Девочкам – куклы, мальчикам – машинки. Как игры и игрушки закладывают стереотипы

Мамсила
Девочкам – куклы, мальчикам – машинки. Как игры и игрушки закладывают стереотипы Едва услышав знакомые позывные от Skype, мой двухлетний сын Тони несется к ноутбуку. Что-что, а поболтать этот мальчишка любит.

Звонит один из дедушек, обладатель консервативных взглядов и любитель категоричных высказываний. "Таааааак, – раздается недовольный голос по ту сторону экрана, – ну и что это у вас опять там за "толератность"?"

А и вправду: Тони чудо как хорош. Мальчик играл со старшими сестрами – очевидно, в принцесс, и теперь выглядит соответствующе: позвякивает бусами и браслетами, в волосах заколки со стразами, все щеки перемазаны розовым блеском для губ с ароматом "Лесные ягоды". Хорошо, хоть накладная блонд-коса принцессы Эльзы где-то по дороге отвалилась.  


Дедушка негодует. Какая Эльза?! Какая Анна?! Что за принцессы?! Немедленно купить мальчику игрушечное ружье и танк! И не важно, что гораздо больше наш сын любит катать своих зверей и 4-летнюю сестру в игрушечной (розовой!) коляске. И будем откровенны, сестринские пони и тролли интересуют его куда больше, чем все машинки вместе взятые.

Когда моей старшей дочери Марусе было два, она повсюду таскала с собой резинового крокодила устрашающего вида – ее папа привез это трофейное чудище из Штатов еще в махровые 90-е. Люди от этого крокодила реально везде шарахались, как в анекдоте про милую куклу Фублю.

Марусе уже шесть, а естествоиспытательский интерес и любовь ко всем божьим тварям по-прежнему при ней: девочка ловит лягушек, пауков и ящериц и приносит мне их в ладошках – полюбоваться. Я, конечно, начинаю визжать (ну потому что буэээээ), но мне и в голову не приходит сказать: "Ты же девочка! Немедленно это брось и иди играть в кукольное чаепитие!"

Почему в нашем обществе по сей день принято делить игры и игрушки на предназначенные для мальчиков или для девочек?

На BBC засняли интересный социальный эксперимент. Малышей переодели из мальчиков в девочек и наоборот. Каждого заводили в комнату с игрушками и предлагали незнакомому взрослому несколько минут поиграть с ребенком. Так вот, для игр с "девочками" взрослые подсознательно выбирали пупсов или что-нибудь мягкое, розовое, пушистое. А "мальчикам" предлагали машинки, роботов и различные паззлы. Причем подобное стереотипное мышление продемонстрировали как мужчины, так и женщины.




В одной из российских "мамских" групп на фейсбуке идет горячее обсуждение выбора игрушек для мальчиков и девочек, счет комментариям идет на сотни. Очень грустно читать вот такое: "Сын очень любит играть со своими пупсами, но папа злится, отбирает их и подсовывает машинки".

Такие предубеждения – это не только индивидуальный образ мышления отдельно взятых взрослых. Зайдите на сайт, скажем, "Детского мира". В разделе "Игры и игрушки" можно найти подраздел "Игрушки для девочек" (здесь у нас, конечно же, кастрюли, продукты, туалетные столики, коляски и кукольные стульчики для кормления малыша, тележки со сладостями, стиральные машины, домики и пони).

Как вы думаете, что в подразделе "Игрушки для мальчиков"? Правильно: конструкторы, головоломки, роботы-трансформеры, динозавры, корабли, вертолеты, железные дороги, лазерные мечи и солдатики.

Отличный посыл, я думаю. "Мальчики, развивайте инженерное мышление, путешествуйте, покоряйте миры и галактики!" "Девочки, сидите дома с кастрюлями, качайте колясочку и занимайтесь декором гостиной!".


Все это очень здорово вписывается в концепцию Домостроя, но совершенно неактуально в современном развитом обществе, где ролевых моделей семейного и другого социального взаимодействия великое множество. Разве нет в нашем мире мужчин, которые предпочли не делать карьеру, а растить детей? Разве все современные женщины проводят свои дни на кухне или становятся матерями?

Стоит заметить, что в онлайн-магазинах таких гигантов индустрии игр и игрушек, как Disney или Hamleys, и намека нет на разделение игрушек на "для мальчиков" и "для девочек". В прогрессивном обществе гендерная сегрегация уже не считается приличной.

На этом видео другой эксперимент, который провели в начальной школе Великобритании. Детей попросили нарисовать представителей разных профессий: пожарного, хирурга, военного летчика. Подавляющее большинство учеников нарисовали в этих ролях только мужчин и дали им мужские имена. И это результат гендерных стереотипов, заложенных ранее, в том числе во время игр.




Нет ничего страшного в том, что мальчику интересно заплетать косы куклам, а девочке – возиться с инструментами, важно идти за увлечениями детей, а не ограничивать их мир устаревшими поведенческими клише. Нет такой вещи, как игрушки, предназначенные для мальчиков или для девочек. Как и нет профессий, занятий, увлечений и интересов, подходящих для мужчин или женщин. А есть – просто для людей.


Фото: unsplash.com