Родительство без слова "нет"

Мамсила
Родительство без слова "нет" Быть родителем – значит не уставать учиться тому, как привить детям наилучшие качества и в то же самое время подготовить их к реальной жизни.
 
Один из выводов, сделанных мною за годы материнства и работы преподавателем, состоит в том, что умение разговаривать с детьми без слова "нет" очень и очень важно.

Сейчас у меня двое детей, и я каждый день продолжаю работать над тем, чтобы, общаясь с ними,  не использовать слов "нет", "не делай этого", "нельзя". Это стало моей ежедневной целью.


Надо признать, что постоянно слышать "нет, нельзя" надоедает. Но я ни в коем случае не стремлюсь к тому, чтобы мои дети выросли, не услышав слова "нет". Они его слышат каждый день, слово "нет" – часть жизни каждого из нас, и я хочу, чтобы мои дети это слово знали.

Но я почти совсем изжила его из жизни нашей семьи, находя способы выразить нужную мысль без слова "нет". В результате, слово "нет", будучи произнесенным, в нашей семье приобрело реальный вес.


Тогда почему же я не устаю повторять, что растить детей нужно без слова "нет"?
 
Все просто: потому что дети начинают лучше нас слышать…  

Люди так устроены, что сама структура фразы важна для восприятия. Иногда человек лучше воспринимает начало фразы, почти всегда для него более значимо ее окончание, а вот середина фразы запоминается редко, если только говорящий человек не делает на ней специального акцента.


И на самом деле, какой ребенок постоянно слушает нас с безраздельным вниманием?
 
Помимо того, как мы слышим, для каждого из нас важно получить четкие инструкции. Если они непонятны, размыты, выполнение их будет таким же невнятным.

Так происходит потому, что НЕ сделать что-то всегда найдется сто причин, но есть только один способ исполнить, если нам четко сказали, что именно надо сделать.

Тогда, зная это, почему бы нам не поучиться говорить так, чтобы помочь нашим деткам слышать нас лучше и быть более покладистыми?


Как мне удается разговаривать с детьми и не употреблять запретительных слов?

Произнести "нет" очень легко, СЛИШКОМ легко. Так что приходится изрядно поработать над собой, чтобы выполоть из своего словарного запаса варианты "нет, перестань, не надо, не могу". Научиться этому трудно, но можно. Я потратила на это уйму времени и продолжаю учиться. Все дело в практике.
 
Когда я говорю по телефону, а моя дочка подходит ко мне с вопросом, вместо "Я не могу сейчас говорить" я научилась говорить – "Я сейчас говорю по телефону и поговорю с тобой чуть позже". Я стараюсь строить фразу с учетом того, какую ее часть дочка лучше услышит. Мне нужно, чтобы этими словами стали бы слова "я сейчас говорю по телефону" и "чуть позже".
 
Точно также, если мой ребенок в опасности, например, оказался слишком близко к дороге, я не кричу "Не подходи к дороге!", потому что я не хочу, чтобы ее внимание подхватило бы только слова "к дороге!". Я строю фразу так, чтобы она услышала то, что мне нужно: "Пожалуйста, иди сюда!" или "Отойди от дороги!".


Чем в разговоре с ребенком можно заменить слово"нет" и другие отрицания

Я могла бы привести множество примеров, но приведенные выше уже достаточно красноречивы. Нам нужно научиться вместо "не трогай!" говорить "пожалуйста, держи руки в карманах" (мы любим ходить по антикварным магазинам).

Мой муж старается не произносить "не хочу слушать твоего хныканья", теперь мы стараемся разговорить ее, сподвигнуть на то, чтобы она словами объяснила нам
свои детские проблемы.


Возможно ли воспитать чувство дисциплины, не произнося слова "нет"?

Да, можно! Это вопрос подбора нужных слов и формулирования для детей четких простых инструкций. Когда мы пользуется позитивными фразами, мы помогаем детям легче уловить суть проблемы, чем если мы произносим абстрактное "нельзя".

Магда Гербер (Magda Gerber) заметила: "Ребенок,которому никогда не говорили  "нет", просто не получил должного к себе внимания". И я с этим согласна совершенно; но иногда гораздо важнее то, КАК мы говорим ребенку "нет", нежели само "нет".


Нужно всеми способами четко и просто доносить до детей, ЧТО им следует делать. Не дергать, не учить постоянно, чего НЕ делать, а подсказывать в предельно простой и четкой форме, ЧТО ДЕЛАТЬ. Ведь, если ребенок слышит "Не дерись!", он может подумать: "Тогда, может, мне ударить ногой?".

Когда однажды моя дочка попала мне прямо в лоб брошенным деревянным мячиком, я собралась с силами и сумела сказать: "Ой, больно. Пожалуйста, держи игрушки в руках покрепче!".

Постепенно мы с мужем овладели этими приемами и научились разговаривать с детьми в позитивном тоне. Мы на собственном опыте убедились в том, что такой подход  оставляет суть, но смягчает форму запрета и, действительно, помогает сформировать у детей понятные им границы дозволенного.
 
 
Автор: (Kara Carrero), публицист, мать 3 детей, живет и работает в Бостоне, имеет степень магистра. Она профессиональный преподаватель и, будучи чрезвычайно увлеченной вопросами воспитания, всегда охотно делится своими наблюдениями и опытом с родителями, стремящимися воспитать из своих детей прекрасных людей.

Фото: Ashley Carlon

Релевантные ссылки

Комментарии