Уехать с семьей в другую страну – смелое решение, даже сейчас, когда границы сильно расширились и можно запросто выбрать, как жить и где жить. Мы поговорили о стереотипах, школе и немецком дружелюбии с Ириной Калугиной, которая с мужем и детьми переехала жить в Германию.

– Ира, расскажите в нескольких словах о себе – как вы переехали в Германию? Как все складывается? 

– Мой муж получил предложение о работе во Франкфурте. Мы никогда не были здесь до этого, но сразу решили, что не собираемся упускать такую возможность. Да и вернуться всегда можно. Так и решили, за один вечер. Муж переехал позапрошлой зимой, а мы к нему присоединились спустя полтора года. 

В целом мне очень нравится здесь жить. Особенно круто, что можно в выходной проехать полчаса в любом направлении от города и оказаться в каком-нибудь волшебном месте.

Есть две вещи, по которым я действительно скучаю. Во-первых, это друзья и семья. Даже несмотря на социальные сети, все равно кажется, что жизнь там у них бурлит, а я все пропускаю. Во-вторых, наша культура, особенно театр. Это заменить никак невозможно. Тут есть опера, вполне неплохая, но драматический театр нам недоступен. Пока я мечтаю приехать в Москву и, хотя бы разок, в театр сходить. Ну и еще разок – с детьми.

– А как обстоят дела со школой в Германии? 

– В этом году наш первый учебный день был 14 августа. 12 августа мы вернулись из отпуска, это была суббота. И поняли, что к школе не готово ничего – ни тетрадок, ни ручек. А в воскресенье ни один магазин не работает (вот с этим я смириться никак не могу – моя боль, почти как с театром)! Помчались сразу из самолета в магазин. К счастью, таких несобранных родителей, как мы, оказалось не много, и никаких жутких очередей мы не встретили.

Поскольку это уже наш второй год в немецкой школе, мы примерно знали, что покупать, так что справились быстро. Вот в прошлом году это был квест.

Нам прислали по почте (обычной почте, в конверте и с маркой – это вообще самый распространенный способ коммуникации в Германии) приветственное письмо и список принадлежностей, которые надо купить. Нам казалось все странным и непонятным. Тетрадки различаются по номерам, карандаши для первоклассников и старших детей – разные, какие-то папки разных цветов… Потратили мы на это, наверное, час, не меньше.

Но больше всего удивило отношение к учебе. Оно совсем не такое, как в Москве. Помню, когда пришла в московскую школу на первое собрание, я была такая трепетная мамаша, переживала за свою дочку страшно. И провела два совершенно бесполезных часа, где на родителей тут же на всякий случай накричали, предупредили, что двойки – это вина родителей (притом, что дети еще ни дня не проучились в школе), ну и естественно, собрали деньги. 

Здесь все ровно наоборот. Главная задача начальной школы – сделать так, чтобы детям нравилось ходить на занятия. И чтобы родители были довольны.

Чтобы кто-то кого-то ругал за двойку? Это просто невозможно. Более того, часто бывает трудно понять, хорошо ли учится твой ребенок. Для меня это как-то даже слишком, честно говоря. Но все-таки лучше так, чем строгость и условные розги. 
При этом надо понимать, что немцы любят порядок. Дети и порядок совмещаются довольно плохо. И к детям тут совершенно отдельное отношение. Не то чтобы им все разрешают и царит полная анархия, просто методы упорядочивания гуманные и нежные. 

“Учителям можно звонить в любое время с любой проблемой”

– Как у вас и детей с немецким языком? Когда вы приехали, он был слабым, как же тогда вы “влились”?

– В первый день (в прошлом году), когда мы привели сына в школу, мы совершенно ничего не понимали, не знали, куда идти, немецкого тоже не знали совсем. Встретили какую-то тетеньку в коридоре. Она нам показала, где собрание нашего класса. Оставила нас там. А через 10 минут вернулась, села рядышком и переводила на английский. Потому что поняла, что иначе мы никак не поймем. А это оказалась обычная учительница второго класса. Потом она нас еще и познакомила с русскими ребятами из ее класса, чтобы нам не было здесь грустно. И мы теперь с этими ребятами дружим. 

В русской школе такое вообще себе представить невозможно. Хотя дочка моя ходила во вполне приличную школу в Москве. Но степень дружелюбия – просто небо и земля. 

– То есть немцы все-таки дружелюбные?

– Есть несколько стереотипов, которые оказались абсолютной неправдой. Первый – “поезда ходят как часы”. Я езжу довольно далеко каждый день на работу, на поезде. И это просто полнейший кошмар. Мой утренний обычный поезд за весь этот год приехал вовремя на станцию раз 5.

Никогда бы не подумала, что буду это говорить, но российские электрички, может, не такие красивые, но на них можно рассчитывать.

А второй миф – “закрытые, недружелюбные немцы”. Правда, немцев мы видим немного. Но вот учителя в школе – очень дружелюбные! Дают свои имейлы, телефоны – можно звонить в любое время с любой проблемой (ну, о том, что учителя младшей школы говорят на английском, а одна учительница даже по-русски говорила, хотя она не русская, я молчу вообще). 

Или, например, мой босс на работе – немец. Он не рубаха-парень, конечно, но очень дружелюбный, готовый помочь и вообще такой… оберегающий. 

Во Франкфурте очень много иностранцев, из любой точки мира. Когда я выхожу на пробежку по парку около дома, я слышу миллион языков: китайский, английский, португальский, испанский, французский, польский, русский… Это очень интересно!  Я понимаю, что мои дети будут расти в совершенно другой обстановке. Они видят мир открытым и разным. Разве не удивительно?

