткие истории: по одной от детей и одна на мой выбор (ну или пару глав из книги, если читаем что-то длинное). Если они что-то не сделали, то остается лишь время на одну или две истории. А также, если они долго провозились, не остается времени поболтать (почти всегда 10-15 минут до слов "спокойной ночи").

Слова "Спокойной ночи" – последние, потом мама целует детей и выходит из комнаты (или остается с ними, но уже без разговоров).


Такие планы-графики работают не только для укладывания, конечно. Для детей постарше это может сработать как инструмент для утренних сборов в школу, подготовки расписания на неделю, уборки дома по субботам и многих других вещей.  

Ну а в целом, мы же знаем, что все изменения идут от нас, родителей.  Начиная с 3 лет ребенок уже признает авторитет значимого взрослого (если взрослый к этому стремится, конечно) и готов к сотрудничеству на взаимно уважительных условиях. Просто нужно немножко смекалки и фантазии и о-о-очень много терпения.

Фото: , 

Релевантные ссылки

Комментарии