Содержание
Первоклассник. Сколько в этом слове эмоций! Радость, гордость, счастье. Праздник в семье. Но вместе с торжеством и трепетом ему сопутствует тревога, волнение и множество страхов.
Безусловно, это момент большого стресса в жизни маленького человека, помочь преодолеть который – задача учителей младших классов и, конечно, родителей.
Представьте, в один момент жизнь ребенка переворачивается с ног на голову: меняется быт и общий уклад жизни, появляется жесткий режим, постоянно растущий список обязанностей, ответственность, огромные объемы новой информации.
Адаптация ребенка к обучению в целом, к новому коллективу и нормам поведения может занять весь период начальной школы.
Хорошо, если родители готовят малыша заранее: подготовительные занятия, переход на ранние подъемы, рассказы о своих школьных годах. Но часто происходит так, что родители бьют тревогу, когда стресс малыша уже перерастает в хронический. Как не упустить момент?
“Тревожные звоночки”
Неважно, пошел ли ваш ребенок в школу в этом году, либо он уже второклассник, стресс может долго накапливаться в организме и в один момент обрушиться как гром среди ясного неба. В этот период нужно быть особо бдительным к настроению и поведению ребенка.
Что должно вас насторожить: повышенная возбудимость малыша в течение дня, нарушения сна, расстройство аппетита – переедание или отказ от еды, навязчивые движения, нервные тики, “откаты” в развитии, появление вредных привычек, расстройства речи, замкнутость, агрессия.
Если вы заметили в поведении малыша что-либо из перечисленных особенностей поведения – самым оптимальным решением будет консультация с детским психологом для корректного выхода из стрессовой ситуации. Крайне важны в такой момент поддержка и понимание родителей – они становятся для малыша просто жизненно-необходимыми.
Как помочь ребенку дома?
Прежде всего, дайте ребенку почувствовать себя в безопасности – это базовая потребность, удовлетворение которой создаст фундамент для мягкого выхода из стресса и скорейшей адаптации к новым жизненным реалиям.
Будьте рядом, разговаривайте, проявите искренний интерес к проблемам, которые волнуют маленького школьника.
Строго соблюдайте режим дня, обязательно включайте в него спортивные занятия и прогулки на свежем воздухе. Не перегружайте малыша дополнительными занятиями после школы – ребенку, как и любому взрослому, необходим полноценный отдых после интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок. К окончанию младшей школы период адаптации пройдет, и именно в это время можно отдать школьника на дополнительные секции и кружки.
Одним из самых эффективных и доступных способ разрядки и “перезарядки” в стрессовой период является игра.
И хотя она и считается ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, положительно влияет также на детей постарше. Меняется только ее содержание и направленность. Дома как можно больше играйте в простые любимые игры малыша – они напомнят, что, несмотря на такие большие изменения в его жизни, дома он может “расслабиться”.
Как помочь ребенку в школе?
В школе именно игра помогает эмоционально разгрузиться между уроками, восполнить ресурсы для усвоения нового материала, развить внимание, сконцентрироваться и познакомиться с миром эмоций и отношений.
Игры, в которые дети 7-9 лет могут играть на школьных переменах:
1. Игра “Соедини ладошки”
Ведущий рисует на ладошках игроков разные смайлики, отображающие весь спектр эмоций – грусть, страх, радость, удивление и т. д. Задача детей – по сигналу ведущего найти себе пару, соединив ладошки с одинаковыми смайликами. Для этого им нужно поднять руки вверх, изображая жест “дай пять”. Задача детей – собраться в круг, держась за руки.
2. Игра “Детектор эмоций”
Для игры вам понадобится мяч. Ведущий с мячом в руках встает перед ребятами, выстроившимися в линию. Задача ведущего – объявить тему игры, которой может стать любая эмоция на его выбор: радость, гнев, удивление, грусть и т. д. Далее ведущий бросает по очереди мяч ребятам и называет при этом любые слова.
Задача игроков – ловить мяч, если слова отражает тему игры, и не ловить, если смысл слова не подходит к выбранной эмоции. За ошибку присуждается штрафное очко. 3 штрафных очка – выбывание из игры. Игра может длиться несколько кругов. Новый круг – новая эмоция.
Пример:тема игры “радость”, ведущий кидает мяч игроку, произнося “каникулы” – такой мяч игрок должен поймать, а если ведущий говорит “болезнь” – мяч ловить не стоит.
3. Игра “Мой сосед”
Реквизит для игры – повязки на глаза для каждого игрока (можно использовать шарфы, шапки и т. д.), пластиковые стаканчики по количеству игроков. Все игроки, кроме ведущего, садятся в круг и надевают повязку на глаза. Перед каждым стоит перевернутый вверх дном пластиковый стаканчик.
Задача – после хлопка ведущего взять стаканчик левой рукой и поставить его перед соседом слева. Игра начинается. Ритм хлопков постепенно увеличивается. Как правило, через несколько кругов происходит хаос, стаканчики падают, дети суетятся. Главное в этой игре – вывод, который ребятам помогает сделать взрослый: при любой суматохе нужно сохранять сосредоточенность и спокойствие, думать о поставленной цели. Если у ребят уже с первого раза получается хорошо играть и держать ритм, темп нужно ускорить.
4. Игра “Эмоциональное фото”
Выбирается ведущий. Он дает игрокам задание разыграть какую-либо жизненную ситуацию, например: “Вы пришли на день рождения”, “Вы едете в поезде”, “Вы находитесь в магазине” и т. д. Неожиданно ведущий произносит фразу: “Внимание, фотографирую грусть! (ведущий называет любое чувство или эмоцию)”. В этот момент игроки должны замереть, показывая эмоцию с помощью мимики и тела.
Ведущий делает вид, что фотографирует и рассматривает “фото”. Игрок, который не смог изобразить загаданную эмоцию, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один человек.
Несколько рекомендаций по проведению игр на переменах
- участие в играх – конечно, добровольное;
- можно проводить одновременно несколько игр, чтобы дети смогли выбрать вариант, наиболее подходящий их настроению и интересам;
- за несколько минут до звонка игра должна закончиться, чтобы дать возможность детям дойти до своих учебных мест и подготовиться к уроку.