5 вопросов для дочери на ночь

Мамсила
5 вопросов для дочери на ночь Итак, пять вопросов на ночь: 4 из них – рефлексия, 1 – моделирование будущего. Зачем? Ну, кроме развития речи, мышления, эмоционального интеллекта и диагностики состояния внутреннего мира ребенка, просто для радости общения и душевной близости в сопереживании.

Моя дочь в свои 3 года и 4 месяца вообще любит делиться впечатлениями, беседовать и размышлять вслух. Уже не помню, в какой книге я впервые встретила идею трех вопросов на ночь – было это еще во времена беременности Софьей.

Теперь у нас с Софьей не три, а пять вопросов. Три ей мало – требует еще, а больше пяти не выдержу я – спать хочется. Ибо ритуал укладывания у нас и так длинный (и я его очень люблю проводить!).


Укладываю младшую с одного боку, старшая располагается с другого, и начинаем:

  • Почитать выбранную старшей дочкой книгу (и не коротенькую вовсе! Минут на 40, и то с боем за продолжение!). 
  • Рассказать одну длинную сказку без книжки в темноте. Сказку или тему сказки Софья выбирает сама, а я уже аранжирую ее так, чтобы она была в духе прочитанного перед ней. То есть, по сути, про то же самое – про любовь или дружбу, про сложности, схожие или те же чувства. В общем, сказка будет продолжением темы прочитанного.
  • 5 волшебных вопросов.
  • Колыбельная в мамином исполнении.

Я готова выделять на такой длинный ритуал время, потому что считаю это важным. В течение дня мы можем быть все заняты разными делами, но вечером должно быть время единения.


Это время, когда я передаю ей важные алгоритмы действий в сложных для нее ситуациях через сказки, когда моя дочь раскрывает мне свои секреты и переживания, делится со мной важным для нее. А я сопереживаю и слушаю. А потом выражаю свою любовь и словами, и колыбельной, отправляя ее в сон, спокойной и счастливой. Это важно.

А вот и сами вопросы:

1. Что тебя сегодня больше всего порадовало?

2. Что тебя сегодня больше всего огорчило?

После любого из этих вопросов я могу спросить еще: "Почему?"


Особенно если я не знаю ответа сама, либо не знаю, осознает ли причины моя дочь. И да, она имеет право ответить как угодно!

Важно, что прежде чем ответить, она подумает о том, что вызывает ее чувства.


А оттуда уже недалеко до тем – можно ли влиять на собственные чувства, можно ли передавать свои чувства другим людям, можно ли вызывать в себе и других светлые созидательные чувства и как, а разрушительные? А от каких твоих действий с чувствами жизнь – и твоя, и всех вокруг – станет лучше?

Но до этих граней еще надо дойти. Когда это произойдет, я не знаю. Моя задача в путь пригласить. Если пойдет, то быть в пути надежной (не осуждающей, не давящей, не назидательствующей, а любящей напарницей-исследователем, готовой к открытиям, включая собственные!  

Нет, я ей не учитель и даже не проводник. Я вопросозадаватель. А еще, теплоподдержкудаватель.


Пора переходить к следующему вопросу:


3. Какое открытие ты сегодня сделала?

(Или – что нового ты сегодня узнала? Или чему новому ты сегодня научилась?)

Дочь любит рассказывать о достижениях и открытиях. А кто не любит?! Заодно этот вопрос транслирует мысль о том, что каждый день можно делать открытия, узнавать новое или новому чему-то научиться! Вообще, осознавать свои действия и их результаты – полезная штука в жизни. Согласны?

Следующий вопрос:

4. Какое чудо ты сегодня обнаружила?

Это наше "Воспитание чудом". Сначала мы показывали дочке вокруг чудеса. Потом научили ее их видеть. Потом она начала их сама искать и находить. А потом еще и создавать. Поэтому для нее этот вопрос важен и нужен. Потому что он про счастье! И про любовь к этому удивительно интересному, загадочному и волшебному миру.

Мы хотим, чтобы эта любовь в дочке окрепла, стала сильной, мощной. Настолько, чтобы беречь ее в минуты невзгод и трудных испытаний.


И последний вопрос:

5. Каким ты хочешь создать твой завтрашний день?


Или – весну/лето/осень/новый год/жизнь? Да-да! Это я спрашиваю у трехлетней девочки! И она мечтает! Она учится моделировать свою жизнь! Понимаете, это не планирование и не фантазирование! И даже не просто мечтание. Это моделирование будущего!

Она его сама лепит своими мыслями и чувствами. Она может изменять, совершенствовать свою модель, рассматривать варианты и выбирать лучшие. Может размышлять, а что ей нужно для воплощения? Что сделать, чему научиться? Какова зона ее влияния? Кто еще и насколько включен в ее мечты-модели будущего? И дальше вопросы все глубже.

Нет, она не сразу все это разглядит и охватит. Этого и не нужно. Она будет моделировать в своем темпе и стиле, свойственном ее стадии развития (и это я не про нормы возрастной психологии). Это важно. Ведь еще есть секрет к этому вопросу!

Это дневное – "Мама, мечта сбылась! Ура! Получилось!". А потом беседа – как получилось-то? И почему ПОКА НЕ получилось другое? Может, в модели недодумка? Или действий каких-то не хватает?


А помоделировав будущее, легко уходить в него. В сон. Засыпать в мечту приятно. Особенно под мамину колыбельную про любовь и мечту! А просыпаться, чтобы мечты созидать – еще приятнее. 

Такое вот у нас воспитание! Удивила?

И да, то, что у нас получается, не значит, что так же будет и у вас! Ибо у каждого своя ПРЕДЫСТОРИЯ! Тут каждому надо искать свой путь! И наш ведь не с этих вопросов начинался. Но все же – с вопросов.

И это отдельная длинная история. Подойдет ли наш опыт вам? Не попробуете – не узнаете! Если сама идея не нравится – и пробовать не стоит. Если нравится – дайте и мне знать! Это вдохновляет описывать наш опыт дальше!

Автор: Вера Писаренко, мама, педагог и пермакультурный дизайнер. Воспитываю двух дочерей нестандартно.

Фото: Amanda Voelker