“Детей никогда не ругают и родителям ничего плохого не говорят”

– А как здесь ставят оценки?

– Ну, например, я иногда хожу к учителям, чтобы узнать, как дела у ребенка. Они всегда говорят, что все прекрасно, дети молодцы и так далее. У них такая установка – они детей никогда не ругают и родителям ничего плохого не говорят. И вот это, с одной стороны, невероятно круто. А с другой, я же хочу знать, как дела на самом деле. К тому же после 4-го класса тут ребенок или попадает в гимназию, или в так называемую реал шуле. Для меня очень важно в эту реал шуле не попасть. 

В целом система такая:

  • Оценки от 1 до 5 или 6 (это зависит от школы). 1 – самая хорошая оценка, 5 или 6 – самая плохая.
  • Оценки ставят со 2-го класса. Примерно так, как у нас. И за всякие контрольные работы в классе, и за домашнюю работу. 
  • В конце каждого полугодия дают табель – с оценками и резюме от учителя. Это очень интересное чтение: учитель указывает сильные стороны ребенка, над чем надо работать побольше, где какой прогресс был достигнут. Все очень индивидуально. Но, как я говорила, плохого они стараются не говорить.
  • После 4-го класса ребенок идет на следующую ступень. В гимназию попадают те, кого рекомендует учитель и у кого средняя оценка по важным предметам 1,5 балла.

На самом деле это одно из самых важных событий в образовательной жизни человека. Если ребенок не учился в гимназии, вероятность того, что он потом поступит в университет стремится к нулю. Есть, конечно, истории, как дети из реал шуле переводятся в гимназию, но это непросто.

Я бы, конечно, хотела для своих детей и гимназию, и университет. Но даже мои новые русские знакомые меня не понимают. Они говорят, если учитель не рекомендует ребенка в гимназию, этому есть причина, и не нужно портить психику человеку из-за своих амбиций. И в этом, собственно, заключается местная философия.

После того, как все мои подружки носились по Москве в поисках самой лучшей школы для своих детей, переключиться непросто. Пока я не могу сказать, что я полностью поддерживаю эту модель. Я не уверена, что в 11 лет правильно решать судьбу человека: будет он почтальоном или профессором. Но хорошее отношение к любому ребенку вне зависимости от его академических успехов – это очень важно.

– Что в Германии ставится “во главу угла” в плане образования? В чем суть? 

– Все общество настроено на то, что ребенок должен попасть туда, где ему будет комфортно, никакого насилия не должно быть. Все зависит еще от ступени образования. Начальная школа – это да, комфорт и любовь к учебе. В гимназии уже все гораздо серьезней. И оценки, и домашнее задание. Также оттуда могут отчислить, если ребенок не успевает. В университетах же, я так понимаю, учиться по-настоящему сложно. Например, университетские библиотеки работают круглосуточно, и там действительно сидят студенты и занимаются всю ночь напролет.

Иногда после сдачи выпускных школьных экзаменов они едут на год в путешествие, а потом уже идут в университет. Отличная идея, на мой взгляд!

“Один из обидчиков моего сына стал к концу года его лучшим другом”

– А что с буллингом в немецких школах? 

– У нас была сложная ситуация с детьми-беженцами в школе, которые обижали моего сына. И школа совершенно удивительным образом эту ситуацию решила. Хотя я в них вообще не верила. Мы даже с учительницей обсуждали, что эти несчастные дети выросли в жутких условиях и вообще не умеют общаться. Они между собой дерутся все время. И надо их учить границам допустимого. 

Там было два или три мальчика, которые не просто обижали, а прямо-таки били. А я же ни с ними, ни с их родителями поговорить даже не могу. Что, как потом оказалось, хорошо.

Потому что вообще в Германии это не принято и даже чревато. В общем, в какой-то момент мы позвонили учительнице и стали жаловаться. Она, наверное, час с нами разговаривала, успокаивала и хвалила нашего сына. Они сделали несколько вещей. О чем-то я, возможно, не знаю. Потому что знаю это все со слов сына.

Самого отъявленного “бандита”-заводилу она просто все время держала рядом с собой. Он не мог выйти в коридор, на улицу (на переменках дети всегда на улице должны быть) так, чтобы она его не видела. Это было временно. 

Было несколько специальных уроков, на которых они обсуждали, как играть можно, а как – нет. Что драка – это запрещено. Что обижать одноклассников нельзя. Жали все друг другу руки и рассказывали, за что они друг друга любят.

Была внедрена система наклеек-звездочек за хорошее поведение. Это у меня вообще больше всего вопросов вызвало. Я думала, что детям, которые без конца дерутся, эти звездочки совершенно не интересны. Но оказалось, что все дети – это просто дети. И звездочки работают! 

В итоге один из этих обидчиков стал к концу года лучшим другом моего сына, и он даже ходил к нему в гости.

Но вообще я понимаю, что это я такая зацикленная на школе. В основном никто так не переживают. Все просто живут и дают детям наслаждаться детством. К детям все очень хорошо и трепетно относятся. Ни разу еще не слышала, чтобы хоть кто-то на ребенка кричал или что-то в этом роде.

Фото из семейного архива Ирины.

+1
+1
+1
+1
+1
1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

“Кукутики” – это настоящий шоу-бизнес”: Артур Днепровский о создании музыкального шоу для детей на Youtube

Продюсер популярных детских каналов на Youtube Артур Днепровский рассказал нам о том, как создавался проект "Кукутики", о настойчивости на пути к цели и о том, что советскому музыкальному наследию давно пора добавить ярких красок и новых песен.