Сиалор

Секреты художницы и мамы: как рисовать с ребенком

Мамсила
Секреты художницы и мамы: как рисовать с ребенком Сейчас все стараются развивать в ребенке различные умения, и многие боятся упустить момент, так как "после 3-х уже поздно".

Я хотела бы рассказать о своих наблюдениях в области развития художественных навыков у маленьких детей (дошкольников). Я не психолог и не педагог, я художник и мама, и рассказ мой именно с этой точки зрения.

Самый важный момент: даже если вы видите, что ребенок изначально гениален и закопать такое умение – большая потеря для человечества, ни в коем случае нельзя "через не хочу". Не хочет – не надо, через силу любви к рисованию не привить, а вот до ненависти это самый короткий путь.


Не хочет рисовать день, два, неделю, месяц – не надо. Я заметила, что это цикличный процесс (как и вдохновение у взрослых) – бывает, что все поверхности закрашены за три дня, а иногда полная тишина пару месяцев.

Если с какого-то момента рисование становится системным (например, посещаете кружок или секцию при музее) – это прекрасно! Если, конечно, все участники процесса довольны.


Обустраиваем рабочее место

У нас с этим просто: есть мастерская. Там можно махать кистью, проливать воду, мазать мимо бумаги. Главное – сидеть на коврике (не на полу), все за собой убрать, не растащить грязь по всей квартире.

Очень важно организовать рабочее место так, чтобы думать о процессе, а не о том, как бы не испачкать белый ковер и обои.


Застелить газетами, полиэтиленом, надеть фартук, налокотники и так далее. Иметь под рукой тряпку (вытирать кисть, руки/ноги/пол по мере необходимости). И помнить, что достижения современной химической промышленности позволяет отмыть/отстирать почти все. Заниматься рисованием аккуратно у меня, по крайней мере, не получается.


Выбираем материалы

Очень важный момент в занятиях рисованием – хорошие материалы.

 
Бумага

Своим детям я покупаю бумагу А3 для акварели (она хороша для акварели, гуаши, карандашей и фломастеров), для пастели – тонированную бумагу, она стоит дороже детских альбомов с гладкими белыми листами, но и рисовать на ней приятнее.

Кисти и валики

Кисти из детских наборов обычно никуда не годятся. Синтетические не самые дорогие из художественных магазинов вполне себе хороши. Маленькие, большие, круглые, плоские – штук 5, а лучше 10. Это также расширяет диапазон.

Валики для краски тоже замечательная вещь. Дают большую цветовую наполненность работы. Дети же любят нарисовать пять точек в разных местах листа и все. С валиком так не выйдет. Плотный хороший цвет по всей поверхности.

Из нашей жизни: в 3,5 года Рита участвовала в интернет-конкурсе для детей с велосипедной темой (она только начала рисовать объекты приблизительно), а тут велосипед. Я ей дала 3 валика, она намешала 3 колера (я следила, чтобы не смешалось все в одну кучу и не получилась грязь, слоям краски давала просохнуть). По этой красивой подложке карандашом и кистью она нарисовала медведей на велосипеде. Рисунок занял 3 место (хотя она была совсем, конечно, еще малышкой, даже относительно других участников), и при этом был полностью сделан ребенком. Вовремя заменить рисунок на чистый лист – тоже важный навык мамы.


"Медведи на велосипеде", гуашь, валик, карандаш
Рита, 3,5 года

Акварель

Акварель сложный материал даже для взрослых, а детям с ней вообще непросто, особенно с той, что из детских наборов. Она непрозрачная, в смесях дает грязь. У нас есть детский набор ленинградской акварели в пластиковой коробке (свою я им на растерзание не даю). Купите хотя бы просто не самую дешевую акварель и без белил. Белила в акварели дают в смесях грязь. Если хочется что-то выбелить – по засохшему рисунку гуашь или акрил.

Гуашь

С гуашью у нас порядок, русская гуашь практически вся нормальная, мне нравятся "Сонет" и "Мастер-класс". 

Карандаши

Должны быть мягкие, чтобы оставляли яркую линию. Если будут еще и трехгранные – вообще замечательно, натренируете правильный захват (который пригодится для письма).

Пастель

Масляная и сухая. Масляная пастель хороша, например, в таком сочетании: пастелью делается рисунок, сверху можно заливать акварелью. Пастель жирная, не пропускает краску под себя. Рисунок получается яркий и звонкий.

Сухая пастель у нас вообще идет на ура. Но тоже надо следить, чтобы не намесили грязь. Вовремя фиксировать слои, просушивать и отбирать.

Пластилин и глина 

Пластилин мы покупаем самый дешевый русский ("Луч", по-моему), зато много. Есть книжка Рони Орена "Секреты пластилина". Там поэтапно показан процесс лепки. У нас она лежала долго без дела, лет в 5 дочь ее нашла и теперь оттачивает мастерство.


О занятиях рисованием

У меня всегда это было так: ребенок берет, чем он надумал рисовать сегодня, садится в разрешенном для рисования месте и делает, что хочет. Это же мои 20-30-60 свободных минут. Иногда и пару часов. То есть любимое занятие – любое, только не мешай маме. 

Я сначала немного волновалась, что я совсем не занимаюсь с ребенком рисованием, а потом где-то прочитала, что это и есть правильный путь: в начале дать полную свободу, ребенок как-нибудь сам все придумает и сделает, по дороге изучив возможности материалов, варианты изображения объектов, поймет, чего делать нельзя (тереть, например, кистью бумагу, пока не появится дырка и т. п.) и многому другому.


