Победить истерику: как научить детей эмоциональному интеллекту

Мамсила
Победить истерику: как научить детей эмоциональному интеллекту

Эмоциональное регулирование или эмоциональный интеллект – это умение, которым мы все обладаем в той или иной степени. Большинство взрослых (заметьте, что я говорю большинство) способны идентифицировать эмоции, которые они испытывают в данный момент. Они могу вовремя переключаться и менять свои внешние реакции на те или иные чувства.

Многие из нас не осознают, как получили эти навыки. Мы не помним времени, когда у нас не было возможности, скажем, глубоко подышать, разозлившись, подавить слезы или воздержаться от грубого комментария. Правда, как-то мы все-таки научились этому.

Дети не рождаются с навыками эмоционального регулирования, но мы можем обучить их, чтобы они могли адекватно справляться с различными ситуациями.

И раннее детство – самое подходящее время, чтобы этому научиться.

Вот несколько советов по развитию эмоционально умного ребенка, который готов взаимодействовать с миром.

Комментарии вроде: "Ты в порядке, ты справишься" или "У тебя нет причин плакать сейчас" – научат детей не доверять своим собственным оценкам того, как они себя чувствуют.

Учите детей называть их чувства

Маленькие дети знают, что они испытывают физические ощущения, и как только они начинают говорить, то могут рассказать вам, когда проголодаются или захотят спать. Но назвать эмоцию намного сложнее, и многим детям нужна помощь в определении того, как называется то, что они чувствуют сейчас.

Один из способов добиться такого разговора – показать мультфильм "", который получил высокую оценку за то, что поощряет детей заглядывать в их собственный ум и выяснять, как работают их эмоции.

Когда у детей есть визуальная способность связывать эмоции с персонажами, воплощенными в мультфильме, это может облегчить обсуждение таких абстрактных понятий, как эмоции.

Когда ваш малыш проявляет сильную эмоцию, выберите момент, чтобы назвать ее, и попросите вашего ребенка подумать о том, что он ощущает.

Скажите: "Теперь ты выглядишь счастливым, потому что ты улыбаешься и смеешься. Счастлив – это то, как ты себя чувствуешь, когда брат делится с тобой". Или так: "Ты сейчас расстроен, потому что я не позволяю тебе залезть на этот забор. Это нормально, расстраиваться, когда ты не можешь сделать то, что хочется. Иногда я тоже расстраиваюсь, но безопасность очень важна".

Мы хотим, чтобы дети могли полностью чувствовать свои эмоции, все еще ограничивая их действия. Это приводит к тому, что и эмоции в порядке, и дети слушаются маму и папу.

Попробуйте L.E.S.S. метод

Этот метод, который предпочитают учителя и консультанты, дает родителям стратегию помощи своим детям при сильных эмоциональных переживаниях.

L.E.S.S. метод означает "Слушайте (Listen), Cопереживайте (Empathize)", "Назовите эмоцию (State the emotion)" и "Остановитесь (Stop)". Если ваш малыш бросается в истерику, найдите минутку, чтобы перейти на его уровень переживания, и попросите его рассказать вам, в чем дело, если это возможно. Выслушайте его рассказ.

Далее, проявите сопереживание: "Я понимаю, почему тебе так трудно терпеливо ждать, когда тебе скучно. Мне тоже бывает скучно". Затем укажите эмоции: "Я вижу, ты расстроен из-за меня, из-за того, что это занимает так много времени". Теперь остановитесь. Пусть ваш ребенок выразит что-то еще, что ему нужно сказать, и двигайтесь дальше.

Это, возможно, не поможет справиться именно с сиюминутной истерикой, но при регулярном использовании метода ваш ребенок научится озвучивать свои чувства до того, как произойдет кризис, а это значит, что истерики можно будет избежать.

Делай то, что я говорю и что я делаю

Мы все знаем, что дети копируют то, что делают взрослые. Крайне важно, чтобы ваш ребенок видел, что взрослые выражают свои чувства и при этом демонстрируют позитивную эмоциональную регуляцию. Если ваш маленький человечек увидит, что вы впадаете в ярость или с криками вступаете в разборки с соседями, он, без сомнения, будет думать, что такое поведение является нормальным и скопирует его.

Когда вы чувствуете эмоцию, поделитесь этим с ребенком и объясните, как с этим справиться. 

Эмоции сложны, но необходимы

Не приуменьшайте значение эмоций и не уверяйте своих детей, что они не испытывают эти чувства. Комментарии вроде: "Ты в порядке, ты справишься с этим" или "У тебя нет причин плакать прямо сейчас" – научат детей не доверять их собственным оценкам того, что они чувствуют. То же самое касается тайм-аутов при истерике.

По словам доктора Лоры Маркхэм, клинического психолога:

"Если вы отправите вашего ребенка во время истерики в его комнату, чтобы он успокоился, это не заставит его не расстраиваться, это просто привьет ему убеждение, что он совсем один с этими большими страшными эмоциями... Когда люди подавляют эмоции, эти эмоции больше не находятся под сознательным контролем".

Как и у взрослых, у детей есть слои различных эмоций, когда они боятся, виноваты или грустны, что часто может проявляться как злость и раздражение. Вот почему так важно общаться с вашими детьми об эмоциях, чтобы узнать, что происходит на самом деле, и научить их с раннего возраста правильно относиться к этим чувствам.

Эмоциональное регулирование – это не то, что дети развивают самостоятельно. Эмоциональный интеллект каждого ребенка является суммой его опыта в том, как взрослые справляются со своими эмоциями, как они реагируют на эмоциональные потребности ребенка. Начните сегодня же практиковать и выстраивать фундамент сильного эмоционального интеллекта своего малыша – и вы будете удивлены результатам.

Автор: Амелия Кибби

Перевод Марины Польской специально для "Мамсилы"

Фото: Jennifer Kielich

Релевантные ссылки

Комментарии