Воспитатель о том, нужен ли ребенку детский сад

Мамсила
Воспитатель о том, нужен ли ребенку детский сад

Я педагог по образованию с многолетним опытом работы учителем начальных классов и воспитателем детского сада, мама теперь уже взрослых сыновей и бабушка внучки, которая следующей осенью должна пойти в сад.
 
Дети обратились за советом ко мне – отдавать или нет? Я сказала сразу – да! Конечно, мое мнение субъективно, я не претендую на его исключительность, но обусловлено оно моим педагогическим и родительским опытом.
 

Бабушки vs Детский сад
 
Искать альтернативы стоит тем родителям, дети которых по медицинским показаниям не могут посещать детский сад. Тем, у кого есть возможность оставить ребенка на попечение неработающих бабушек, мой совет – отдавайте лучше в детский сад.
 
Воспитательный потенциал бабушек израсходован в прошлом. В их арсенале осталась только всепоглощающая любовь к внукам, которая способна "поглотить" любые личностные проявления малышей. И получите вы в итоге заласканного, инфантильного и избалованного "дитятю".
 
Домашнее воспитание – не гарант сохранения эмоционального и даже физического здоровья ребенка. 
 
 
Идеальный возраст
 
Специалисты утверждают, что оптимальный садовский возраст – 3,5-4 года. По их мнению, только тогда у ребенка формируется естественное желание быть в коллективе. Отнюдь. Когда 2-летний малыш на детской площадке проявляет интерес к другим детям, разве его желание противоестественно, навязано ему извне? Конечно, нет. С другой стороны масса примеров, когда 4-5-летние дети не желают и не умеют находиться в детском коллективе. И, как показывает практика, в основной массе это "домашние" дети.
 
 
Наши страхи
 
Боязнь родителей отдать своего малыша в детский сад обусловлена целым рядом причин: начнет часто болеть, будет закатывать истерики, плохо есть / спать, не адаптируется, тяжело расстается с мамой и так далее. Но главная причина кроется в том, что к ребенку не будут относиться с такой любовью и заботой, как дома. Да, не будут! И это надо понять и принять.
 
Отношение педагога можно сравнить с отношением человека к своей семье. Ведь в ней есть и другие члены семьи. И вы не "носитесь" с ними, как с детьми, но разве они вам безразличны? Перед воспитателем стоят определенные задачи: он должен научить ребенка жить в коллективе, привить ему различные навыки, дать основополагающие знания. И для этого он должен грамотно и профессионально выстраивать свои отношения с детьми.
 
 
Адаптация
 
Период этот неизбежен, временные рамки индивидуальны. Но и коррекции извне он поддается. Более безболезненным его может сделать и умелое поведение родителей, их правильное понимание неизбежности этого, а также мотивация со стороны педагога-воспитателя. Но совершенно исключить адаптацию не удастся, как и в любых других ситуациях перехода ребенка из одной "среды" в другую.
 
Только эмоциональная память малыша гораздо короче, чем у взрослеющего ребенка. Почему-то родители менее обеспокоены переходом от домашнего воспитания к школьному обучению. А это проблема гораздо серьезнее, чем адаптация к детскому саду.
 
Мне неоднократно приходилось наблюдать в глазах "домашних" первоклашек страх, непонимание, а иногда и зависть к детям, которые пришли в класс уже будучи знакомы с детского сада. И это еще один плюс в копилку дошкольного (садовского) воспитания.
 
Вспомните свои ощущения, когда попадаете в компанию совершенно незнакомых людей, и как они меняются при встрече хоть одного знакомого лица? А что уж говорить о детях.
 
 
Свой опыт
 
Обращусь к своему родительскому опыту. Мои сыновья оба посещали детский сад. Только старший впервые переступил его порог в 5 лет (по медицинским показаниям), а младший – в 1,7 года. И я с уверенностью могу сказать, что 5-летний адаптировался труднее и дольше.
 
Также впоследствии отличались и их коммуникативные качества. Более раннее знакомство с социумом сделало младшего сына более гибким, коммуникабельным, дипломатичным и динамичным. А старший до сих пор тяжело "сходится" с незнакомыми людьми.
 
Кто-то возразит: "У них разные характеры!". Да, это так. Но все мы помним – "посеешь привычку, пожнешь характер". И раннее привыкание к умению находиться и находить свое место в коллективе, несомненно, оказывает положительное влияние на характер растущего малыша.
 
Фото: Amanda Voelker