Естественно, если ребенок просит помощи – я рядом. Учить делать кружочек, овальчик, лапочки, заиньку – это немного позже. Вначале – полная свобода. 

Еще совет – когда уже возникает потребность предметного рисования: рисовать с натуры (!).


То есть на вопрос, как нарисовать мышке морду, берем мышку (игрушечную, не надо брать фото, это уже плоский объект), срисовываем с натуры. Также с другими предметами: если можно подсмотреть с натуры – лучший вариант. 


Приемы и "фокусы"

Вот это очень благодатная тема. Показать, как минимальными усилиями сделать красиво.

Варианты: масляная пастель с акварелью, посыпать акварель солью, покапать краску на лист, раздуть через трубочку полученные кляксы, валик, валик поверх вырезанных объектов, рисовать на цветной бумаге, оставляя цвет фона, наносить краску "на отлип" (ляпаем густо несколько пятен, потом маленькой бумажкой на отлип заполняем поверхность, получается ярко и "по-взрослому") и так далее. Даже если ребенок совсем "не умеет", это очень эффектные штуки.  Вдохновляет и окрыляет.

В Ритины 5 лет мы участвовали в конкурсе при Зоологическом музее МГУ. Сначала детям провели экскурсию, потом в течение часа дети рисовали животных из экспозиции. О чем думают родители, когда на конкурс дают ребенку листок в клеточку и простой карандаш? Ну, даже взрослые художники не все такие распрекрасные рисовальщики, чтобы выехать на таком скудном арсенале. 

У Риты была сухая пастель и тонированная бумага А3. За отведенное время она сделала 2 работы. Сам материал выгодно смотрится и хорош в сочетании с детским рисунком. Мы заняли 2 место, и она была одной из самых младших участниц. Да, она неплохо рисует для своего возраста, но эффектный материал – это уже половина успеха.


"Орел". Рита, 5 лет


Как рано ребенок способен рисовать внятные вещи? 

То есть не только пятна и линии, а что-то, где можно конкретный предмет? У моей дочки первый внятный рисунок возник в 3,5 года (солнышко и трава), но до объектного рисования еще очень долго.

Моя дочь, которая всегда видела меня рисующую, и у которой была куча возможностей по материалам и приемам, предположительно имеются генетические данные, стала рисовать понятные для взрослых людей вещи не так рано. Я, кстати, особенно не волновалась, не рисует – ну и отлично, может, в банке будет работать.


Рисовать вместе

Очень хороший способ качественно пообщаться с ребенком.

А вот просто влезть в рисунок ребенка, даже если он делает что-то совсем не так, на ваш взгляд, – плохая идея. Даже если надо для сада или школы, он вас сразу сдаст: "Я не знаю, почему у деда мороза синий нос, это мама рисовала", или просто обидится, что не дают самому сделать как считает нужным.


"Мама". Рита, 5 лет


Нужно придумать общую работу и разграничить зоны действия, при этом честно сказать, что работа совместная.

Мы с Ритой участвовали в фестивале "Чистое искусство" (создание предметов искусства из вторичных материалов). Конкурс детский, но технические вопросы все же на взрослых. Мы придумали идею (серию портретов индейцев, которые были объемно вылеплены на пластиковых бордах из полиэтилена, картона, пенокартона, крышек от бутылок, трубочек, и даже старая магнитофонная кассета пошла в ход.

Рита рисовала эскизы, по эскизам – полноразмерные изображения. Клеила горячим пистолетом, конечно, я. Красила сверху она, когда закончилось терпение, доводила я. Она стала самым младшим участником, который вышел в финал. Выставка финалистов проходила в ЗилАрт. Учитывая, что конкурс всероссийский – очень неплохой результат. И, главное, процессом мы обе остались довольны!

 
"Индейцы", 90х60


"Индейцы", в процессе работы


Хвалить или не хвалить?

Тонкий момент. Я хвалю. Хотя сейчас говорят, что надо хвалить описательно: то есть не просто "Здорово, красиво!", а так: "О, у тебя получилось 2 полоски и желтый круг".

Хвалите обязательно любым способом, но вот чего нельзя – так это ругать. Сейчас есть очень много взрослых, которые "совсем не умеют рисовать", так как в три года одна тетя сказала, что рисунок плохой и руки у ребенка кривые. Ребенок это запомнил, отложил карандаш и больше не пробовал.

 
Я картинки складываю в папку (не все, конечно, но многие). Некоторые вешаю на стену в рамках в детской же комнате. Со временем заменяю картинки на более актуальные. Мне кажется, ребенку приятно видеть, что к его рисункам бережно относятся. 

И еще: не стоит пробовать применять психоанализ к детским рисункам (если вы, конечно, не детский психолог, который получил соответственное образование). Пусть рисует людей с черными головами, тремя пальцами, красное солнце, кислотный дождь, зеленых котов, зубастого папу и голую маму.


Если нет сигналов со стороны здоровья ребенка – не надо спешить лечить, обычно это просто рисунки.
 
Рисующие дети – это замечательно. Это развивает моторику, наблюдательность, усидчивость. Говорят, полезно для гармонизации личности. Что делать с этим умением в процессе взросления, лучше решать потом совместно с ребенком. Некоторые  взрослые художники рекомендуют срочно отговорить, а лучше – запретить, "пока не поздно", но я с ними совсем не согласна.
Комментарии